О возложении обязанности рассчитать и выплатить пенсию



Судья: Лещенко Л.А. гр.дело № 33-10745/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Ермаковой Е.И.,

Судей: Набок Л.А., Калинниковой О.А.,

при секретаре Хоциной О.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Волкова Г.В. в лице представителя Смолкиной Е.П. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 августа 2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Волкова Г.В. к ГУ МВД России по Самарской области об обязании произвести расчет и выплату пенсию за выслугу лет с 19.12.2005 по настоящее время с учетом инфляции, взыскании компенсации за санаторно-курортное лечение за период с 2006 по 2011 год с учетом инфляции, расходов по оплате государственной пошлины - оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения Волкова Г.В. и его представителя Смолкиной Е.П. (по доверенности), поддержавших доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителей ГУ МВД России по Самарской области Федоровой Г.Н., Куркиной С.Н. (по доверенностям), судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Волков Г.В. обратился в суд с иском к Главному управлению МВД РФ по Самарской области о возложении обязанности рассчитать и выплатить пенсию с учетом инфляции, а также компенсацию за санаторно-курортное лечение.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ приказом Средневолжского УВД на транспорте он был уволен из органов внутренних дел по п. «а» ст. 19 Закона «О милиции» (по собственному желанию). ДД.ММ.ГГГГ отделом кадров ЛОВД на ст.Сызрань был составлен расчет его выслуги лет для назначения пенсии, который с необходимым пакетом документов был направлен в Центр пенсионного обеспечения, являющийся подразделением ГУВД по Самарской области, осуществляющий назначение пенсии. В числе представленных документов было решение Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым ЛОВД на ст. Сызрань было обязано включить Волкову Г.В. в стаж государственной службы период службы в армии по призыву в льготном исчислении из расчета 1 день службы в армии за 2 дня государственной службы, в связи с чем его выслуга составила бы более 20 лет. ГУВД по Самарской области расчет его выслуги лет до настоящего времени не согласовало, пенсию ему не назначило. По этой причине он и члены его семья лишены права на оплату санаторно-курортного лечения, поскольку за сотрудниками, уволенными из органов внутренних дел с правом на пенсию и имеющим выслугу 20 лет и более, в том числе и в льготном исчислении, сохраняется право на обеспечение медицинской помощью в медицинских учреждениях системы МВД России, а также на оплату санаторно-курортного лечения.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Волков Г.В. просил суд обязать ГУ МВД РФ по Самарской области рассчитать и выплатить ему пенсию за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время с учетом инфляции, рассчитать и выплатить ему и членам его семьи компенсацию за санаторно-курортное лечение за период с 2006 по 2011 год в сумме 7 200 руб., с учетом инфляции, расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 руб.

Определениями Октябрьского районного суда г. Самары от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований, привлечены Сызранский ЛОВДТ УТ МВД России по ПФО (правопреемник ЛОВД на ст. Сызрань) и МВД РФ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Волков Г.В. просит решение отменить, направить дело на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Как следует из материалов дела, Волков Г.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил военную службу по призыву, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходил службу в органах внутренних дел в ЛОВД на ст. Сызрань.

Приказом Средневолжского УВД на транспорте от ДД.ММ.ГГГГ истец был уволен из органов внутренних дел по п. «а» ст. 19 Закона РФ «О милиции» - по собственному желанию.

Выслуга лет истца на день увольнения по расчету ЛОВД на ст. Сызрань составила 17 лет 07 месяцев 14 дней, период прохождения военной службы по призыву засчитан в стаж в календарном исчислении.

Решением Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, вступившим в законную силу, ЛОВД на ст. Сызрань обязано засчитать Волкову Г.В. в стаж государственной службы в органах внутренних дел период военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ из расчета один день военной службы за два дня государственной службы.

Выводы суда обоснованы положениями ч. 3 ст. 10 Федерального закона «О статусе военнослужащих».

Ссылаясь на данное решение, истец полагает, что его выслуга в органах внутренних дел на день увольнения составила более 20 лет, что определяет возникновение права на назначение льготной пенсии.

Суд правильно указал, что правовое положение (статус) федерального государственного служащего и государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации, в том числе ограничения, обязательства, правила служебного поведения, ответственность, порядок разрешения конфликта интересов и служебных споров, а также пенсионного обеспечения устанавливается соответствующим федеральным законом о виде государственной службы и подзаконными актами.

Органом, осуществляющим пенсионное обеспечение государственных служащих, является Пенсионный фонд Российской Федерации, а не Министерство внутренних дел Российской Федерации.

Вместе с тем, Волков Г.В. претендует на выплату пенсии за выслугу лет как сотрудник органов внутренних дел.

Для сотрудников органов внутренних дел предусмотрен иной льготный порядок исчисления и назначения пенсии.

Статус сотрудника милиции, круг его полномочий и обязанностей определены Законом о милиции и Положением о службе.

Пенсия за выслугу лет, согласно ст. 13 Закона № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно- исполнительной системы, и их семей», назначается независимо от возраста при наличии на день увольнения со службы выслуги на военной и (или) правоохранительной службе 20 лет и более (пункт «а»).

Вместе с тем, такая пенсия может быть назначена и лицам, не имеющим полной выслуги, если они уволены со службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на службе, или по состоянию здоровья, либо в связи с организационно-штатными мероприятиями, достигшим на день увольнения 45-летнего возраста и имеющим общий трудовой стаж не менее 25 календарных лет, из которых не менее 12 лет и шести месяцев составляет военная служба и (или) правоохранительная служба.

«Выслуга», выступая в качестве самостоятельного правового основания назначения пенсии лицам, проходившим военную и (или) правоохранительную службу, по своему характеру является специальным трудовым стажем, приобретаемым именно в процессе прохождения службы, однако, включает в себя также и периоды, не относящиеся к службе, например, время учебы на очных отделениях высших и средних специальных учебных заведений из расчета два месяца учебы за один месяц службы (ст. 63 Положения о службе в органах внутренних дел РФ, утвержденного постановлением ВС РФ от 23.12.2004 г. № 4202-1). Такой порядок зачета в выслугу лет периодов, не связанных с прохождением военной и иной приравненной к ней службы, позволяет увеличивать выслугу лет для сотрудников органов внутренних дел, имеющих право на получение пенсии, на что обратил внимание в своем Постановлении от 18.03.2004 года № 6-П Конституционный Суд РФ.

В соответствии с ч. 3 ст. 18 Закона РФ от 12.02.1993 г. № 4468-1 порядок исчисления выслуги лет для назначения пенсии лицам, указанным в ст. 1 этого закона, определяется Правительством Российской Федерации.

Время прохождения службы в особых условиях подлежит зачету в выслугу лет для назначения пенсии лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, в льготном исчислении (ч. 2 ст. 18 закона).

Во исполнение указанного федерального закона, такой порядок определен Постановлением Правительства РФ от 22.09.1993 года № 941 «О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, компенсаций и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семьям в Российской Федерации».

Пунктом 1 указанного постановления предусмотрен исчерпывающий перечень периодов, подлежащих включению в выслугу лет для назначения пенсии лицам данной категории.

Военная служба (служба по призыву) в Вооруженных силах РФ включена в указанный перечень наряду со службой в милиции.

При этом пункт 3 постановления устанавливает периоды, подлежащие зачету в выслугу лет на льготных условиях, однако период военной службы по призыву в указанный перечень не включен, за исключением время содержания под стражей, время отбывания наказания в местах лишения свободы и нахождения в ссылке военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву),….необоснованно привлеченных к уголовной ответственности, необоснованно репрессированных и впоследствии реабилитированных – как один месяц службы за три месяца (п.п. «а» п. 3 постановления), а также время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену в период Великой Отечественной войны – как один месяц службы за 2 месяца (п.п. «в» п. 3 постановления).

Пунктом 5 постановления Правительства РФ № 941 предусмотрено включение в выслугу лет для назначения пенсии военной службы по призыву, независимо от места службы, в календарном исчислении.

Таким образом, суд пришел к правильному выводу о том, что период военной службы по призыву в Вооруженных силах РФ, при назначении пенсии за выслугу лет сотрудникам внутренних дел, в том числе и истицу, подлежит зачету в специальный стаж (выслугу лет) в календарном исчислении.

Поскольку выслуга лет Волкова Г.В. на момент увольнения составила 17 лет 07 месяцев 12 дней, включая период военной службы по призыву в календарном исчислении, суд обоснованно отказал в удовлетворении заявленных им исковых требований об обязании ГУ МВД России по Самарской области произвести ему расчет и выплату пенсии за выслугу лет с ДД.ММ.ГГГГ, а также в удовлетворении производных от них требований о расчете и выплате ему и членам его семьи компенсации за санаторно-курортное лечение за период с 2006 по 2011 год.

В связи с отказом в иске, суд в соответствии с требованиями ст. 98 ГПК РФ, правильно отказал Волкову Г.В. во взыскании с ответчика расходов по уплате государственной пошлины.

Ссылки истца на преюдициальное значение для данного дела решения Сызранского городского суда Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, суд правильно счел необоснованными, поскольку в соответствии со ст. 61 ГПК РФ не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела лишь те обстоятельства, которые установлены вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, в котором участвуют те же лица.

Однако, к участию в рассмотрении гражданского дела по иску Волкова Г.В. к ЛОВД на ст. Сызрань о включении в стаж государственной службы периода службы по призыву в льготном исчислении, ГУ МВД России по Самарской области не привлекалось. Право на получение пенсии за выслугу лет по линии МВД России за Волковым Г.В. указанным решением не признано.

Доводы кассационной жалобы Волкова Г.В. не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку они являлись предметом всестороннего исследования судом первой инстанции и по основаниям, изложенным в решении, правильно признаны необоснованными.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 22 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Волкова Г.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: