Об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.



Судья Сметанина О.Н. гр. дело № 33-11063/11

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

1 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Гороховика А.С.

судей Шилова А.Е., Сорокиной Л.А.,

с участием прокурора Кушнирчук А.И.

при секретаре Тимагине Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационному представлению прокурора Центрального района г.Тольятти Самарской области на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 23.08.2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска прокурора Центрального района г.Тольятти, в интересах неопределенного круга лиц, к ГСК ОУ детский дом «Ласточка», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства - отказать.»

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л.А., пояснения прокурора Кушнирчук А.И. поддержавшей доводы кассационного представления, возражения представителя Министерства образования и науки Самарской области – Мокровой С.А. по доверенности от 06.06.2011г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к ГСК ОУ детский дом №6 «Ласточка», Министерству образования и науки Самарской области, Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства.

В обоснование заявленных требований указав, что прокуратурой Центрального района г.Тольятти в рамках осуществления надзора за соблюдением прав на охрану жизни и здоровья несовершеннолетних детей была проведена проверка соблюдения требований санитарно-эпидемиологического законодательства в ГСК ОУ детский дом № 6 «Ласточка», расположенном по <адрес>, в ходе которой выявлены нарушения СП 990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», о чем был составлен акт проверки. Самостоятельно ГС К ОУ детский дом № 6 «Ласточка» не может устранить указанные нарушения требований санитарно-эпидемиологического законодательства, поскольку требуется вложение значительных денежных средств, а также в связи с отсутствием собственных средств и бюджетным финансированием.

Ссылаясь на указанные обстоятельства прокурор Центрального района г.Тольятти просил суд обязать ответчиков устранить нарушения санитарно-эпидемиологического законодательства, а именно:

1) установить металлический теневой навес для защиты детей от солнца и осадков площадью не менее 40 кв.м на территории групповой площадки; заменить существующее асфальтовое покрытие на деревянное; деревянные полы установить на расстоянии не менее 15 см от земли.

2) расположить хозяйственную зону на границе земельного участка вдали от групповых и физкультурных площадок и изолировать ее от остальной территории зелеными насаждениями; оборудовать специальную бетонированную площадку (размером превышающим площадь мусоросборника не менее чем на 1,5 м с каждой из сторон) для установки мусоросборника в хозяйственной зоне на расстоянии не менее 25 м от здания.

3) выделить следующие помещения для детей дошкольного возраста: комната для сушки одежды и обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды. Для детей школьного возраста выделить следующие помещения: комната для сушки одежды и обуви, комната для стирки и сушки мелких вещей, комната для глажения и чистки одежды. Выделить раздевальные помещения для детей дошкольного возраста площадью 16 кв.м., для детей школьного возраста площадью 18 кв.м. Выделить спальни для детей дошкольного возраста из расчета 3,0 кв.м. на одного ребенка. Выделить раздельные спальни для девочек и мальчиков из расчета 6,0 кв.м. на одного ребенка. Спальни для школьников рассчитать не более чем на три места. Санитарные узлы на группу детей школьного возраста оборудовать из расчета: пять детских умывальников, четыре детских унитаза в открытых кабинах с перегородками-экранами, один взрослый унитаз в закрытой кабине, два душевых поддона с душевой сеткой на гибком шланге, один полотенцесушитель, четыре ногомойки. Для детей старшего дошкольного и школьного возраста выделить раздельные туалетные для девочек и мальчиков, оборудовать 1 умывальником на 4 человека, 3 ногомойками на 10 человек, 2 унитазами на 5 девочек, 2 - на 5 мальчиков, 1 писсуаром на 5 мальчиков. Душевые кабины (с раздевальными) оборудовать из расчета 1 рожок не более чем на 5 человек.

4) в соответствие с нормами СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» выделить помещение под спортивный зал площадью не менее 162 кв.м путем проведения реконструкции существующих помещений либо построить пристрой к зданию для спортивного зала.

5) выполнить проем в стене существующего здания прачечной в целях обеспечения отдельными входами помещения для сдачи грязного и получения чистого белья.

6) медицинские помещения разместить в изолированном блоке, привести состав помещений в соответствие с таблицей 2.2 п.2.2.2.12 СП 2.4.990-00.

7) обеспечить работу пищеблока на полуфабрикатах, в соответствии с проектом.

8) выделить обеденный зал для приема пищи из расчета 1,5 кв.м. на одно место для школьников и 1,0 кв.м. для детей дошкольного возраста.

9) в групповой группы № 2 и раздевальной группы № 2, в раздевальной группы № 4 заменить существующее покрытие стен на материал, допускающий обработку влажным способом и дезинфекцию.

10)облицевать керамической глазурованной плиткой стену около моечных ванн в группе № 2 на высоту 1,6 м от пола.

11) в групповых для детей старшего и подготовительного возраста

установить двухместные столы с изменяющимся наклоном крышки до 30 градусов в соответствии со списочным составом детей старшего и подготовительного возраста; в комнате для приготовления уроков промаркировать мебель в соответствии с ростом занимающихся детей.

12) в комнате для приготовления уроков, кабинете дефектолога установить парты на расстояние не менее 2,5 м от доски.

13) выделить буфетные в детском доме и оборудовать их двухгнездными мойками в соответствии с количеством функционирующих групп детского дома; в группе № 4 для сушки и хранения посуды установить подвесные сушилки и шкафы в количестве достаточным для сушки и хранения используемой в группе посуды.

14) кровати в спальных помещениях расставить с соблюдением минимальных разрывов; между длинными сторонами кроватей - не менее 0,65 м, от наружных стен - не менее 0,6 м, от отопительных приборов - не менее 0,2 м, между изголовьями двух кроватей - не менее 0,3-0,4 м, ширина центрального прохода между кроватями - не менее 1,1 м. Спальные комнаты оборудовать тумбочками и стульями в соответствии с числом проживающих в каждой спальной комнате.

15) огородить отопительные приборы съемными деревянными решетками в спальне группы № 5, санитарном узле № 5, в раздевалке группы № 4 в соответствии с числом отопительных приборов, не оборудованных решетками;

16) разделить потоки сырой и готовой продукции за счет функциональной расстановки оборудования в помещении столовой таким образом, чтобы планировочное решение помещений пищеблока предусматривало поточность технологических процессов, исключающих встречные потоки сырья, сырых полуфабрикатов и готовой продукции. Для чего в помещении, где стоят холодильные камеры и установлена бытовая ванна оборудовать мясо - рыбный цех путем выноса холодильных камер, бытовой ванны и установки двухсекционной ванны для мяса и рыбы, переноса стола для сырой продукции из варочного цеха в мясо - рыбный цех. В варочном цехе установить двухсекционную ванну для мытья кухонной посуды, гигиеническую раковину для мытья рук, дополнительно установить стол для готовой продукции, стол для холодных закусок.

17) оборудовать складские помещения для хранения продуктов приборами для измерения относительной влажности и температуры воздуха согласно количеству складских помещений на пищеблоке в соответствии с приложением № 3 СП 2.4.990-00 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах-интернатах для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

18) установить на пищеблоке двухсекционную моечную ванну для мытья кухонной посуды и инвентаря.

19) оборудовать моечные ванны во всех групповых гибким шлангом с душевой насадкой для ополаскивания столовой посуды и термометрами для контроля температуры воды в соответствии с количеством моечных ванн, установленных в буфетных функционирующих групп детского дома.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным, дело направить на новое рассмотрение.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Согласно п.1 и п.7 ст. 51 Закон РФ от 10.07.1992г. № 3266-1 (ред. от 18.07.2011) «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников. Ответственность за создание необходимых условий для учебы, труда и отдыха обучающихся, воспитанников образовательных учреждений несут должностные лица образовательных учреждений в соответствии с законодательством Российской Федерации и уставом данного образовательного учреждения.

Согласно ст.11,24 Федерального закона от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны: выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний и санитарно-эпидемиологических заключений осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; при эксплуатации производственных, общественных помещений, зданий, сооружений, оборудования и транспорта должны осуществляться санитарно-противоэпидемические (профилактические) мероприятия и обеспечиваться безопасные для человека условия труда, быта и отдыха в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии со ст.14 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ (ред. от 18.07.2011) «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» проверка проводится на основании распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля. Типовая форма распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации. Проверка может проводиться только должностным лицом или должностными лицами, которые указаны в распоряжении или приказе руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля.

Заверенные печатью копии распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля вручаются под роспись должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю одновременно с предъявлением служебных удостоверений. По требованию подлежащих проверке лиц должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля обязаны представить информацию об этих органах, а также об экспертах, экспертных организациях в целях подтверждения своих полномочий.

Согласно ст.16 вышеназванного закона, по результатам проверки должностными лицами органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводящими проверку, составляется акт по установленной форме в двух экземплярах. Типовая форма акта проверки устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Акт проверки оформляется непосредственно после ее завершения в двух экземплярах, один из которых с копиями приложений вручается руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица, индивидуальному предпринимателю, его уполномоченному представителю под расписку об ознакомлении либо об отказе в ознакомлении с актом проверки.

Судом установлено, что прокуратурой Центрального района г. Тольятти была проведена проверка исполнения администрацией образовательного учреждения ГС К ОУ детский дом № 6 «Ласточка», расположенном по <адрес>, требований санитарно-эпидемиологического законодательства, что подтверждается справкой от 24.03.2011 года. ( л.д. 24-27).

Из материалов дела видно, что капитальный ремонт здания детского <адрес> в г.Тольятти начат в июле 1993 года и окончен 25.11.1994 года, здание принято к эксплуатации 25.11.1994 года.

Поэтому суд пришел к обоснованному выводу, что здание запроектировано и построено в соответствии с ранее действовавшими требованиями, а также с учетом того, что выдано санитарно-эпидемиологическое заключение на деятельность учреждения (бессрочное).

Вместе с тем суд установив, что прокурором не представлены приказ о проведении проверок санитарно-эпидемиологической безопасности Роспотребнадзора, акт составленный по результатам проверки, предписание по устранению выявленных нарушений с указанием сроков устранения, пришел к правильному выводу, что не соблюден порядок оформления выявленных нарушений.

Также судом установлено, что ни в адрес Министерства имущественных отношений по Самарской области, ни в адрес Министерства образования и науки по Самарской области предписания об устранении выявленных нарушений не выносилось, соответствующие акты проверок не направлялись.

Вместе с тем, из материалов дела, акта проверки и Предписания должностного лица Роспотребнадзора от 28.05.2010 № 18-05/382 видно, что в результате проверки проведенной 17.05.2010г. на основании распоряжения заместителя начальника Территориального отдела Управления Роспотребнадзора по Самарской области в г.Тольятти выявлены нарушения санитарного законодательства, в частности СП 2.4.990.0 «Гигиенические требования к устройству, содержанию, организации режима работы в детских домах и школах интернатах для детей и детей - сирот, оставшихся без попечения родителей», СанПиН 2.4.5.2409-08 «Санитарно-эпидемиологические требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», с указанием срока исполнения. (л.д.16,22)

Судом установлено, что не исполнен только п. 3 (не оборудована прачечная), поскольку для устранения данного нарушения установлен срок до 01.08.2012 года, остальные нарушения устранены, что подтверждается письмом ГОУ СК детского дома № 6 «Ласточка» № 97 от 07.09.2010 года.

Установив, что это нарушение выявлено на основании предписания должностного лица Роспотребнадзора от 28.05.2010 № 18-05/382, суд правильно указал, что требования прокурора в части выполнения проема в стене существующего здания прачечной в целях обеспечения отдельными входами помещения для сдачи грязного и получения чистого белья (п. 2.2.2.10 СанПиН 2.4.1.990) являются обоснованными.

Между тем, принимая во внимание, что мероприятие по оборудованию прачечной носит конструктивный характер, а прокурором не представлено каких-либо заключений компетентных органов подтверждающих возможность устранения данного нарушения без вреда для существующего здания, суд пришел к правильному выводу, что требования о возложения обязательств по устранению данного нарушений на ответчиков не подлежат удовлетворению.

Доводы кассационного представления о том, что решение суда является незаконным и необоснованным, не могут быть приняты во внимание, не доказан заявителем, так как все обстоятельства дела судом исследованы полно, всесторонне и объективно, нормы материального и процессуального права применены правильно, содержащиеся в решении выводы полностью соответствуют фактическим обстоятельствам дела, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством. В соответствии с требованиями ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.

На основании изложенного и руководствуясь п.1 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 23 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационное представление прокурора Центрального района г.Тольятти - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи