О выделе части жилого дома в натуре и признании права собственности



Судья: Бросова Н.В.

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

гр. дело № 33-11054

25 октября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Гороховика А.С.

судей: Акининой О.А., Сорокиной Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Снегирь С.Н. и Праказчиковой В.А. на решение Кировского районного суда г. Самары от 19 сентября 2011 года, которым постановлено:

«В требованиях Снегирь С.Н., Приказчиковой В.А. к Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самара о выделе части жилого дома в натуре и признании права собственности, отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Первоначально Снегирь С.Н. обратился в суд с иском к Приказчиковой В.А. о разделе общего имущества между участниками совместной собственности, прекращении права долевой собственности, выдели части жилого дома в натуре.

В обосновании исковых требований истец указал, что он зарегистрирован, проживает и является собственником однокомнатной изолированной квартиры (литеры АА1аа1) общей площадью 22,1 кв.м., жилой 16,6 кв.м., подсобной 5,5 кв.м., кроме того прочей 25,0 кв.м., без коэффициента, представляющую собой часть жилого дома, расположенную по адресу: <адрес> на основании свидетельства о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ Изначально, с момента постройки и по настоящее время, индивидуальный жилой дом, в котором находится квартира истца - одноэтажный, деревянный, фактически 2-х квартирный, каждая квартира представляет собой изолированную часть жилого дома с отдельным входом. Внесение изменений в сведения относительно назначения жилого помещения как части жилого дома необходимо истцу для признания права собственности на земельный участок. Сложившийся порядок пользования домом допускает возможность выделения частей жилого дома в натуре, если выделяемая часть жилого дома составляет изолированную часть дома с отдельным входом. Раздел домовладения в натуре возможен следующим образом: Снегирь выделяются помещении первого этажа (литера АА1аа1) помещения 1,2,4,с. Выделяемая часть жилого дома состоит из помещений: (кухня) площадью 5,5 кв.м., (жилая комната) площадью 16,6 кв.м., (веранда) площадью 14,8 кв.м., литера с (сени) площадью 10,2 кв.м., итого в помещении с учетом коэффициента 47,1 кв.м., общей площадью 22.1 кв.м., жилой 16,6 кв.м., подсобной 5,5 кв.м. Ответчик является собственником второй части дома и в силу закона их доли подразумеваются равными, т.е. по 1/2 у каждого.

Снегирь С.Н. просил суд разделить общее имущество - дом , принадлежащий Снегирь С.Н. и Приказчиковой В.Н., расположенный в <адрес> на две равные части. Определить долю Снегирь С.Н. равной 1/2 и Приказчиковой В.А. равной 1/2. Прекратить право долевой собственности между Снегирь С.Н. и Приказчиковой В.А. на дом , расположенный в <адрес>. Прекратить право собственности на квартиру , принадлежащую Снегирь С.Н., общей площадью 22,10 кв.м., жилой 16,00 кв.м., кроме того прочей 25,0 кв.м. без коэффициента. Выделить в натуре Снегирь С.Н. часть жилого дома (литеры АА1аа1) общей площадью 22,10 кв.м., жилой 16,60 кв.м., помещения первого этажа (жилая комната) 16,6 кв.м., (кухня) 5,5 кв.м., (веранда) 14,8 кв.м., (сени) 10,2 кв.м., расположенного в <адрес>. Признать право собственности на часть жилого дома (литеры АА1аа1) общей площадью 22,10 кв.м., жилой 16,60 кв.м., помещения первого этажа (жилая комната) площадью 16,6 кв.м., (кухня) 5,5 кв.м., (веранда) 14,8 кв.м., (сени) 10,2 кв.м., расположенного в <адрес>.

В ходе судебного разбирательства поступило исковое заявление Снегирь С.Н., Приказчиковой В.А. к Департаменту строительства и архитектуры г.о. Самара о выделе части жилого дома в натуре и признании права собственности.

Истцы с учетом уточнений просили суд выделить в натуре Снегирь С.Н. часть жилого дома <адрес> (литеры АА1аа1) общей площадью 22,10 кв.м., жилой 16,60 кв.м., помещения первого этажа (жилая комната) 16,6 кв.м., (кухня) 5,5 кв.м., (веранда) 14,8 кв.м., (сени) 10,2 кв.м., расположенного в <адрес>. Признать право собственности Снегирь С.Н. на часть жилого дома <адрес> (литеры АА1аа1) общей площадью 22,10 кв.м., жилой 16,60 кв.м., помещения первого этажа (жилая комната) площадью 16,6 кв.м., (кухня) 5,5 кв.м., (веранда) 14,8 кв.м., (сени) 10,2 кв.м., расположенного в <адрес>. Погасить запись о регистрации права собственности за Снегирь С.Н. на квартиру <адрес>.. Выделить в натуре Приказчиковой В.А. оставшуюся часть жилого дома <адрес>, общей площадью 22,60 кв.м., жилой 17,70 кв.м. Признать право собственности Приказчиковой В.А. на часть жилого дома <адрес>, общей площадью 22,60 кв.м., жилой 17,70 кв.м.

В кассационной жалобе Снегирь С.Н. и Приказчикова В.А. просят решение суда отменить как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 252 ГК РФ имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними. Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества. При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.

Из материалов дела следует, что Снегирь С.Н. является собственником квартиры площадью 22,10 кв.м., этаж 1 по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

Судом также установлено, что жилое помещение - квартира по адресу: <адрес> стоит на кадастровом и техническом учете, изготовлены кадастровый и технический паспорта, из которых следует, что общая площадь квартиры составляет 22,1 кв.м., жилая 16,6 кв.м., подсобная 5,5 кв.м., кроме того прочая 24,9 кв.м. (л.д. 15-19)

Из материалов дела также следует, ДД.ММ.ГГГГ между Безымянской дистанцией гражданских сооружений и Приказчиковой В.А. заключен договор передачи квартир в собственность граждан, согласно которому истец Приказчикова В.А. получила в собственность занимаемую однокомнатную квартиру , находящуюся в доме <адрес>, общей площадью 22,60 кв.м., в том числе жилой 17,70 кв.м. (л.д. 44) Указанный договор ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в ФФГУП «Ростехинвентаризация».

Согласно выписке из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости - жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, исключен из реестра муниципального имущества г.о. Самара на основании приказа Департамента управления имуществом г.о. Самара о ДД.ММ.ГГГГ .

Истцы просят суд выделить в натуре часть жилого дома, признать право собственности на часть жилого дома.

Между тем, истцами не представлено доказательств, правоустанавливающих документов, свидетельствующих о том, что им на праве собственности принадлежат доли дома.

Истцы являются собственниками квартир в доме.

Согласно представленным документам, истцам принадлежат квартиры, но не доли дома.

На техническом и кадастровом учете также стоят жилые помещения - квартиры.

Спорные жилые помещения никогда не представляли собой объект общей долевой собственности, так как являлись изолированными жилыми помещениями, предназначенными для проживания граждан.

Кроме того, в материалах дела отсутствуют доказательства того, что между истцами было заключено соглашение о порядке владения, пользования и распоряжения указанным жилым домом, в соответствии с долями.

Также истцами не представлено техническое заключение специализированной организации, имеющей лицензию для осуществления соответствующей деятельности о возможности прекращения права общей долевой собственности и выдела доли дома в натуре.

В материалах дела имеется сообщение ФФГУП «Ростехинвентаризация» от ДД.ММ.ГГГГ из которого следует, что на заявление истца Снегирь С.Н. об изготовлении технического заключения по выделу части квартиры в натуре на объект капитального строительства (квартиры) и на предмет перераспределения долей в праве на объект капитального строительства (квартира), Самарский филиал ФФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» сообщило следующее. Согласно материалам инвентарного дела по состоянию на дату последней инвентаризации ДД.ММ.ГГГГ помещение по адресу: <адрес> является изолированным жилым помещением (квартира). Выдел части квартиры в натуре и перераспределение долей в праве на объект капитального строительства - изолированное жилое помещение по вышеуказанному адресу нецелесообразно.

Суд правильно признал необоснованными доводы представителя истцов о том, что истцы являются собственниками частей жилого дома, которые в соответствии со ст. 213 ГК РФ подразумеваются равными, по 1/2 доли за каждым.

Также суд обосновано признал несостоятельными ссылки истцов на то, что поскольку дом состоит из двух квартир, то в силу жилищного законодательства они имеют право долевой собственности на весь жилой дом.

Исследовав материалы дела, суд пришел к правильному выводу, что истцам на праве собственности принадлежат квартиры, а не дом на праве долевой собственности, в связи с чем обосновано в удовлетворении исковых требований отказал.

Доводы Снегирь С.Н. и Приказчиковой В.А. о незаконности вынесенного решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку основаны на неправильном толковании закона.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Кировского районного суда г. Самары от 19 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Снегирь С.Н. и Приказчиковой В.А. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: