Судья: Горбунова Т.Н. гр.дело № 33-10780 ОПРЕДЕЛЕНИЕ 19 октября 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Шуликиной С.М. судей Пискуновой М.В., Минеевой О.Г. при секретаре Тимагине Е.А. рассмотрела в открытом судебном заседание дело по кассационной жалобе представителя Быстриченко Л.В. в лице Таштаналиевой Г.К. на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05.09.2011 года, которым постановлено: «В удовлетворении исковых требований Быстриченко ФИО10 к управлению Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.о. Тольятти об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии - отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., объяснения представителя Быстриченко Л.В. в лице Таштаналиевой Г.К., действующей по доверенности, в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения представителя ГУ – УПФ РФ в Автозаводском районе – Масальской Н.А., действующей по доверенности, исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Быстриченко Л.В. обратилась в суд с иском к ГУ – Управлению Пенсионного фонда РФ в Автозаводском районе г.о. Тольятти об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии, указав, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. УПФ в Автозаводском районе решением № от ДД.ММ.ГГГГ отказало ей в назначение досрочной трудовой пенсии по старости, мотивировав свой отказ тем, что период прохождения ею службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 6 отряде Государственной Противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области не зачтен в специальный стаж ее работы. Истица, считая данный отказ незаконным, просила суд обязать УПФ РФ Автозаводского района г.о. Тольятти включить в специальный стаж ее работы период прохождения службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 6 отряде Государственной Противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области и назначить ей трудовую пенсию с ДД.ММ.ГГГГ Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Быстриченко и ее представитель просят решение суда отменить, считают его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение по существу правильным и не находит оснований к его отмене. Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом. В силу ч.2 ст. 39 Конституции РФ государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом. Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Быстриченко Л.В. обратилась в ГУ – УПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти с заявлением о досрочном назначении трудовой пенсии по старости. Согласно решения № от ДД.ММ.ГГГГ ГУ Управление ПФ РФ в Автозаводском районе г. Тольятти, в назначении пенсии по старости истице отказано (л.д.5). Из протокола заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ видно, что согласно представленных документов специальный стаж Быстриченко Л.В. в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отсутствует (л.д.6-7). Установлено, что истица с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находилась на службе в 6 отряде Государственной Противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области, в местности приравненной к районам Крайнего севера, что подтверждается записью в трудовой книжке (л.д.8-12). Между тем, в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального Закона РФ «О трудовых пенсиях в РФ» от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ правом на досрочную пенсию пользуются женщины по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностям и имеют страховой стаж не менее 20 лет Женщинам, проработавшим в районах Крайнего Севера не менее 7 лет 6 месяцев, трудовая пенсия назначается с уменьшением возраста 55 лет на четыре месяца за каждый полный календарный год работы в этих районах. Из указанного законодательства, регулирующего возникшие правоотношения, следует, что законодатель разграничивает понятие и правовые последствия прохождения военной службы и работы. Военная служба и служба в органах внутренних дел являются особыми видами государственной службы. Правовое положение (специальный правовой статус) военнослужащих и сотрудников органов внутренних дел определяются соответствующими законами, а их пенсионное обеспечение (за исключением военнослужащих по призыву) осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 12.02.1993 г. «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей», определяющего - исходя из специфики такой службы и особого правового статуса военнослужащих - условия назначения им пенсий, порядок их исчисления и размеры, отличающиеся от аналогичных параметров трудовых пенсий: для них, в частности, предусмотрена такая мера государственной социальной защиты, как пенсия за выслугу лет, которая назначается при наличии соответствующей выслуги независимо от возраста военнослужащих, а финансирование пенсий осуществляется за счет средств федерального бюджета. Таким образом, право на пенсию военнослужащими и сотрудниками правоохранительных органов реализуется, в рамках государственного пенсионного обеспечения, в котором для данной категории граждан предусмотрено в целях компенсации риска воздействия неблагоприятных факторов природно-климатических условий районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на организм человека исчисление при назначении пенсии за выслугу лет периода службы в указанных районах и местностях на льготных условиях. При этом федеральный законодатель, определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащих и сотрудников правоохранительных органов в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет (пенсии по государственному пенсионному обеспечению) и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж, в том числе в стаж работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости. Согласно определения Конституционного суда Российской Федерации от 10.03.2005 г. №14-О «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Амурского городского суда Хабаровского края о проверке конституционности п.п.6 пункта 1 ст. 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», такое решение не может расцениваться как ограничение конституционных прав и свобод лиц, проходивших военную и приравненную к ней службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, и нарушение требований, вытекающих из конституционного принципа равенства, поскольку оно связано с тем, что взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации за период прохождения военной и приравненной к ней службы не уплачивались и, следовательно, такие - не относятся к числу субъектов, на равных участвующих в солидарной системе обязательного пенсионного страхования. В силу постановления Правительства РФ от 11.07.2002 г. №516 утверждены правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение пенсии по старости в соответствии со ст. 27 и ст. 28 Федерального Закона «О трудовых пенсиях в РФ». Пунктом 2 и 3 указанных Правил предусмотрены виды работ, подлежащие суммированию, и порядок суммирования перечисленных работ. Суммирование службы в Государственной Противопожарной службе и работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям данными Правилами не предусмотрено. Включение в стаж работы в районах Крайнего Севера, дающего право на досрочное назначение пенсии периода службы, может быть только в том случае, когда это прямо предусмотрено пенсионным законодательством. В соответствии с п.п.1 п.1 ст. 11 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» период прохождения военной службы, а также другой приравненной к ней службы, предусмотренной Законом РФ «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности, которые предусмотрены ст. 10 вышеуказанного Закона. Порядок определения стажа урегулирован Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовой пенсии, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555. Исходя из анализа указанных выше норм, суд указал, что законодатель определяя порядок сохранения пенсионных прав военнослужащим и приравненных к ним по пенсионному обеспечению лиц в случае оставления ими службы до приобретения права на пенсию за выслугу лет, предусмотрев порядок перехода из системы государственного пенсионного обеспечения в систему обязательного пенсионного страхования и устанавливая правило о включении периодов прохождения военной, а также другой приравненной к ней службы в страховой стаж, не предусмотрел зачет периодов службы в специальный стаж в районах Крайнего Севера. При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу, что период прохождения истицей службы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в 6 отряде Государственной Противопожарной службы УВД Ханты-Мансийского автономного округа Тюменской области зачету в специальный стаж в соответствии с п.п.6 п.1 ст. 28 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №173-ФЗ не подлежит, в связи с чем законно и обоснованно в удовлетворении исковых требований Быстриченко Л.В. отказал. Доводы кассационной жалобы не могут быть приняты во внимание по указанным выше обстоятельствам. Фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом на основании полного и всестороннего исследования доказательств, а судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем у суда кассационной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения. На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 05 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Быстриченко ФИО11 – без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: