О признании отказа незаконным



Судья: Родивилова Е.О.             Гр. дело №33-11622/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    10 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Моргачёвой Н.Н.,

судей: Яковлевой В.В., Митирёвой Л.И.,

при секретаре Мучкаевой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 31 августа 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Лаухина А.М. - удовлетворить.

Признать отказ Министерства имущественных отношений Самарской области от 19.05.2011г. , выразившийся в возврате документов о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> - незаконным.

Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Лаухина А.М. от 28.04.2011 г. о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>.

    Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя Министерства имущественных отношений Авериной Л.В. (по доверенности), в поддержание доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Лаухин А.М. обратился в суд с заявлением о признании незаконным решения органа власти. В обоснование своих требований указал, что он обратился 28.04.2011г. в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о представлении в собственность земельного участка площадью 1200,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, под садоводство. К заявлению были приложены все необходимые документы.

19.05.2011г. Министерство направило в его адрес уведомление об отказе в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что при сравнении таблицы координат схем расположения испрашиваемого земельного участка и земельных участков, испрашиваемых по ранее поступившим заявлениям за № и № от 16.11.2010г., установлено наложение границ данных земельных участков.

Ссылаясь на то, что при поступлении заявления о предоставлении земельного участка Министерство не имеет права автоматически возвращать заявление и что, не рассмотрев все заявки, Министерство фактически предрешило вопрос о предоставлении земельных участков лицам, обратившимся с заявлениями ранее самого заявителя, Лаухин А.М. просил признать незаконным отказ в предоставлении земельного участка Министерства имущественных отношений Самарской области от 19 мая 2011г. № , выразившийся в возврате документов о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1200,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>; обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в течение двух недель со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Лаухина А.М. о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1200,00 кв.м. под садоводство, расположенного по адресу: <адрес>, по существу.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное, в удовлетворении требований Лаухина А.М. отказать.

Определением Октябрьского районного суда г. Самары от 06.10.2011 года Министерству имущественных отношений Самарской области восстановлен процессуальный срок на подачу кассационной жалобы на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 31.08.2011 года.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин... вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее Порядок).

Согласно п.п. 2.1, 2.2 Порядка, граждане, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают заявление о предоставлении земельного участка в министерство и прилагают определенный перечень документов.

Из материалов дела видно, что 28.04.11г. Лаухин А.М. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка площадью 1200 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под садоводство, которое зарегистрировано за № от 28.04.11г. с приложением следующих документов: плана границ испрашиваемого земельного участка, выписки из ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним о правах отдельного лица на имеющиеся у него объекты недвижимого имущества, уведомления из управления Роснедвижимости по Самарской области об отсутствии в ЕГРП на недвижимое имущество и сделок с ним запрашиваемых сведений; сведения из Управления Росреестра по Самарской области по предоставлению земельных участков по состоянию на 1992-1998г.г., уведомление из ФГУ «ЗКП» по Самарской области об отсутствии в государственном кадастре недвижимости запрашиваемых сведений на земельный участок площадью 1200,00 кв.м. по указанному адресу.

Согласно уведомлению от 19.05.2011г., Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Лаухину А.М. в предоставлении испрашиваемого им земельного участка. Основанием к отказу указано, что «при сравнении таблиц координат схем расположения указанного участка и земельных участков, испрашиваемых по ранее поступившим заявлениям , с, установлено наложение границ указанных земельных участков», поскольку заявления иных лиц о представлении испрашиваемого Лаухиным А.М. земельного участка поданы в Министерство ранее его заявления, принятие решения по заявлению Лаухина А.М. не представляется возможным, в связи с чем представленный пакет документов возвращен заявителю (л.д.6-7).

Судом установлено, что 16.11.2010 г. в Министерство имущественных отношений поступило заявление ФИО2 о предоставлении ей в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, участок б/н, площадью 920 кв.м. для садоводства. До настоящего времени решение Министерством по данному заявлению не принято.

16.12.2010г. в Министерство поступило заявление ФИО1 о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>. До настоящего времени решение Министерством по данному заявлению не принято.

Таким образом, установлено, что на момент обращения Лаухина А.М. с заявлением в Министерство имущественных отношений у них на рассмотрении находились 2 заявления о предоставлении в собственность земельных участков, и в ходе проверки документов по заявлению Лаухина А.М. Министерством было выявлено наложение границ испрашиваемого Лаухиным А.М. земельного участка с границами земельных участков, испрашиваемых по заявлениям ФИО2 и ФИО1

Согласно п. 3.2 Порядка, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным пунктом 2 статьи <адрес> "О земле", с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым.

Анализируя данную норму закона, суд правильно указал, что она устанавливает лишь порядок принятия решения по заявлениям нескольких граждан о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка при прочих равных условиях, устанавливая приоритет первого заявителя на предоставление ему в собственность земельного участка. Однако, данная норма закона не дает право Министерству возвращать документы заявителя или отказывать ему в предоставлении земельного участка лишь на том основании, что на рассмотрении в Министерстве находятся ранее поданные заявления граждан о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка с аналогичным или смежным местоположением.

С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу о том, что отказ в предоставлении земельного участка по основанию п. 3.2 Порядка и возврат документов Лаухину А.М. в данном случае нарушает права заявителя, отказ (возврат) документов в данном случае не соответствует требованиям закона, поскольку Решения о предоставлении в собственность земельного участка ранее поданным заявителям ФИО2 и (или) ФИО1 до настоящего времени не приняты. Вместе с тем, Министерство, согласно Порядку, может по результатам рассмотрения заявлений (кроме принятия решения о предоставлении в собственность земельного участка) возвратить ФИО2 и (или) ФИО1 документы либо отказать им в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

При таких обстоятельствах суд обоснованно удовлетворил заявление Лаухина А.М. о признании отказа Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившегося в возврате Лаухину А.М. документов о предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка, незаконным и обязал Министерство в двухнедельный срок со дня вступления решения суда в законную силу рассмотреть заявление Лаухина А.М. о предоставлении ему в собственность вышеуказанного земельного участка по существу.

Доводы Министерства имущественных отношений Самарской области в кассационной жалобе о том, что их действия, совершены в соответствии с требованиями действующего законодательства и не могут быть признаны незаконными, являются, по мнению судебной коллегии, необоснованными и не могут служить основанием для отмены решения суда по указанным выше мотивам.

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 31 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.

    Председательствующий

    

    Судьи