О П Р Е Д Е Л Е Н И Е 08 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Яковлевой В.В., судей Сорокиной Л.А. и Шилова А.Е., рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 сентября 2011 года, которым постановлено: «Иск Прокурора Комсомольского района г. Тольятти удовлетворить. Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Ереминой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение в соответствии с требованиями действующего законодательства не ниже установленных социальных норм на состав семьи один человек.». Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия У С Т А Н О В И Л А: Прокурор Комсомольского района г. Тольятти Самарской области действуя в интересах Ереминой Л.С. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о предоставлении жилого помещения во внеочередном порядке, указав в обоснование исковых требований, что Еремина Л.С. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку её мать ФИО1 умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2 умер ДД.ММ.ГГГГ. После смерти родителей Еремина Л.С. определялась в различные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. ДД.ММ.ГГГГ Распоряжением № <данные изъяты>, несовершеннолетнюю Еремину Л.С. определили в указанное учреждение, где она находилась на полном государственном обеспечении. Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № Еремина Л.С. зачислена в ГОУ <данные изъяты> с содержанием на полном государственном обеспечении. В связи с окончанием обучения в детском доме-школе <данные изъяты>, Еремину Л.С. сняли с регистрационного учёта по месту жительства, которым являлась указанная выше детская дом-школа. В настоящее время Еремина Л.С. проживает и работает в городе <данные изъяты>, закрепленного жилья не имеет, в связи с чем распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № она принята на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи один человек, с ДД.ММ.ГГГГ. Однако до настоящего времени Еремина Л.С. вне очереди жилым помещением не обеспечена. Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, прокурор просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Ереминой Л.С., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек. Судом постановлено вышеуказанное решение. В кассационной жалобе представитель Мэрии городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение. Проверив материалы дела, обсудив доводы представителя Мэрии городского округа Тольятти, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда. На основании статьи 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 01 марта 2005 года принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ. В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. В силу статьи 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. Согласно статье 4 указанного выше закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров. Статьей 8 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ определено, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательного учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в радах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм. В соответствии со ст. 5 Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходным обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На основании п. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 года № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения», органы местного самоуправления муниципальных образований на территории Самарской области наделены полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой, не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в приемных семьях, по окончании опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ. Согласно ст. 2 Закона Самарской области № 87-ГД от 11.07.2006 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», обеспечение жилыми помещениями детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения и нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Судом установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что Еремина Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, так как её родители: мать ФИО1, умерла ДД.ММ.ГГГГ, отец ФИО2, умер ДД.ММ.ГГГГ, что подтверждается свидетельствами о смерти. Как видно из материалов дела, на основании распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ № «О рассмотрении жилищных вопросов», на основании п. 1 ч. 1 ст. 51, п. 2 ч. 2 ст. 57 ЖК РФ, Еремина Л.С., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, с ДД.ММ.ГГГГ принята на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи один человек. До настоящего времени Еремина Л.С. жильем не обеспечена, что подтверждается материалами дела. При этом её право на внеочередное предоставление жилья мэрией городского округа Тольятти не оспаривается. Однако представитель ответчика считает, что жилое помещение должно быть предоставлено согласно очередности льготников соответствующей категории. Данный довод судом первой инстанции обоснованно не принят во внимание по следующим основаниям. Так, статья 57 Жилищного кодекса Российской Федерации не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в данной норме и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории. Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права - права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). В соответствии с п. 2 ст. 6 Закона Самарской области «О жилище» от 5 июля 2005 года № 139-ГД, при наличии у заявителя и членов его семьи нескольких жилых помещений, принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя их суммарной общей площади всех указанных жилых помещений. Таким образом, жилищные права Ереминой Л.С. подлежат защите путём предоставления ей вне очереди жилого помещения. Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что надлежащим ответчиком по делу является Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, что мэрия г.о. Тольятти, являясь органом местного самоуправления, предоставляет жилые помещения лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание по следующим основаниям. В соответствии со ст. 2 Закона Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах, выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов. Органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот. Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421, утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому, учёт, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан. Таким образом, и на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации, обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты). Указанные выше положения Законов Самарской области не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, имеющий высшую юридическую силу, а направлены на дополнительное соблюдение и гарантирование прав отдельной категории граждан. При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу о том, что на мэрию городского округа Тольятти следует возложить обязанность обеспечить Еремину Л.С. жилой площадью вне очереди по договору социального найма на состав семьи один человек, в соответствии с требованиями действующего законодательства. Доводы в кассационной жалобе представителя мэрии городского округа Тольятти о незаконности и необоснованности решения суда по основаниям, которые приводились им в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше мотивам. Судом при рассмотрении дела исследованы все обстоятельства, имеющие значение, суд дал им надлежащую юридическую оценку и разрешил спор в соответствии с действующим законодательством. На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия О П Р Е Д Е Л И Л А : Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу представителя Мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения. Председательствующий Судьи