17 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: Председательствующего – Шуковой Н.М. Судей: Подольской А.А., Сказочкина В.Н. При секретаре: Триер А.И. рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Журжий Н.Е. на решение Сергиевского районного суда Самарской области от 05 сентября 2011 г., которым постановлено: «В иске Журжий Н.Е. к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о признании права собственности на часть жилого дома со службами - отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Подольской А.А., Мнение представителя Администрации муниципального района Сергиевский Гришиной И.В., поддержавшей жалобу, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Журжий Н.Е. обратилась в суд с иском к администрации муниципального района Сергиевский Самарской области о признании права собственности на часть жилого дома со службами. В обоснование заявления истица указала, что согласно ордеру № 3 от 20.07.1998 г. ей и ее семье была предоставлена часть жилого дома со службами общей площадью 49 кв.м., жилой площадью 35 кв.м., расположенная по адресу: <адрес>. Поскольку указанное жилье предоставлено в соответствии с Законом РФ "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации", истица полагает, что в настоящее время она имеет право на реализацию предоставленного законом права на бесплатное получение занимаемого жилого помещения в собственность. Ссылаясь на вышеизложенные обстоятельства, Журжий Н.Е. просила суд удовлетворить заявленные исковые требования. Судом постановлено указанное выше решение. В кассационной жалобе Журжий Н.Е. просит решение отменить, поскольку считает его неправильным. Проверив материалы дела, обсудив доводы жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения. В силу ст. 217 Гражданского кодекса РФ, имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. В соответствии со ст. 11 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно, в порядке приватизации жилого помещения в домах государственного и муниципального жилищного фонда один раз. Из материалов дела следует, что ордер № 3 от 20.07.1998 г. выдан Захаркинской сельской администрацией Сергиевского района (л.д. 5) Журжий Н.Е. с семьей, состоящей из 5 человек, на право занятия <адрес> на основании решения профкома колхоза "Аврора" от 20.07.1991 г. № 7. В выписке из Единого государственного реестра юридических лиц от 20.07.2011 г. № 128 (л.д.17-19) указано, что сельскохозяйственный производственный кооператив Колхоз "Аврора" поставлен на учет в налоговых органах 25.12.1992 г., снят с учета в налоговых органах 14.09.2005 г., ликвидирован вследствие банкротства. В уведомлении Управления Росреестра по Самарской области от 12 августа 2011 года за № 31/007/2011-182 (л.д. 36) содержатся сведения, что в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним отсутствует информация о правах на объект недвижимого имущества часть жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Согласно информации, представленной директором ООО "СХС-С", квартира по адресу: <адрес>, принадлежала колхозу "Аврора". ООО "СХС-С" не является правопреемником колхоза "Аврора", данная квартира не находится на балансе ООО "СХС-С" (л.д. 13). Согласно сообщению Комитета по управлению муниципальным имуществом муниципального района Сергиевский от 29 июля 2011 г. № 1092 и и.о. Главы сельского поселения Захаркино (л.д. 20, 29), объект недвижимого имущества, расположенный по адресу: <адрес>, муниципальной собственностью муниципального района Сергиевский Самарской области и сельского поселения Захаркино муниципального района Сергиевский Самарской области не является, в Реестре муниципальной собственности не числится. Свидетельством о государственной регистрации права от 14 июля 2011 года (л.д.31) подтверждено право собственности Журжий Н.Е. на земельный участок общей площадью 550 кв.м. по адресу: <адрес>. В справках Главы сельского поселения Захаркино № 31 от 14.03.2011 г. отмечено, что по адресу: <адрес>, с 1991 года зарегистрированы и проживают: Журжий Н.Е., Зебрин Н.А., зарегистрированы, но не проживают: Журжий В.А., Зебрина О.Н., Зебрина Н.Н., Зебрин В.Н. (л.д. 11, 12). Из справки Сергиевского филиала ГУП СО "ЦТИ" № 1035 от 17.06.2011 г. и технического паспорта от 05.04.2011 г. (л.д. 6, 8-10) следует, что в <адрес>, часть жилого дома поставлена на технический учет. Документы, подтверждающие право личной собственности не указаны, наименование объекта часть - жилого дома со службами, общая площадь - 49,1 кв.м., жилая площадь - 35 кв.м. Согласно ст. 18 Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ», при переходе государственных или муниципальных предприятий, учреждений в иную форму собственности либо при их ликвидации жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений, должен быть передан в хозяйственное ведение или оперативное управление правопреемников этих предприятий, учреждений (если они определены) либо в ведение органов местного самоуправления поселений в установленном порядке с сохранением всех жилищных прав граждан, в том числе права на приватизацию жилых помещений. На основании ст. 5 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшего до 01 марта 2005 года, жилищный фонд включал: 1) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие государству (государственный жилищный фонд); 2) жилые дома и жилые помещения в других строениях, принадлежащие колхозам и другим кооперативным организациям, их объединениям, профсоюзным и иным общественным организациям (общественный жилищный фонд); 3) жилые дома, принадлежащие жилищно-строительным кооперативам (фонд жилищно-строительных кооперативов); 4) жилые дома и квартиры, находящиеся в личной собственности граждан (индивидуальный жилищный фонд). В соответствии с ч.4 ст. 3 Федерального закона от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" колхозом признается сельскохозяйственный кооператив, созданный главами крестьянских (фермерских) хозяйств и (или) гражданами, ведущими личные подсобные хозяйства, на основе добровольного членства для совместной деятельности по обработке земли, производству животноводческой продукции или для выполнения иной деятельности, связанной с производством сельскохозяйственной продукции и основанной на личном трудовом участии членов колхоза и объединении их имущественных паевых взносов в размере и порядке, установленных настоящим Федеральным законом и уставом колхоза. В силу ст. 34 Федерального закона от 08 декабря 1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" источниками формирования имущества кооператива могут быть как собственные, так и заемные средства. Доля заемных средств в имуществе кооператива устанавливается его уставом. Кооператив формирует собственные средства за счет паевых взносов, доходов от собственной деятельности, а также за счет доходов от размещения своих средств в банках, от ценных бумаг и других. Кооператив является собственником имущества, переданного, ему в качестве паевых взносов, а также имущества, произведенного и приобретенного кооперативом в процессе его деятельности. В ч. 3 ст. 44 Федерального закона от 08.12.1995 г. № 193-ФЗ "О сельскохозяйственной кооперации" предусмотрено, что при ликвидации кооператива имеющиеся у него объекты социальной инфраструктуры, входящие в неделимый фонд кооператива, разделу не подлежат и передаются на основании решения общего собрания членов кооператива органу местного самоуправления. В ч. 1 ст. 36 Закона СССР от 26.05.1988 г. № 8998-Х1 "О кооперации в СССР" было закреплено, что все имущество колхоза или другого сельскохозяйственного кооператива, а также произведенная им продукция, полученные денежные средства являются его собственностью. В силу положений ч.5 ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" социально значимые объекты, не проданные в порядке, установленном пунктом 4 настоящей статьи, подлежат передаче в муниципальную собственность соответствующего муниципального образования в лице органов местного самоуправления, о чем конкурсный управляющий уведомляет указанные органы. Жилищный фонд социального использования подлежит передаче собственнику такого жилищного фонда. На основании ч. б ст. 132 Федерального закона от 26.10.2002 г. № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" передача социально значимых объектов, указанных в пункте 5 настоящей статьи, и жилищного фонда социального использования соответственно в муниципальную собственность и собственнику жилищного фонда социального использования осуществляется без каких-либо дополнительных условий на основании определения арбитражного суда в сроки, предусмотренные таким определением. Судом установлено, что в период с 20.07.1991 г. по 14.09.2005 г. спорное жилье являлось собственностью колхоза "Аврора" (сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз "Аврора") и относилось к общественному жилищному фонду. С 14.09.2005 г. по настоящее время - собственника не имеет в связи с ликвидацией сельскохозяйственного производственного кооператива Колхоз "Аврора" вследствие банкротства и не передачи жилищного фонда социального использования в муниципальную собственность. Суд пришел к правильному выводу о том, что колхоз "Аврора" (сельскохозяйственный производственный кооператив Колхоз "Аврора") не являлся государственным или муниципальным предприятием, учреждением, спорное жилое помещение не находится и не находилось ранее в государственной или муниципальной собственности, в связи с чем положения Закона РФ от 04.07.1991 г. № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» применяться не могут. При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства в соответствии с положениями ст. 56 ГПК РФ, суд пришел к обоснованному выводу об отсутствии законных основания для признания права собственности Журжий Н.Е. на часть жилого дома со службами в порядке приватизации. Доводы истца о том, что спорное жилое помещение относится к домам государственного или муниципального жилищного фонда, суд обоснованно счел несостоятельными, поскольку соответствующих доказательств не представлено. Доводы кассационной жалобы Журжий Н.Е. не опровергают правильность выводов суда первой инстанции, с которыми согласилась судебная коллегия, в связи с чем, не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения. Правовых доводов, которые бы в силу закона могли повлечь отмену решения суда, кассационная жалоба не содержит. При этом судебная коллегия отмечает, что истица не лишена права в ином порядке оформить свои жилищные правоотношении с соответствующими муниципальными образованиями, в том числе путем обращения как во внесудебном порядке, так и в суд с иными исковыми требованиями. На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Сергиевского районного суда Самарской области от 5 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: