Об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости



Судья: Писарев С.Н. гр.дело № 33-11184/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

27 октября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Решетняк М.А.,

Судей: Захарова С.В., Калинниковой О.А.,

при секретаре Триер А.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Самарской области на решение Приволжского районного суда Самарской области от 15 сентября 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Чеботарева Е.И. - удовлетворить частично.

Признать решение Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Самарской от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в досрочном назначении Чеботареву Е.И. трудовой пенсии по старости - незаконным в части не включения в специальный трудовой стаж Чеботарева Е.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периодов работы:

1. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

2. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.

3. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Самарской области включить в специальный трудовой стаж Чеботарева Е.И., дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости периоды работы:

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в качестве <данные изъяты>.

Обязать Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Самарской области назначить Чеботареву Е.И. трудовую пенсию по старости досрочно со дня обращения в пенсионный фонд, то есть с 30.05.2011 года.

В удовлетворении остальной части иска - отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Самарской области» Сергеевой М.В. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Чеботарев Е.И. обратился в суд с иском к ГУ «Управление Пенсионного Фонда в Приволжском районе Самарской области» об оспаривании решения об отказе в назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

В обоснование требований указал, что решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда РФ в Приволжском районе Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, ввиду отсутствия, требуемого специального стажа. В специальный стаж необоснованно не включены периоды работы в Приволжском молодежном пансионате <данные изъяты>) Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, а также со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в должности заведующего медицинской частью. В качестве причины отказа указано на то, что наименование учреждения и должности – «заведующий медицинской частью» не предусмотрены Списком должностей и учреждений.., утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Считает отказ в назначении пенсии незаконным, поскольку пансионат <данные изъяты>), где он работает, является не только учреждением социального типа, но и лечебно-профилактическим учреждением, о чем свидетельствует лицензия Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития. Должность заведующего медицинской частью не является административной, в оспариваемый период он являлся <данные изъяты>, организовывая всю медицинскую деятельность пансионата. В течении всех периодов работы в <данные изъяты> он постоянно выполнял функции <данные изъяты>, о чем свидетельствует запись в трудовой книжке.

Ссылаясь на данные обстоятельства, Чеботарев Е.И. просил суд признать незаконным решение ГУ «Управление Пенсионного фонда в Приволжском районе Самарской области» от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения; обязать ответчика включить в специальный стаж оспариваемые периоды работы и назначить досрочную трудовую пенсию с момента обращения с заявлением.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ «Управление Пенсионного фонда в Приволжском районе Самарской области» просит решение отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 39 Конституции РФ каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения пенсионного возраста, установленного ст. 7 настоящего федерального закона - лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа, либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно положениям указанного закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

Как следует из материалов дела, записей в трудовой книжке с ДД.ММ.ГГГГ и по настоящее время Чеботарев Е.И. работает в Приволжском молодежном пансионате <данные изъяты>):

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> на 0,5 ставки;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующим <данные изъяты>;

с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Чеботарев Е.И. обратился в ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Привлжском районе Самаркой области» с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости по п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ».

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан Управления Пенсионного Фонда РФ в Приволжском районе Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ истцу отказано в назначении пенсии из-за отсутствия требуемого специального стажа. В специальный стаж зачтено 26 лет 3 мес. 15 дней.

Оспариваемые Чеботаревым Е.И. периоды работы не включены в льготный трудовой стаж в связи с тем, что наименование учреждения – Государственное учреждение Самарской области «Приволжский молодежный <данные изъяты>)», а также должность - «заведующий <данные изъяты>» не предусмотрены Списком должностей и учреждений.., утвержденным постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ . Кроме того, не подлежит включению в специальный стаж работа в должности <данные изъяты> на 0, 5 ставки.

Разделом «Наименование должностей» и п. 31 раздела «Наименование учреждений» «Списка должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения…», утвержденного постановлением Правительства РФ № 781 от 29.10.2002 г., предусмотрены должности «врачи – специалисты всех наименований (кроме врачей-статистиков), в том числе врачи - руководители учреждений (их структурных подразделений), осуществляющие врачебную деятельность» и Учреждения социального обслуживания: «дом-интернат для престарелых и инвалидов», «специальный дом-интернат для престарелых и инвалидов», «психоневрологический интернат».

В соответствии с разъяснениями, содержащимися в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 г. N 25 «О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии», в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж работы, с учетом которого может быть назначена трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", периода его работы, подлежащего, по мнению истца, зачету в специальный стаж работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).

Согласно Уставу, Государственное учреждение Самарской области «Приволжский молодежный пансионат для инвалидов (дом-интернат для психически больных)», где в оспариваемые периоды протекала трудовая деятельность истца, является государственным медико-социальным учреждением, предназначенным для постоянного, временного (сроком до 6 мес.) проживания инвалидов 1 и 2 групп, страдающих психическими хроническими заболеваниями и нуждающихся в уходе, бытовом и медико-социальном обслуживании, реабилитационных услугах.

Целями и предметом деятельности учреждения являются: осуществление социальной защиты проживающих, их материально-бытовое обеспечение, мероприятий реабилитационного, медицинского, социального характера, организация ухода и надзора за проживающими, их отдыха и досуга, оказание им медицинской помощи, обслуживания и лечения, организация консультаций врачей-специалистов, проведение лечебно-оздоровительных и профилактических мероприятий, лечебно-трудовой и социально-трудовой реабилитации и пр. (л.д. 69-84).

Лицензией, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развитии от 26.07.2007 г., подтверждается наличие у учреждения права на осуществление медицинской деятельности - работ (услуг), выполняемых при оказании доврачебной и специализированной медицинской помощи по: психиатрии, стоматологии ортопедической, терапии (л.д. 8-9).

Установлено также, что работа Чеботарева Е.И. в должности заведующего медицинской частью Приволжского дома-интерната для психически больных, не ыла связана исключительно с административными функциями, фактически истец оставался врачом-специалистом (<данные изъяты>) и осуществлял лечебную деятельность в учреждении социального обслуживания, проводил ежедневный прием больных, назначал им лечение, организовывая в том числе и всю лечебно-профилактиескую и санитарно-противоэпидемическую работу дома-интерната.

Таким образом, работа Чеботарева Е.И. в должности заведующего <данные изъяты>, как руководителя структурного подразделения учреждения социального обслуживания, была непосредственно связана с осуществлением им врачебной деятельности.

Данные обстоятельства подтверждены должностной инструкцией заведующего медицинской частью (л.д. 86), показаниями свидетеля ФИО1, справкой работодателя (л.д. 10), наличием у Чеботарева Е.И. сертификата о сдаче квалификационного экзамена по специальности – <данные изъяты> (л.д. 68).

Учитывая изложенное, суд правильно исходил из того, что вид (тип) учреждения, в котором работал Чеботарев Е.И. в оспариваемые периоды, а также направления его деятельности, соответствуют целям и задачам учреждений социального обслуживания, поименованным в Списке должностей и учреждений…, утвержденных постановлением Правительства № 781 от 29.10.2002 г. – «дом-интернат <данные изъяты>», «специальный дом-интернат <данные изъяты>», а условия и характер деятельности истца, выполняемые им в период работы на полную ставку в должности заведующего медицинской частью функции, по существу тождественны работе <данные изъяты> руководителя структурного подразделения учреждения социального обслуживания, осуществляющего врачебную деятельность, которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

При таких обстоятельствах суд обоснованно обязал ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе Самарской области» включить в специальный стаж истца, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, периоды его работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – заведующим <данные изъяты>; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ<данные изъяты> Приволжского дома-интерната <данные изъяты>, признав решение комиссии незаконным в части.

Вместе с тем, суд правомерно отказал Чеботареву Е.И. в удовлетворении требований о включении в льготный стаж периода работы в должности <данные изъяты> учреждения с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку в указанный период работа им осуществлялась на 0,5 ставки, тогда действующее законодательство предусматривает необходимость занятости работника на полную ставку.

Учитывая, что на момент обращения с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии, у Чеботарева Е.И. имелся специальный стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения – более 30 лет, суд обоснованно удовлетворил заявленные им требования, обязав ГУ УПФ РФ в Приволжском районе Самарской области назначить досрочную пенсию на основании п.п. 20 п. 1 ст. 27 ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ с момента обращения с заявлением, то есть с 30.05.2011 г.

Доводы кассационной жалобы ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе Самарской области» не могут быть учтены судебной коллегией, поскольку эти доводы являлись предметом проверки и оценки судом первой инстанции и по изложенным выше основаниям правильно признаны несостоятельными.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает ошибочным суждение суда в мотивировочной части решение о том, что акт государственного органа - «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не соответствует закону и считает необходимым исключить указанное суждение из мотивировочной части решения, поскольку он не имеет под собой правовых оснований.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Приволжского районного суда Самарской области от 15 сентября 2011 года по иску Чеботарева Е.И. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Приволжском районе Самарской области» изменить, исключив из мотивировочной части решения суда суждение о том, что акт государственного органа - «Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в РФ», утвержденный постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 года № 781, не соответствует закону.

В остальной части решение суда оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Приволжском районе Самарской области» - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна:Судья: