Судья : Борисова Е.А. Гр. дело №33-12211/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
24 ноября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Ермаковой Е.И.
судей: Решетняк М.А. и Сокол Т.Б.
при секретаре Хоциной О.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ МЧС России по Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 11.10.2011 года, которым постановлено:
«Признать незаконным решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ в части не включения полковника запаса Бычкова В.И. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать Главное управление МЧС России по Самарской области восстановить полковника запаса Бычкова В.И. в списке военнослужащих и сотрудников ФПС Главного управления МЧС России по Самарской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.»
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Решетняк М.А., объяснение представителя ГУ МЧС России по Самарской области Зайцевой Т.А., военного прокурора Самарской области Филимонова И.Н., Бычкова В.И., его адвоката Лукъяновой Л.В., судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Военный прокурор Самарского гарнизона, действующий в защиту интересов полковника запаса Бычкова В.И., Бычков В.И. обратились в суд с иском к Главному управлению МЧС России по Самарской области о защите жилищных прав, указав, что Бычков В.И. является полковником запаса, проходил военную службу в различных учреждениях МЧС РФ, уволен с военной службы в ДД.ММ.ГГГГ по состоянию здоровья, общая продолжительность его военной службы составляет 30 лет.
В период прохождения военной службы в <данные изъяты> Бычков В.И. ДД.ММ.ГГГГ подал рапорт и ДД.ММ.ГГГГ решением жилищной комиссии признан нуждающимся в улучшении жилищных условий и был включен в списки очередников на улучшение жилищных условий.
После реформирования <данные изъяты> в ДД.ММ.ГГГГ, полковник Бычков В.И. проходил военную службу в Главном <данные изъяты> в должности начальника управления по делам ГО и ЧС - заместителя начальника гражданской обороны Самарского района в г. Самаре.
Решением жилищной комиссии <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ Бычков В.И. поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.
Приказом Министра РФ по делам ГО ЧС и ЛПСБ от ДД.ММ.ГГГГ № полковник Бычков В.И. уволен с военной службы в запас по состоянию здоровья, и исключен из списков личного состава Главного управления, жильем обеспечен не был.
После увольнения с военной службы Бычков В.И. оставался в списках нуждающихся в улучшение жилищных условий Главного управления по делам ГО и ЧС Самарской области, а затем, после его реорганизации - в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий Главного управления МЧС России по Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ Бычков В.И. обратился к начальнику Главного управления МЧС России по Самарской области с просьбой сообщить свой порядковый номер в списке на улучшение жилищных условий и письмом начальника Главного управления МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Бычкову В.И. было сообщено, что в списке нуждающихся в улучшении жилищных условий он не состоит, причины исключения Бычкова В.И. из данного списка не указаны.
Согласно протоколу заседания жилищной комиссии № от ДД.ММ.ГГГГ, на данном заседании в повестке дня обсуждался вопрос о рассмотрении рапортов военнослужащих Главного управления МЧС России по Самарской области на получение постоянного и служебного жилья и уточнении очередности. Жилищная комиссия установила очередность военнослужащих, Бычков В.И. в данную очередь не включен, в списке военнослужащих и сотрудников <данные изъяты> по <адрес>, нуждающихся в улучшении жилищных условий по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, Бычков В.И. не значится.
Ссылаясь на то, что фактически решением жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ Бычков В.И. был снят с учета военнослужащих и сотрудников ФПС ГУ МЧС России по <адрес>, чем нарушены его права, Бычков В.И. и военный прокурор Самарского гарнизона просили суд признать незаконным и не действующим с момента принятия решение жилищной комиссии Главного управления МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, утвержденное начальником Главного управления МЧС России по Самарской области ДД.ММ.ГГГГ в части не включения полковника запаса Бычкова В.И. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязать начальника Главного управления МЧС Росси по Самарской области и жилищную комиссию Главного управления МЧС Росси по Самарской области восстановить полковника запаса Бычкова В.И. в списке военнослужащих и сотрудников ФПС Главного управления МЧС России по Самарской области, нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной ГУ МЧС России по Самарской области просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно п. 13 ст. 15 Федерального закона № 76-ФЗ от 27 мая 1198 года «О статусе военнослужащих», военнослужащие - граждане, проходящие военную службу по контракту, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, не обеспеченные на момент увольнения с военной службы жилыми помещениями, не могут быть исключены без их согласия из списка очередников на получение жилых помещений по последнему перед увольнением месту военной службы и обеспечиваются жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На основании ст. 30 ЖК РСФСР, действовавшего на момент постановки Бычкова В.И. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, учет нуждающихся в улучшении жилищных условий граждан, работающих на предприятиях, в учреждениях, организациях, имеющих жилищный фонд и ведущих жилищное строительство или принимающих долевое участие в жилищном строительстве, осуществляется по месту работы, а по их желанию - также и по месту жительства. Наравне с ними принимаются на учет граждане, оставившие работу на этих предприятиях, в учреждениях, организациях в связи с уходом на пенсию.
Согласно п.3 ст. 49 и п.2 ст.52 ЖК РФ, жилые помещения жилищного фонда РФ по договорам социального найма предоставляются иным определенным федеральным законом категориям граждан, признанным по установленным настоящим кодексом и (или) федеральным законом основаниям нуждающимися в жилых помещениях. Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в ст.49 настоящего кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Часть 1 с. 56 ЖК РФ предусматривает перечень оснований, по которым граждане снимаются в учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны быть приняты органом, на основании решений которого такие граждане были приняты на данный учет, не позднее чем в течение тридцати рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные частью 1 настоящей статьи. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке.
Как следует из материалов дела, согласно протоколу № 9 заседания жилищной комиссии ГУ МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, Бычкову В.И. рекомендовано для разрешения жилищного вопроса обратиться в региональный центр МЧС России, так как Бычков В.И не проходил службы в ГУ МЧС России по <адрес> и ГУ МЧС России по <адрес> не полномочно выделить ему жилую площадь (л.д. №).
Допрошенный в судебном заседании свидетель ФИО1, являющийся председателем жилищной комиссии ГУ МЧС России по Самарской области показал, что в ДД.ММ.ГГГГ он был назначен председателем жилищной комиссии. При приеме документов акта - протокола жилищной комиссии за предыдущий период не нашли, не было рапортов и списка. Было принято решение об утверждении списка и отобрании рапортов. Документы Бычкова В.И. рассматривать не стали, так как он в ГУ МЧС России по Самарской области не работал. На основании чего Бычков В.И. был включен в списки он не знает, протокол по созданию списка отсутствует. Решение комиссии Бычкову В.И не направляли, так как его вопрос не решался. В списках на ДД.ММ.ГГГГ Бычков В.И. отсутствует, с учета его не снимали.
Судом сделан правильный вывод о том, что учитывая, что фактически Бычков В.И. не был включен в списки нуждающихся на улучшение жилищных условий на ДД.ММ.ГГГГ, решение об исключении его из списков нуждающихся принято не было, вопрос о снятии Бычкова В.И. с очереди не был предметом обсуждения жилищной комиссии от ДД.ММ.ГГГГ, заявленные исковые требования являются законными, обоснованно удовлетворив их в полном объеме.
При этом суд также правильно учел, что Бычков В.И. состоял на учете на улучшение жилищных условий в <данные изъяты>, после его реорганизации в <данные изъяты> региональный центр был переведен в списки очередников на получение жилых помещений в <данные изъяты> проходил военную службу в федеральном органе исполнительной власти - МЧС России, территориальными подразделениями которого являлись ПриРЦ по делам ГО ЧС и ЛПСБ, а также ГУ по делам ГО и ЧС Самарской области.
При реорганизации органов МЧС в ДД.ММ.ГГГГ, функции территориального подразделения федерального органа исполнительной власти перешли к вновь созданному Главному управлению МЧС России по Самарской области, где предусмотрена военная служба. Все федеральные обязательства по вопросам, входящим в компетенцию МЧС России, перешли после реорганизации к Главному управлению МЧС России по Самарской области.
В соответствии с п.1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих», государство гарантирует предоставление военнослужащим жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Таким образом, обязательства по обеспечению военнослужащих МЧС России жилыми помещениями за счет федерального бюджета являются федеральными обязательствами и подлежат исполнению Главным управлением МЧС России по Самарской области, где для этих целей создана и действует жилищная комиссия. Кроме того, Бычков В.И. с ДД.ММ.ГГГГ состоял в списках нуждающихся в улучшении жилищных условий ГУ МЧС России по <адрес>, соответственно невключение его в списки на ДД.ММ.ГГГГ без указания оснований, предусмотренных законодательством неправомерно.
Доводы представителя МЧС о том, что суд незаконно обязал включить Бычкова В.И. в список нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, тогда как действующие органы МЧС созданы только в ДД.ММ.ГГГГ, не могут быть приняты во внимание, поскольку право Бычкова В.И. на получение жилья с момента обращения им с заявлением в порядке установленном законом не может зависеть от последующих мероприятий по реорганизации указанных органов.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары 11.10.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу ГУ МЧС России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: