о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара



Судья: Тулякова О.А. № 33- 11819

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

15 ноября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Гороховика А.С.

Судей: Сорокиной Л.А., Моргачевой Н.Н.,

При секретаре: Тимагине Е.А.,

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента строительства и архитектуры г.о Самары на решение Промышленного районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:

Заявление Ли С.Г. - удовлетворить.

Признать незаконным решение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары в неутверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу <адрес> на кадастровом плане соответствующей территории.

Обязать департамент строительства и архитектуры г.о.Самара рассмотреть обращение Министерства имущественных отношений Самарской области об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с действующим законодательством».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Гороховика А.С., объяснения представителя департамента строительства и архитектуры по доверенности Александрова А.Ю, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражение на доводы жалобы представителя Ли С.Г.по доверенности Третьякова К.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ли С.Г. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара, выразившееся в неутверждении схемы расположения земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровом плане соответствующей территории. В заявлении Ли С.Г. указала, что она обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении земельного участка по вышеуказанному адресу с целью использования под приусадебное хозяйство бесплатно, в собственность. ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.

В ответ на данное обращение было получено заключение Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.

Ссылаясь на незаконность отказа в не утверждении схемы расположения земельного участка, заявительница и обратилась в суд с данным заявлением.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара просит решение суда отменить, считая его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия находит решение суда подлежащим отмене как постановленное с нарушением норм материального и процессуального права.

В соответствии с п. 1 ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.

Согласно ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям(бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

Из материалов дела следует, что Ли С.Г. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении бесплатно в собственность земельного участка для ведения приусадебного хозяйства, площадью 1018 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерство имущественных отношений Самарской области было направлено обращение об утверждении схемы расположения земельного участка в Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.

В ответ на данное обращение было получено заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары от ДД.ММ.ГГГГ. о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории, так как в действующих Правилах застройки и землепользования градостроительные регламенты отсутствуют. После разработки новых Правил или внесения изменений в действующие будет определены территориальные зоны территориальные зоны и градостроительные регламенты области испрашиваемого земельного участка.

Суд признал данное заключение незаконным и обязал Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара рассмотреть обращение Министерства имущественных отношений Самарской области об утверждении схемы расположения земельного участка в соответствии с действующим законодательством.

При этом суд пришел к выводу, что данное заключение не соответствует требованиям действующего законодательства, в частности ч.2 ст.9 Закона Самарской области «О земле».

Между тем данный вывод суда нельзя признать правильным.

В соответствии с п.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ №6, Пленума ВАС РФ №8 от 1.07.1996г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГУ РФ», если суд установит, что оспариваемый акт не соответствует закону или иным правовым актам и ограничивает гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, то в соответствии со ст.13 ГК РФ он может признать такой акт недействительным.

Согласно п.6 вышеуказанного Постановления Пленума основанием для принятия решения о признании ненормативного акта, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативного акта государственного органа или органа местного самоуправления недействительным, являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившихся в суд с соответствующим требованием.

В соответствии сч.2 ст.9 Закона Самарской области от 11.03.2005№94-ГД «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей статье, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного(бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с п.5 ст.20, или п.3 ст.21 ЗК РФ, или п.9.1 ст.3 ФЗ «О введении в действие земельного Кодекса РФ», за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством.

В соответствии с п.1.1. Постановления Главы г.о.Самары №2340 от 19.09.2006г.»Об определении уполномоченных органов по утверждению схем расположения земельных участков для целей, не связанных со строительством» уполномоченным органом по утверждению схем расположения земельных участков, предоставляемых для целей, не связанных со строительством, на кадастровых картах соответствующих территорий- по земельным участкам для размещения отдельно стоящих рекламоносителей, по земельным участкам под многоквартирными домами, по земельным участкам, предоставляемым для целей, не связанных со строительством, является Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.

Согласно п.п.2.5, 2.6 Порядка предоставления земельных участков в месячный срок с момента поступления обращения министерства, указанного в п.2.4 настоящего Порядка, уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара с учетом зонирования территории утверждает схему расположения земельного участка и в соответствии с настоящим Порядком направляет ее в адрес лица, которое обратилось в министерство с заявлением о предоставлении земельного участка.

В случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о.Самара в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения министерства, указанного в п.2.4 настоящего Порядка, направляет в министерство заключение с указанием причин невозможности ее утверждения.

Согласно положениям ст.9 Закона «О земле» до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных настоящей статьей, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством.

Между тем в настоящий момент на территории г.о.Самара действует Постановление Самарской Городской Думы от 26.04.2001г.№61 «Об утверждении Правил застройки и землепользования в городе «Самаре».

Согласно п.1 ст.2 Правил застройки, данные правила в соответствии с градостроительным кодексом РФ, вводят в городе Самаре систему регулирования застройки и землепользования, которая основана на правовом зонировании- делении всей территории в границах городской черты на зоны с установлением для каждой из них градостроительных регламентов по видам и параметрам разрешенного использования земельных участков в границах этих зон.

Таким образом, положения абзаца 3 ч.2 ст.9 Закона «О земле», устанавливающие возможность предоставления земельных участков без учета зонирования территории до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки, не применяется в данном случае, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок является территорией городского округа Самара, в котором утверждены Правила застройки и землепользования от 26.04.2001г. №61

С учетом вышеизложенного, вывод суда о том. что Правила застройки и землепользования г.Самара применяются к части городского округа не соответствуют нормам материального права.

При наличии указанных обстоятельств, когда установлено, что Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самары рассмотрено обращение Министерства имущественных отношений Самарской области, в рамках его полномочий дан соответствующий ответ, вывод суд о возложении обязанности на Департамент строительства и архитектуры г.о.Самары повторно рассмотреть соответствующее обращение нельзя признать обоснованным, а решение суда подлежащим отмене как незаконное.

Принимая во внимание, что судом исследованы все обстоятельства по делу, однако неправильно применены нормы материального закона, судебная коллегия по гражданским делам областного суда полагает возможным вынести новое об отказе в удовлетворении заявления Ли С.Г. о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары в неутверждении схемы земельного участка по вышеуказанному адресу.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Промышленного районного суда г. Самара от 8 сентября 2011 года отменить и постановить новое об отказе в удовлетворении заявления Ли С.Г. о признании незаконным решения Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары, удовлетворив кассационную жалобу Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары.

Председательствующий:

Судьи: