Об оспаривании решения УФМС об утрате статуса вынужденного переселенца.



Судья Клюев С.Б. гр. дело №33-10557

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

12 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Шуликиной С.М.,

судей Минеевой О.Г., Пискуновой М.В.,

при секретаре Тимагине Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Неранову Н.Г. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 02 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Неранову Н.Г. в удовлетворении заявления об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области об утрате статуса вынужденного переселенца (п.3.1 Протокола № от 01.09.10 заседания комиссии по определению правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев) отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Минеевой О.Г., объяснения представителя Неранова Н.Г. - Евдокимовой Е.А. (по доверенности), в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя УФМС по Самарской области – Чихачевой М.Ю. (по доверенности), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Неранов Н.Г. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области об утрате статуса вынужденного переселенца.

В обоснование своих требований заявитель указал, что в 2001 году он и его жена - ФИО1., прибыли из Республики Казахстан в Российскую Федерацию, в г. Тольятти на постоянное место жительство.

24.08.01 Территориальным органом Минфедерации РФ в Самарской области его семье был предоставлен статус вынужденных переселенцев.

Ежегодно, на протяжении 10 лет, в соответствии с требованиями миграционной службы они проходили переучет вынужденных переселенцев, а также процедуру продления статуса вынужденных переселенцев.

31.12.09 его жена - ФИО1., умерла.

Весной 2010 г., в период приема документов на переучет вынужденных переселенцев, он подал заявление и документы, необходимые для оформления данного переучета, и одновременно для продления статуса вынужденного переселенца. Также были сданы удостоверения вынужденных переселенцев. Так как он является инвалидом 2 группы, а жена последние годы тяжело болела, а также принимая во внимание график работы подразделения УФМС - 1 раз в неделю, свои удостоверения вынужденных переселенцев с продленным статусом на протяжении всех лет они забирали по мере необходимости, и, как правило, они находились в личных делах в отделе УФМС.

В 2010 году как обычно он не стал забирать свое удостоверение вынужденного переселенца после прохождения переучета и продления статуса вынужденного переселенца, тем более, что после смерти жены очень плохо себя чувствовал, находился в больнице, был в депрессионном состоянии. Также на его плохое самочувствие повлияла сложившаяся неблагоприятная погодная ситуация, связанная с пожарами, жарой и смогом.

На протяжении всего времени никто из подразделения УФМС не звонил и он был уверен, что прошел переучет и продлил статус вынужденного переселенца.

В конце марта 2011 г. дочь жены обратилась в отдел УФМС с вопросом об очередном прохождении переучета вынужденных переселенцев, но ей сообщили, что еще 24.08.10 (протокол № от 01.09.10) статус вынужденного переселенца Нерановым Н.Г. и членами его семьи был утрачен. В апреле 2011 г. по его заявлению ему выдали справку об утрате статуса, для предъявления ее в суд.

До настоящего времени его жилищно-бытовые условия не решены и не улучшены. Ссуду, субсидию на строительство (приобретение) жилья, компенсацию за утраченное жилье, жилое помещение для проживания он и члены его семьи не получали.

С 2001 года по настоящее время он проживает у родственников умершей жены в однокомнатной квартире, где с ним проживают три человека. Является инвалидом 2 группы, его единственным источником дохода и средством к существованию является пенсия по инвалидности.

Ссылаясь на изложенные обстоятельства, Неранов Н.Г. просил суд признать действия УФМС РФ по Самарской области об утрате статуса вынужденного переселенца незаконными и обязать УФМС РФ по Самарской области восстановить и продлить ему статус вынужденного переселенца.

Судом было постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Неранов Н.Г. просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

Из материалов дела следует, что 24.08.01 Территориальным органом Минфедерации Самарской области был предоставлен Неранову Н.Г. и ФИО1 статус вынужденного переселенца.

В соответствии с ч.4 ст.5 Закона РФ от 19.02.93 №4530-1 «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий принимают меры, предусмотренные статьей 7 настоящего Закона, по обеспечению обустройства вынужденного переселенца и членов его семьи на новом месте жительства на территории Российской Федерации.

При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.

Согласно п.п.20-22 Приказа ФМС РФ от 20.12.07 №465 «Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по исполнению государственной функции по предоставлению статуса вынужденного переселенца, продлению срока его действия, утрате и лишению статуса вынужденного переселенца, а также по учету вынужденных переселенцев» при наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом на каждый последующий год.

В соответствии с п.23 данного Административного регламента заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, рассматривается по существу при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

В силу п.25 названного Административного регламента срок действия статуса вынужденного переселенца не может быть продлен: при отсутствии у вынужденного переселенца обстоятельств, препятствующих в обустройстве на новом месте жительства в течение срока действия статуса вынужденного переселенца; в случае пропуска лицом срока обращения с заявлением о его продлении, при отсутствии у него уважительных причин несвоевременного обращения.

Судом было установлено, что Неранов Н.Г. и ФИО1 обращались с заявлением о продлении статуса вынужденного переселенца в связи с наличием препятствий в обустройстве на новом месте жительства. Проходили ежегодный переучёт в сроки, установленные территориальным органом миграционной службы (л.д.30, 31).

Согласно материалам гражданского дела последний раз заявление о продлении статуса вынужденного переселенца было подано ими 21.08.09, статус вынужденного переселенца продлен до 24.08.10 (л.д.56, 31-оборот).

31.12.09 ФИО1 умерла.

24.08.10 статус вынужденного переселенца был утрачен Нерановым Н.Г. в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца по пп.2 п.2 ст.9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» в соответствии с пп.4 ст.5 данного закона (протокол № от 01.09.10), так как заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не поступало.

Как было установлено судом, как в период до 24.08.10, так и после его истечения, Неранов Н.Г. не обращался с заявлением о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца; на уважительные причины несвоевременного обращения он не ссылался; документы, указанные в перечне п.п. 21.3-21.6 Административного регламента им не представлялись.

В связи с изложенным суд пришел к обоснованному выводу о том, что решение Управления Федеральной миграционной службы по Самарской области об утрате статуса вынужденного переселенца в отношении заявителя (п.3.1 Протокола № от 01.09.10 заседания комиссии по определению правового статуса беженцев и вынужденных переселенцев) нельзя признать незаконным.

Доводы представителя заявителя о том, что заявление и документы, необходимые для принятия решения о продлении статуса вынужденного переселенца Нерановым Н.Г. подавались в мае 2011 года одновременно с заявлением и документами о переучете, суд обоснованно не принял во внимание, как голословные и не подтвержденные никакими доказательствами.

Доводы кассационной жалобы Неранова Н.Г. о том, что факт подачи им в мае 2011 года заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца могут подтвердить свидетели, судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку, как следует из материалов дела, представитель заявителя на указанные обстоятельства в судебном заседании не ссылался, ходатайств о допросе свидетелей ни в суде первой инстанции, ни в судебной коллегии не заявлял.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд неправомерно указал в решении на пропуск заявителем срока обжалования действий УФМС, не могут служить основанием к отмене обжалуемого решения, поскольку заявление Неранова Н.Г. судом было рассмотрено по существу и в его удовлетворении было отказано и по иным мотивам.

Остальные доводы жалобы были предметом проверки при рассмотрении дела судом первой инстанции и получили в решении суда правильную оценку.

Оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы судебная коллегия не усматривает.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти от 02.09.11 оставить без изменения, кассационная жалоба Неранова Н.Г. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: