О возложении на администрацию обязанности о предоставлении соц. выплаты на приобретение жилого помещения



Судья: Батманова И.А. № 33-11540

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

09 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуликиной С.М.

Судей Елистратовой Е.В., Минеевой О.Г.

при секретаре Тимагине Е.А.

С участием прокурора Хуснутдиновой А.Р.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 10.10.2011 г., которым постановлено:

«Иск прокурора Челно-Вершинского района к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области удовлетворить.

Обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области предоставить Жегалиной В.Н. 14.06.1990 года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств бюджета Самарской области».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., заключение прокурора Хуснутдиновой А.Р. полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу – без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прокурор Челно-Вершинского района обратился в суд с исковым заявлением в интересах Жегалиной В.Н. к администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о возложении на администрацию муниципального района обязанности о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.

В заявлении указал, что прокуратурой Челно-Вершинского района в ходе реализации предоставленных полномочий осуществлена проверка исполнения органом местного самоуправления требований законодательства регулирующего порядок обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области и признанными нуждающимися жилыми помещениями.

В ходе проверки выявлено ненадлежащие исполнение требований указанного выше законодательства.

Жегалина В.Н. 14.06.1990 года рождения, является сиротой, собственного жилья не имеет. 31.08.2011 года решением жилищной комиссии Жегалина В.Н. поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как сирота.

Однако, в нарушении норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жегалина В.Н. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Истец просил суд обязать администрацию муниципального района Челно-Вершинский предоставить Жегалиной В.Н. социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств бюджета Самарской области.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Администрация муниципального района Челно-Вершинский Самарской области просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

Из материалов дела усматривается, что Жегалина В.Н. 14.06.1990 года рождения, является сиротой, в настоящее время нигде не учится, собственного жилья не имеет.

Судом установлено, что 31.08.2011 года решением жилищной комиссии Жегалина В.Н. поставлена на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий как сирота.

На основании ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.

В соответствии со ст. 8 ФЗ от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил РФ, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм (далее Закон).

Статьей 5 указанного Закона установлено, что дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предусмотренные законом, являются расходными обязательствами субъектов РФ.

Согласно п. 4,5 ФЗ от 06.10.2003 года N 131 -ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий. Финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов. Государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, переданы органам местного самоуправления Законом Самарской области № 77-ГД от 05.03.05 «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержки и социальному обслуживанию населения» (далее Закон Самарской области).

Статьей 3 Закона Самарской области определено, что государственные полномочия передаются органам местного самоуправления на неограниченный срок.

Статьей 2 Закона Самарской области от 07.07.05г. № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот, детей оставшихся без попечения родителей» установлены меры по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые осуществляются за счет средств областного бюджета, предоставленных в виде субвенций местным бюджетам.

Частью 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (далее Закон Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД) установлено, что обеспечение жилыми помещениями отдельных категорий граждан, нуждающихся в жилых помещениях, осуществляется путем предоставления:

субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на предоставление социальных выплат отдельным категориям граждан, признанным в соответствии с федеральным законодательством и настоящим Законом нуждающимися в жилых помещениях; субвенций бюджетам муниципальных образований Самарской области из областного бюджета на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, указанным в настоящем Законе и признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Частью 2 пункта 1 статьи 2 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД распространяет действие указанного закона на следующие категории граждан:

1) дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы (далее - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей);

Статьей 5 Закона Самарской области от 11.07.06г. № 87-ГД в Самарской области устанавливается следующая норма предоставления общей площади жилого помещения на одного гражданина:

для категорий граждан, указанных в пункте 1 части 2 статьи 2 настоящего Закона, - 33 квадратных метра общей площади на каждого гражданина, имеющего право на меры социальной поддержки по обеспечению жильем.

Согласно п. 3.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421, формирование списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется до 1 февраля органами местного самоуправления по месту жительства исходя из даты обращения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, о постановке на учет.

Судом установлено, что в нарушении вышеуказанных норм ЖК РФ и ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», Жегалина В.Н. до настоящего времени жилым помещением не обеспечена.

Как правильно указано судом, ЖК РФ право граждан на получение жилого помещения вне очереди не поставлено в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, также имеющих право на получение жилого помещения вне очереди.

Таким образом, суд пришел к правильно выводу о том, что указанное право должно быть реализовано вне зависимости от наличия или отсутствия других лиц, состоящих на учёте по улучшению жилищных условий, и времени принятия их на учёт.

При таких обстоятельствах, суд обоснованно обязал администрацию муниципального района Челно-Вершинский Самарской области предоставить Жегалиной В.Н. 14.06.1990 года рождения социальную выплату на приобретение жилого помещения, согласно действующему законодательству, за счет средств бюджета Самарской области.

Доводы кассационной жалобы о незаконности судебного решения районного суда, являются несостоятельными, поскольку все обстоятельства дела установлены с достаточной полнотой, исследованы все представленные по делу доказательства, которым дана надлежащая правовая оценка в их совокупности.

Нарушений норм материального и процессуального права при рассмотрении дела не установлено.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 10.10.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации муниципального района Челно-Вершинский Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: