Судья Сметанина О.Н. гр. касс. дело № 33- 11065 /2011 КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ 01 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего: Николаевой Н.М., судей: Шилова А.Е., Ефремовой Л.Н., с участием прокурора Кушнирчук А.И., при секретаре Хоциной О.А., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя мэрии г.о.Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 августа 2011 года, которым постановлено: «Иск прокурора г. Тольятти удовлетворить частично. Обязать мэрию г.о. Тольятти исполнить обязанности собственника гидротехнических сооружений канализационный коллектор (рассеивающий выпуск № на <адрес>); пирс, расположенный юго-западнее здания диспетчерского пункта, по адресу: <адрес> - разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, обеспечить их регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов или внесение сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений, организовать и осуществлять производственный контроль, назначить ответственных за его осуществление должностных лиц, обеспечить соответствие квалификации последних установленным требованиям, обеспечить обучение и аттестацию руководителей и специалистов, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, создать специальные силы и средства реагирования, оценить степень оснащения аварийно-спасательных формирований снаряжением и специальными техническими средствами, их соответствие уровню возможных чрезвычайных ситуаций, обеспечить охрану - опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений силами средствами, определенными федеральным законодательством, страховать ответственность за причинение вреда жизни здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте или гидротехническом сооружении, осуществлять диагностику ремонт, замену физически и морально устаревшего оборудования, в том числе трубопроводов, а также финансовое обеспечение указанных работ, обеспечить наличие, в установленном законодательством порядке, разработанных и утвержденных планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а также их соблюдение, принять меры по расследованию причин аварии, установлению их обстоятельств и причин, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в произошедшей аварии, а также по разработке мер по устранению ее последствий, и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий. В удовлетворении требований о понуждении исполнить обязанности собственника в отношении <адрес> - отказать». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Галкиной Е.А. (представителя мэрии г.о.Тольятти) в поддержание доводов кассационной жалобы, заключение прокурора Кушнирчук А.И., полагавшей решение оставить без изменений, судебная коллегия УСТАНОВИЛА: Истец - прокурор г. Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд к мэрии г.о. Тольятти с иском об устранении нарушений законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, указав, что в ходе проверки соблюдения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, проведенной прокуратурой г.Тольятти, установлено, что ответчик, являясь собственником гидротехнических сооружений, не исполняет возложенные на него Федеральным законом от 21.07.1997 года № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» требования по эксплуатации и содержанию объектов. Истец просил суд: -обязать ответчика устранить выявленные нарушения законодательства о безопасности гидротехнических сооружений, -признать незаконным бездействие мэрии г.о.Тольятти по неисполнению обязанностей собственника гидротехнических сооружений: канализационный коллектор (рассеивающий выпуск № на <адрес>), пирс, расположенный юго-западнее здания диспетчерского пункта, по адресу: <адрес>, берегоукрепление набережной на <адрес>, -обязать ответчика исполнить обязанности собственника гидротехнических сооружений: -разработать декларацию безопасности гидротехнических сооружений, -обеспечить их регистрацию в государственном реестре опасных производственных объектов или внесение сведений в Российский регистр гидротехнических сооружений, -организовать и осуществлять производственный контроль, -назначить ответственных за его осуществление должностных лиц, -обеспечить соответствие квалификации последних установленным требованиям, -обеспечить обучение и аттестацию руководителей и специалистов, ответственных за эксплуатацию опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений, -создать специальные силы и средства реагирования, -оценить степень оснащения аварийно-спасательных формирований снаряжением и специальными техническими средствами, их соответствие уровню возможных чрезвычайных ситуаций, -обеспечить охрану опасных производственных объектов и гидротехнических сооружений силами средствами, определенными федеральным законодательством, -страховать ответственность за причинение вреда жизни здоровью или имуществу других лиц и окружающей среде в случае аварии на опасном производственном объекте или гидротехническом сооружении, -осуществлять диагностику ремонт, замену физически и морально устаревшего оборудования, в том числе трубопроводов, а также финансовое обеспечение указанных работ, -обеспечить наличие, в установленном законодательством порядке, разработанных и утвержденных планов локализации и ликвидации аварийных ситуаций, а также их соблюдение, -принять меры по расследованию причин аварии, установлению их обстоятельств и причин, размера причиненного вреда, ответственных лиц, виновных в произошедшей аварии, а также по разработке мер по устранению ее последствий, и профилактических мероприятий по предупреждению аналогичных аварий. Ответчик иск не признал, утверждая, что канализационный коллектор не является гидротехническим сооружением; пирс находится в удовлетворительном состоянии, а в отношении берегоурепления набережной право муниципальной собственности не зарегистрировано. Судом постановлено вышеизложенное решение. В кассационной жалобе представителем мэрии г.о.Тольятти ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске. Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда. В соответствии со ст. 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О безопасности гидротехнических сооружений», гидротехнические сооружения - плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов; эксплуатирующая организация - государственное или муниципальное унитарное предприятие либо организация любой другой организационно-правовой формы, на балансе которой находится гидротехническое сооружение; На основании ст.9 Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О безопасности гидротехнических сооружений», собственник гидротехнического сооружения и эксплуатирующая организация обязаны: -обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, ремонте, реконструкции, консервации, выводе из эксплуатации и ликвидации; -обеспечивать контроль (мониторинг) за показателями состояния гидротехнического сооружения, природных и техногенных воздействий и на основании полученных данных осуществлять оценку безопасности гидротехнического сооружения, в том числе регулярную оценку безопасности гидротехнического сооружения и анализ причин ее снижения с учетом работы гидротехнического сооружения в каскаде, вредных природных и техногенных воздействий, результатов хозяйственной и иной деятельности, в том числе деятельности, связанной со строительством и с эксплуатацией объектов на водных объектах и на прилегающих к ним территориях ниже и выше гидротехнического сооружения; -обеспечивать разработку и своевременное уточнение критериев безопасности гидротехнического сооружения; -развивать системы контроля за состоянием гидротехнического сооружения; -систематически анализировать причины снижения безопасности гидротехнического сооружения и своевременно осуществлять разработку и реализацию мер по обеспечению технически исправного состояния гидротехнического сооружения и его безопасности, а также по предотвращению аварии гидротехнического сооружения; -обеспечивать проведение регулярных обследований гидротехнического сооружения; -создавать финансовые и материальные резервы, предназначенные для ликвидации аварии гидротехнического сооружения; -организовывать эксплуатацию гидротехнического сооружения в соответствии с разработанными и согласованными с федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, правилами эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечивать соответствующую нормам и правилам квалификацию работников эксплуатирующей организации; поддерживать в постоянной готовности локальные системы оповещения о чрезвычайных ситуациях на гидротехнических сооружениях; -осуществлять по вопросам предупреждения аварий гидротехнического сооружения взаимодействие с органом управления по делам гражданской обороны и чрезвычайным ситуациям; незамедлительно информировать об угрозе аварии гидротехнического сооружения федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, другие заинтересованные государственные органы, органы местного самоуправления и в случае непосредственной угрозы прорыва напорного фронта - население и организации в зоне возможного затопления; -содействовать федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным на проведение федерального государственного надзора в области безопасности гидротехнических сооружений, в реализации их функций; -совместно с органами местного самоуправления информировать население о вопросах безопасности гидротехнических сооружений; -финансировать мероприятия по эксплуатации гидротехнического сооружения, обеспечению его безопасности, а также работы по предотвращению и ликвидации последствий аварий гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация несет ответственность за безопасность гидротехнического сооружения (в том числе возмещает в соответствии со статьями 16, 17 и 18 настоящего Федерального закона ущерб, нанесенный в результате аварии гидротехнического сооружения вплоть до момента перехода прав собственности к другому физическому или юридическому лицу либо до полного завершения работ по ликвидации гидротехнического сооружения. Согласно ст.10 вышеуказанного Федерального закона, на стадиях проектирования, строительства, ввода в эксплуатацию, эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления либо консервации собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация составляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения. Декларация безопасности гидротехнического сооружения является основным документом, который содержит сведения о соответствии гидротехнического сооружения критериям безопасности. Содержание декларации безопасности гидротехнического сооружения, порядок ее разработки и представления в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти устанавливает Правительство Российской Федерации с учетом специфики гидротехнического сооружения. Собственник гидротехнического сооружения или эксплуатирующая организация представляет декларацию безопасности гидротехнического сооружения в установленном законодательством Российской Федерации порядке в уполномоченные федеральные органы исполнительной власти. Поступление в указанный орган декларации безопасности гидротехнического сооружения, разрабатываемой в составе проектной документации, прошедшей государственную экспертизу в соответствии с законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности, либо утверждение таким органом декларации безопасности гидротехнического сооружения, составляемой на стадии эксплуатации, вывода из эксплуатации гидротехнического сооружения, а также после его реконструкции, капитального ремонта, восстановления или консервации, является основанием для внесения гидротехнического сооружения в Регистр и получения разрешения на эксплуатацию или вывод из эксплуатации гидротехнического сооружения либо на его восстановление или консервацию. Судом установлено, что на территории г.о.Тольятти находятся гидротехнические сооружения, принадлежащие на праве собственности мэрии г.о. Тольятти: - канализационный коллектор (рассеивающий выпуск № на <адрес>), что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; - пирс, расположенный юго-западнее здания диспетчерского пункта, по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ; На <адрес> право собственности не зарегистрировано. В свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на канализационный коллектор, его назначение указано, как «сооружение». В свидетельстве от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности на пирс, его назначение указано, как «гидротехническое сооружение». Право собственности на <адрес> не оформлено, в эксплуатацию никому не передано, поэтому суд правильно признал, что ответчик не может нести обязанность по исполнению требований ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений» в отношении берегоукрепления набережной, отказав в иске в этой части. Суд правомерно удовлетворил иск в остальной части, так как мэрией г.о. Тольятти (как собственником канализационного коллектора и пирса) не исполняются требования Федерального Закона «О безопасности гидротехнических сооружений» в отношении канализационного коллектора и пирса. Данные обстоятельства подтверждаются материалами прокурорской проверки в сфере соблюдения мэрией г.о. Тольятти требований Федерального Закона от 21.07.1997г. № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений». В ходе проверки установлено, что контроль за соблюдением безопасности гидротехнических сооружений осуществляет Управление государственного энергетического надзора, а не орган местного самоуправления. ДД.ММ.ГГГГ прокуратура г.о. Тольятти направила в мэрию г.о. Тольятти требование о предоставлении к ДД.ММ.ГГГГ информации об исполнении законодательства о гидротехнических сооружениях. ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой г.Тольятти по данному факту вынесено представление в адрес мэрии г.о. Тольятти об устранении нарушений Федерального Закона. Мэрия г.о. Тольятти в ответе от ДД.ММ.ГГГГ (направленного в адрес прокурора) указала, что в ДД.ММ.ГГГГ году мэрией ведутся работы по определению класса опасности данных сооружений; затраты на содержание муниципальных объектов будут предусмотрены в бюджете города с последующим заключением муниципальных контрактов по результатам торгов(л.д.18). Как следует из материалов дела, перечисленные в исковом заявлении нарушения требований Федерального закона «О безопасности гидротехнических сооружений» не устранены до настоящего времени. С учетом изложенного, не могут быть приняты во внимание доводы представителя мэрии г.о. Тольятти о том, что городская мэрия не бездействует. Суд пришел к обоснованному выводу о том, что обязанность по исполнению требований Федерального закона от 21.07.1997 N 117-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О безопасности гидротехнических сооружений», в отношении канализационного коллектора и пирса должна быть возложена на собственника гидротехнических сооружений - на мэрию г.о.Тольятти. Сложившееся положение создает опасные условия при посещении гидротехнических сооружений, существенно повышается риск разрушения гидротехнических объектов, причинения вреда окружающей природной среде и здоровью граждан. Доводы представителя ответчика о том, что канализационный коллектор зарегистрирован как «сооружение» и не относится к гидротехническим сооружениям, суд обоснованно не принял во внимание, так как данные доводы противоречат требованиям закона. Так, в соответствии со ст.8 Федерального закона от 21.07.1997 № 117-ФЗ «О безопасности гидротехнических сооружений», к гидротехническим сооружениям также относятся сооружения, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения вредного воздействия вод и жидких отходов, к которым и относится канализационный коллектор. Регистрация права собственности на канализационный коллектор, как на «сооружение», не исключает его назначения как гидротехнического сооружения. Не имеется доказательств того, что мэрией г.о. Тольятти принимаются меры к устранению выявленных нарушений в отношении канализационного коллектора и пирса. Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую оценку, суд обоснованно удовлетворил иск в части. Доводы кассационной жалобы представителя мэрии г.о.Тольятти о несогласии с решением суда, направленных на переоценку имеющихся в деле доказательств, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям. Доводы кассационной жалобы о том, что в отношении канализационного коллектора и пирса до конца 2011г. мэрией г.о.Тольятти предусмотрены работы по определению класса опасности данных сооружений, не могут служить основанием для отмены решения суда. На основании изложенного, и руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия ОПРЕДЕЛИЛА: Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 30 августа 2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя мэрии г.о.Тольятти - без удовлетворения. Председательствующий: Судьи: