Судья: Сурков В.П. Гр.д. № 33-10447/2011 ОПРЕДЕЛЕНИЕ «13» октября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Решетняк М.А. судей: Сорокиной Л.А. и Калиниковой О.А. при секретаре Тимагине Е.А. при участии прокурора Фоминой И.А. рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 августа 2011 года, которым постановлено: «Заявление прокурора Ленинского района о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер устранению нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ № - удовлетворить. Признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара и департамента образовав администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ № Обязать администрацию г.о. Самара и департамент образования администрации г.о. Самара устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, именно: - обеспечить ширину основного эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ менее 1,2 метра в свету; - отделить помещения МДОУ от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа перекрытиями 3-го типа без проёмов; - обеспечить возможность свободного открывания запасного эвакуационного выхода изнутри без ключа; - обеспечить ширину коридора путей эвакуации МДОУ не менее 1,2 метра в свету; -обозначить эвакуационные пути элементами ФЭС (фотолюминисцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами; -выполнить дверь складского помещения, прачечной, электрощитовой, вентиляционной камеры, 2-го типа, противопожарной (сертифицированной), с пределом огнестойкости не менее Е I 30; - произвести расчёт категорий складского помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности.» Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., объяснение представителя Департамента образования администрации г.о. Самара Семенова А.В., представителя ГУ МЧС России по Самарской области Подлипновой О.Б., заключение прокурора Фоминой И.А., полагавшую решение суда в части обязания ответчиков обеспечить ширину основного эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ менее 1,2 метра в свету; отделить помещения МДОУ от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа перекрытиями 3-го типа без проёмов; обеспечить ширину коридора путей эвакуации МДОУ не менее 1,2 метра в свету отменить, в этой части вынести новое решение, в иске прокурору Ленинского района отказать, в остальной части решение суда оставить без изменения, судебная коллегия, УСТАНОВИЛА: Прокурор Ленинского района города Самары обратился в суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.с Самара, третье лицо МДОУ № по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ №. В обоснование своих требований указал, что в результате прокурорской проверки соблюдения норм противопожарной безопасности в МДОУ №, были выявлены нарушения законодательства «О пожарной безопасности», которые не устраняются продолжительное время. Администрацией г.о Самары и департаментом образования г.о. Самары не организовано выделение средств на выполнение мероприятий пожарной безопасности в вышеуказанном учреждении, чем прямо нарушены государственные интересы, выражающиеся в обязанности неукоснительного соблюдение органами государственной власти Конституции РФ. Ссылаясь на то, что выявленные нарушения норм противопожарной безопасности могут повлечь последствия в виде возгорания, прокурор, с учетом уточнения просил признать незаконным бездействие администрации г.о. Самара и департамента образования администрации г.о. Самара по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности в МДОУ № и обязать администрацию г.о. Самара и департамент образования администрации г.о. Самара устранить указанные нарушения: обеспечить ширину основного эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ не менее 1,2 метра в свету; - отделить помещения МДОУ от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проёмов; - обеспечить возможность свободного открывания запасного эвакуационного выхода изнутри без ключа; - обеспечить ширину коридора путей эвакуации МДОУ не менее 1,2 метра в свету; - обозначить эвакуационные пути элементами ФЭС (фотолюминисцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами; - выполнить дверь складского помещения, прачечной, электрощитовой, вентиляционной камеры, 2-го типа, противопожарной (сертифицированной), с пределом огнестойкости не менее Е1 30; - произвести расчёт категорий складского помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности. Судом постановлено изложенное выше решение. В кассационной жалобе администрация г.о. Самара просит решение суда отменить, как незаконное. Проверив и обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему выводу. В соответствии со статьёй 1 Федерального закона «О пожарной безопасности» пожарная безопасность определяется как состояние защищённости личности, имущества, общества и государства от пожаров. К полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений. В соответствии со ст.38 Закона ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут помимо собственников имущества лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители предприятий, а также лица, в установленном законом порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности. Согласно ст.37 Закона предприятия (в том числе и учреждения) обязаны соблюдать требования пожарной безопасности, разработать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности, содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства пожаротушения. Пункт 1 «Правил пожарной безопасности в РФ ППБ 01-03» (далее - Правила) устанавливает требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организации), их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами РФ, иностранными гражданами, лицами без гражданства (далее - граждане) в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Пунктом 2 Правил, предусмотрено, что организации, их должностные лица и граждане, нарушившие требования пожарной безопасности, несут ответственность в соответствии с законодательством РФ. В соответствии со ст.51 Федерального закона «Об образовании», образовательные учреждения создают условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся. Ответственность за создание необходимых условий для учёбы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений. Также согласно ст. 31 Закона обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий, относится к полномочиям органов местного самоуправления. В соответствии с пунктом 18 ст. 16 Федерального закона №131-Ф3 «Об общих принципах местного самоуправления» к вопросам местного значения городского округа относится организация предоставления общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам; организация предоставления дополнительного образования и общедоступного бесплатного дошкольного образовательного образования на территории муниципального района. В силу п. 10 ст. 16 Закона к вопросам местного значения относится также обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 7 Устава г.о. Самара, к вопросам местного значения г.о. Самара относится формирование, утверждение, исполнение бюджета г.о. Самара и контроль за исполнением данного бюджета. Пункт 10 ч.1 ст. 7 Устава устанавливает, что обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах г.о. Самара также относится к вопросам местного значения. Решение вопросов местного значения, в соответствии с ч.1 ст. 25 Устава, относится к компетенции администрации г.о. Самара. Согласно ст. 11 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» органы местного самоуправления самостоятельно осуществляют финансирование мероприятий, проводят подготовку и организацию работ, направленных на решение задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Из материалов дела следует, что в ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой Ленинского района города Самары и специалистами ОГПН Ленинского района г.о. Самары проводилась проверка соблюдения законодательства о пожарной безопасности в Муниципальном дошкольном образовательном учреждении №. По результатам проверок инспектором ОГПН Ленинского района города Самары составлен акт о наличии нарушений требований противопожарной безопасности. Постановлением Ленинского районного суда города Самары от ДД.ММ.ГГГГ МДОУ № привлечено к административной ответственности в виде административного приостановления деятельности помещений, сроком на № суток. Установлено, что на момент проведения проверки в МДОУ № имелись следующие нарушения противопожарной безопасности: - ширина основного эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ менее 1,2 метра в свету; - помещения МДОУ не отделены от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа и перекрытиями 3-го типа без проёмов; - не обеспечена возможность свободного открывания запасного эвакуационного выхода изнутри без ключа; - загромождён основной эвакуационный выход с помещений МДОУ от мебели (шкаф с рабочим инвентарём); - не прикреплена к полу ковровая дорожка (основной эвакуационный выход); - ширина коридора путей эвакуации МДОУ менее 1,2 метра в свету;. - эвакуационные пути не обозначены элементами ФЭС (фотолюминисцентные эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами; - не представлен сертификат пожарной безопасности на горючее покрытие пола (линолеум); - не обеспечено наличие первичных средств пожаротушения (огнетушители); - отсутствует журнал учёта огнетушителей; -дверь складского помещения, прачечной, электрощитовой, вентиляционной камеры, выполнены не 2-го типа, противопожарной (сертифицированной), с пределом огнестойкости не менее Е1 30; -не произведён расчёт категорий складского помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности; -не проводятся практические тренировки по эвакуации людей из здания (с составлением акта). Установлено также, что на момент рассмотрения дела судом, часть выявленных нарушений устранены. Так, освобождён основной эвакуационный выход с помещений МДОУ от мебели (шкаф с рабочим инвентарём), прикреплена к полу ковровая дорожка (основной эвакуационный выход), представлен сертификат пожарной безопасности на горючее покрытие пола (линолеум), обеспечено наличие первичных средств пожаротушения (огнетушители), заведён журнал учёта огнетушителей, проводятся практические тренировки по эвакуации людей из здания (с составлением акта). Согласно пояснениям представителя ОГПН Ленинского района в МУ № Так на ДД.ММ.ГГГГ, имеются следующие нарушения норм пожарной безопасности: не обеспечена ширина основ эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ не менее 1,2 метра в свету; помещения МДОУ, не отделены от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа и перекрытиями типа без проёмов; не обеспечена возможность свободного открывания запасного эвакуацион: выхода изнутри без ключа; не обеспечена ширина коридора путей эвакуации МДОУ не менее метра в свету; эвакуационные пути не обозначены элементами ФЭС (фотолюминисцет эвакуационные системы) в соответствии с действующими нормами; дверь складского помещение прачечной, электрощитовой, вентиляционной камеры, выполнены не 2-го типа, противопожарной (сертифицированной), с пределом огнестойкости не менее Е1 30; не произведён расчёт категорий складского помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности. Судом сделан правильный вывод о том, что заинтересованными лицами не обеспечена в полной мере противопожарная безопасность дошкольного учреждения. Учитывая изложенное суд обоснованно обязал администрацию г.о. Самара и Департамент образования администрации г.о. Самара осуществить следующие мероприятия : - обеспечить возможность свободного открывания запасного эвакуационного выхода изнутри без ключа; - обозначить эвакуационные пути элементами ФЭС (фотолюминисцентные эвакуационнь системы) в соответствии с действующими нормами; - выполнить дверь складского помещения, прачечной, электрощитовой, вентиляционной камеры, 2-го типа, противопожарной (сертифицированной), с пределом огнестойкости не менее ЕI 30; - произвести расчёт категорий складского помещения по взрывопожарной и пожарной безопасности. Вместе с тем, нельзя согласиться с выводами суда в части обязания ответчиков - обеспечить ширину основного эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ менее 1,2 метра в свету; отделить помещения МДОУ от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа перекрытиями 3-го типа без проёмов; обеспечить ширину коридора путей эвакуации МДОУ не менее 1,2 метра в свету, поскольку, указанные мероприятия требуют капитальных затрат, что в заседании судебной коллегии подтвердил представитель ГУ МЧС России. Судебная коллегия полагает, что эти мероприятия не могут быть отнесены к первоочередным суд необоснованно обязал ответчиков произвести их, поэтому в данной части решение суда подлежит отмене. И поскольку все обстоятельства по делу установлены, судебная коллегия считает возможным вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований прокурора Ленинского района об обязании администрации и Департамента г.о. Самара осуществить названные мероприятия. На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Ленинского районного суда г. Самары от 17 августа 2011 года в части удовлетворения требований прокурора Ленинского района г. Самары об обязании администрации и Департамента г.о. Самара обеспечить ширину основного эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ менее 1,2 метра в свету; отделить помещения МДОУ от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа перекрытиями 3-го типа без проёмов; обеспечить ширину коридора путей эвакуации МДОУ не менее 1,2 метра в свету отменить. Вынести в указанной части новое решение. В удовлетворении требований прокурора Ленинского района об обязании администрации и Департамента г.о. Самара обеспечить ширину основного эвакуационного выхода из помещений (здания) МДОУ менее 1,2 метра в свету; отделить помещения МДОУ от жилой части дома противопожарной перегородкой 1-го типа перекрытиями 3-го типа без проёмов; обеспечить ширину коридора путей эвакуации МДОУ не менее 1,2 метра в свету отказать. В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу администрации г.о. Самара без удовлетворения. Председательствующий: Судьи