О признании незаконными распоряжений ГИТ



Судья: Маркин А.В. гр.дело № 33-10908/2011

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

20 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.

Судей: Сокол Т.Б., Тарасовой С.М.

при секретаре Хоциной О.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе ООО «Тольяттикаучук» на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24.08.2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявлений ООО «Тольяттикаучук» о признании незаконным распоряжений Государственной инспекции труда в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ, отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., объяснения представителя ООО «Тольяттикаучук» Кошелкина Н.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

ООО «Тольяттикаучук» обратилось в суд с заявлением о признании незаконными распоряжений Государственной инспекции труда в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Требования мотивированы тем, что в оспариваемом распоряжении от ДД.ММ.ГГГГ отсутствуют сведения, подлежащие обязательному указанию. В распоряжении не указан перечень административных регламентов проведения мероприятий по контролю, административных регламентов взаимодействия, также отсутствует перечень документов, предоставление которых юридическим лицом необходимо для достижения целей и задач проведения проверки. В условиях, когда проверяемому юридическому лицу не известно, в чем заключается нарушение, которое собирается проверить Гострудинспекция, то есть не известен предмет проверки, проверяемая организация не может достоверно оценить, относятся ли запрашиваемые документы к предмету предполагаемой проверки или нет, а значит, не сможет надлежащим образом защитить свои права и законные интересы в случае предоставления каких-либо документов по запросу Гострудинспекции.

Распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ, полученное ООО «Тольяттикаучук» по почте, также, по мнению истца, содержит все вышеуказанные недостатки.

Ссылаясь на то, что фактом вынесения незаконного распоряжения нарушаются права и законные интересы ООО «Тольяттикаучук», просили признать незаконными и отменить распоряжения Государственной инспекции труда в Самарской области о проведении внеплановой выездной и документарной проверки ООО «Тольяттикаучук» от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе ООО «Тольяттикаучук» просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона № 294-ФЗ от 26.12.2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

В распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора) указываются, наряду с прочими сведениями, цели, задачи, предмет проверки и срок ее проведения; правовые основания проведения проверки, в том числе подлежащие проверке обязательные требования и требования, установленные муниципальными правовыми актами; сроки проведения и перечень мероприятий по контролю, необходимых для достижения целей и задач проведения проверки.

Из материалов дела видно, что ДД.ММ.ГГГГ заместителем руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области вынесено распоряжение от ДД.ММ.ГГГГ на проведение выездной внеплановой проверки ООО «Тольяттикаучук». Распоряжением заместителя руководителя Государственной инспекции труда в Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ назначена внеплановая документарная проверка ООО «Тольяттикаучук», с целью обеспечения соблюдения и защиты трудовых прав и свобод работников, в связи с обращениями граждан в Государственной инспекции труда в Самарской области.

Судом установлено, что оспариваемые распоряжения приняты в пределах компетенции органа федеральной инспекции труда, при вынесении распоряжения соблюдены требования действующего законодательства к его форме и содержанию.

Также правомерно судом указано на то, что оспариваемые распоряжения были вынесены до 01.08.2011 года, в данном случае положения Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля", устанавливающие порядок организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проверок и сроков их проведения, не применяются при осуществлении государственного контроля (надзора).

Действующее законодательство предусматривает специальные нормы, устанавливающие полномочия Государственной инспекции труда при проведении указанных проверок.

В силу ч.1 ст.353 ТК РФ, федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляется федеральной инспекцией труда в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Основные полномочия федеральной инспекции труда и основные права государственных инспекторов труда определены в ст. 356, 357 ТК РФ.

Указанные в распоряжениях цели и предмет проверок, проводимых Государственной инспекцией труда, позволяют заинтересованным лицам определить, что проверяться будут документы, связанные именно с трудовыми правами работников, а не какие-либо иные документы.

При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что вследствие издания оспариваемых распоряжений Государственной инспекцией труда в Самарской области не были нарушены права ООО «Тольяттикаучук» либо созданы препятствия к защите законных интересов общества, и обоснованно отказал ООО «Тольяттикаучук» в удовлетворении заявления о признании незаконными распоряжений Государственной инспекции труда в Самарской области.

Доводы кассационной жалобы о том, что ООО «Тольяттикаучук» не имеет сведений о фактах, которые собирается проверить Государственная инспекция труда, несостоятельны и противоречат тексту оспариваемых распоряжений.

При этом положений, обязывающих орган государственного контроля (надзора) указывать в распоряжении, в чем именно заключается нарушение (сведения о факте нарушения), наличие либо отсутствие которого намерена проверить, в данном случае, Государственная инспекция труда в Самарской области, закон не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 24.08.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ООО «Тольяттикаучук» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: