Об обязании устранения нарушений требований пожарной безопасности



Судья Султангалиев Х.К. гр. дело № 33 - 10849ОПРЕДЕЛЕНИЕ

17 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуковой Н.М.

Судей: Подольской А.А., Сказочкина В.Н.

При секретаре: Хоциной О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Администрации сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской области на решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 г., которым постановлено:

«Исковое заявление прокурора Красноармейского района Самарской области в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц об обязании администрации сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, удовлетворить частично.

Обязать администрацию сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения;

2. обеспечить населенный пункт (п. Гражданский) с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения переносными пожарными мотопомпами;

3. установить у водоема (водоисточника), а так же по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

4. устроить у естественных водоисточников п. Гражданский (пруд Черкасский) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; (пруд Гражданский) подъезд, площадка (пирс) с твердым покрытием не соответствует требуемым размерам;

5. обеспечить территорию населенного пункта (п. Гражданский) средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А.,

Доводы представителя сельского поселения Гаврилина С.А. в поддержание кассационной жалобы, мнение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Красноармейского района Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с исковым заявлением об обязании администрации сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование заявления истец указал, что прокуратурой Красноармейского района Самарской области проведена проверка соблюдения администрацией сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской области требований законодательства о пожарной безопасности в части готовности сил и средств, предназначенных для пожаротушения, к защите населения и территорий сельского поселения Гражданский от пожаров, в ходе которой выявлены нарушения закона.

Данное обстоятельство свидетельствует о том, что администрацией сельского поселения Гражданский не обеспечено право жителей на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожара.

Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности не устранены, прокурор Красноармейского района Самарской области просил суд обязать администрацию сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской области устранить нарушения требований пожарной безопасности, а именно:

1. обеспечить территории общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

2. разработать план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения;

3. обеспечить населенный пункт (п. Гражданский) с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения переносными пожарными мотопомпами;

4. установить у водоема (водоисточника), а так же по направлению движения к нему соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с

использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника;

5. устроить у естественных водоисточников п. Гражданский (пруд Черкасский) подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; (пруд Гражданский) подъезд, площадка (пирс) с твердым покрытием не соответствует требуемым размерам;

6. обеспечить территорию населенного пункта (п. Гражданский) средствами звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Администрации сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской – Байданов А.А. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

Из материалов дела следует, что отделом надзорной деятельности муниципальных районов Пестравский и Красноармейский УНД ГУ МЧС России по Самарской области выявлены нарушения требований пожарной безопасности в границах сельского поселения Гражданский муниципального района Красноармейский Самарской области.

На момент рассмотрения данного гражданского дела часть выявленных нарушений ответчиком фактически устранена, что сторонами не оспаривается.

В настоящее время не выполнены (не устранены) следующие требования пожарной безопасности:

1. план привлечения сил и средств для тушения пожаров и проведения аварийно-спасательных работ на территории сельского поселения не разработан

2. населенный пункт (п. Гражданский) с количеством усадеб (участков) не более 300 для целей пожаротушения не имеют переносные пожарные мотопомпы (ППБ 01-03 п.31);

3. у водоема (водоисточника), а так же по направлению движения к нему не установлены соответствующие указатели (объемные со светильником или плоские, выполненные с использованием светоотражающих покрытий), на которых должны быть четко нанесены цифры, указывающие расстояние до водоисточника (ППБ 01-03 п.90);

4. у естественных водоисточников п. Гражданский (пруд Черкасский), не устроены подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12x12 для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года; (пруд Гражданский) подъезд, площадка (пирс) с твердым покрытием не соответствует требуемым размерам (ППБ 01-03 п.94);

5. на территории населенного пункта (п.Гражданский) отсутствуют средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (основание: ППБ 01-03 п. 3, п.114).

Согласно ст. 34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожаров.

Приказом МЧС РФ от 18.06.2003г. №313 утверждены Правила пожарной безопасности, которые устанавливают требования пожарной безопасности, являющиеся обязательными для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Согласно требованиям п.9 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.03 №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения.

В силу ст.1 Федерального закона от 21.12.94 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» первичные меры пожарной безопасности - реализация принятых в установленном порядке норм и правил по предотвращению пожаров, спасению людей и имущества от пожаров.

В соответствии с требованиями ст. 19 Федерального закона от 21.12.1994 г. №69-ФЗ «О пожарной безопасности» к полномочиям органов местного самоуправления поселений по обеспечению первичных мер пожарной безопасности в границах сельских населенных пунктов относятся:

- создание условий для организации добровольной пожарной охраны, а также для участия граждан в обеспечении первичных мер пожарной безопасности в иных формах;

- создание в целях пожаротушения условий для забора в любое время года воды из источников наружного водоснабжения, расположенных в сельских населенных пунктах и на прилегающих к ним территориях;

- оснащение территорий общего пользования первичными средствами тушения пожаров и противопожарным инвентарем;

- организация и принятие мер по оповещению населения и подразделений Государственной противопожарной службы о пожаре;

- принятие мер по локализации пожара и спасению людей и имущества до прибытия подразделений Государственной противопожарной службы;

- включение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности в планы, схемы и программы развития территорий поселений и городских округов.

Согласно ст.34 Федерального закона «О пожарной безопасности» граждане имеют право на защиту их жизни, здоровья и имущества в случае пожаров.

При таких обстоятельствах, учитывая, что выявленные нарушения посягают на права неограниченного круга лиц на охрану здоровья, гарантированные ст. ст. 7, 41 Конституции Российской Федерации, ст. 25 Всеобщей декларации прав человека, суд пришел к правильному выводу о том, что исковые требования являются обоснованными, в связи с чем, правильно удовлетворил иск прокурора Красноармейского района Самарской области в части не устраненных нарушений требований пожарной безопасности.

При этом суд обоснованно счел несостоятельными доводы представителя ответчика о том, что прокуратура района не должна обращаться в суд с исковым заявлением об обязании устранить нарушения требований пожарной безопасности, поскольку выявленные нарушения требований пожарной безопасности имели место, что сторонами не оспариваются, а само решение прокуратуры района о проведении проверки ответчиком не обжаловалось.

Доводы кассационной жалобы представителя ответчика о том, что при проведении проверки соблюдения законодательства о пожарной безопасности нарушений, допущенных администрацией сельского поселения, не выявлено, являются голословными, поскольку опровергаются материалами дела.

Ссылка в жалобе на то, что решение суда противоречит обстоятельствам дела, не может быть принята судебной коллегией во внимание, поскольку доказательств этого ответчик не представил.

Доводы о том, что в сельском поседении приняты иные меры противопожарной безопасности, которые являются достаточными, не влекут отмену судебного решения, поскольку не соответствуют требованиям закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Красноармейского районного суда Самарской области от 23 августа 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: