Об обжаловании действий Управления Росреестра по Самарской области



Судья: Титовец М.В. №33-11980

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

28 ноября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Книстяпиной Н.А.

Судей Сказочкина В.Н., Пискуновой М.В.

При секретаре Хоциной О.А.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 20 октября 2011 года, которым постановлено: «Признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес>, рассчитанной с учетом результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003г. №254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области» за 2009, 2010 года.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» в 10-дневный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов Харламовой Р.Х. путем исключения из Государственного кадастра недвижимости с 01.01.2009г. сведений о кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым в размере 7 613 065,00 рублей, расположенному по адресу: <адрес>.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по предоставлению недостоверных сведений в налоговую инспекцию о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый за 2009, 2010 годы в размере 7 613, 065,00 рублей.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области предоставить Харламовой Р.Х. и ИФНС России по Промышленному району г.о.Самара нормативную цену по земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2009 года и по состоянию на 1 января 2010 года».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области ( далее Управление Росреестра по Самарской области) – Найдовского П.Е. в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения на жалобу представителей Харламовой Р.Х.- Канн М.А. и Кирсанова С.Г., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А :

Харламова Р.Х. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, Управления Росреестра по Самарской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» указав, что является собственником земельного участка площадью 1827 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> на основании договора купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена в городском округе Самара для целей не связанных со строительством №812-2008/к от 30.12.2008г.

Назначение: земли населенных пунктов, занимаемый нежилым зданием и прилегающей территорией.

03 августа 2011 года ИФНС России по Промышленному району г.Самары предъявило требование об уплате земельного налога по состоянию на 28.07.2011г. за земельный участок в размере 209 359,29 рублей за 2009, 2010 годы и пени в размере 115,15 рублей.

Указанными действиями ИФНС России по Промышленному району г.Самары на неё, Харламову Р.Х., возложена обязанность по уплате земельного налога за земельный участок, что является незаконным, поскольку Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области предоставило сведения о кадастровой оценке земельного участка в составе земель населенных пунктов Самарской области, результаты которой утверждены Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003г. №254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области». Кадастровая стоимость определена в размере 7 613 065,00 рублей. Указанная кадастровая стоимость определена кадастровым паспортом земельного участка от 28.08.2008г. .

Однако по состоянию на 12 марта 2009г., когда она, Харламова Р.Х., стала собственником земельного участка, вышеуказанное постановление уже не действовало, так как Постановлением Губернатора Самарской области от 10.12.2008г. было признано утратившим силу. Соответственно, утратили силу результаты государственной кадастровой оценки земельного участка от 28.08.2008г., следовательно, сведения о кадастровой стоимости земельного участка вошли в Государственный кадастр недвижимости по Самарской области незаконно.

Считает, что Управление Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области нарушило ст. 66 ЗК РФ при установлении кадастровой стоимости земельного участка на период, начиная с 1 января 2009 года, применены результаты государственной кадастровой оценки, утвержденной Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003г. №254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области», которые утратили силу в связи с принятием Постановления Губернатора Самарской области от 10 декабря 2008 года №136 «О признании утратившим силу постановления Губернатора Самарской области от 03.07.2003г.

Применение при расчете кадастровой стоимости утративших силу показателей является нарушением её прав и законных интересов, т.к. неверные сведения относительно кадастровой стоимости земельного участка привели к неправильному исчислению суммы земельного налога и привлечению к налоговой ответственности.

Харламова Р.Х. с учетом уточнений просила суд признать незаконными действия Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области по внесению в Государственный кадастр недвижимости сведений о кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес>, рассчитанной с учетом результатов государственной кадастровой оценки, утвержденной постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003г. №254 «Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области» за 2009, 2010 года.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» в 10-дневный срок по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенное нарушение прав и законных интересов путем исключения из Государственного кадастра недвижимости с 01.01.2009г. сведений о кадастровой стоимости по земельному участку с кадастровым в размере 7 613 065,00 рублей, расположенному по адресу: <адрес>.

Признать незаконными действия Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по предоставлению недостоверных сведений в налоговую инспекцию о кадастровой стоимости земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> кадастровый за 2009, 2010 годы в размере 7 613 065,00 рублей.

Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области предоставить Харламовой Р.Х. и ИФНС России по Промышленному району г.о.Самара нормативную цену по земельному участку с кадастровым , расположенному по адресу: <адрес> по состоянию на 1 января 2009 года и по состоянию на 1 января 2010 года.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Управление Росреестра по Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает, что решение суд постановлено с нарушением норм материального права, а поэтому подлежит отмене.

Удовлетворяя заявление Харламовой Р.Х., суд сослался на то, что Постановление Губернатора Самарской области от 03.07.2003г. №254 признано утратившим силу, в связи с чем, на момент регистрации права собственности заявителя на указанный земельный участок кадастровая оценка земельного участка утратила свое действие и в настоящее время не определена.

При этом суд ссылается на ст. 65 ЗК РФ и п.13 ст.3 ФЗ « О введение в действие ЗК РФ» и указывает, что для целей налогообложения в этом случае применяться должна нормативная цена земли.

Однако данный вывод суда нельзя признать правильным.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие ( бездействие) орана государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов дела следует, что Харламова Р.Х. является собственником земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права от 12.03.09г. (л.д.7).

03.08.11г. ИФНС России по Промышленному району гор. Самары предъявило Харламовой Р.Х. требование об уплате земельного налога по состоянию на 28.07.11. за указанный выше земельный участок в размере 209 359 рублей 29 копеек за 2009, 2010гг., а также пени в размере 115 рублей 15 копеек (л.д. 15).

В соответствии с п.1 ст. 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного ( бессрочного пользования) или праве пожизненного владения.

На основании п.5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

В соответствии с п.п.1 и 2 ст. 390 НК РФ налоговая база по земельному налогу определяется как кадастровая стоимость земельного участка, которая устанавливается в соответствии с земельным законодательством.

Для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, которая утверждается органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Согласно п.2 ст. 66 ЗК РФ в редакции, действующей в период возникновения спорных правоотношений, для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных п.3 настоящей статьи.

Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации. Органы исполнительной власти субъектов РФ утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району ( городскому округу).

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 08.04.2000г. №316 « Об утверждении Правил проведения государственной кадастровой оценки земель» для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, не реже одного раза в 5 лет и не чаще одного раза в 3 года проводится государственная кадастровая оценка земель.

Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003г. №254 « Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области» впервые была утверждена государственная кадастровая оценка земель поселений Самарской области в виде удельных показателей кадастровой стоимости земель поселений в разрезе 14 видов разрешенного использования.

Как следует из кадастрового паспорта на земельный участок, принадлежащий заявителю, от 28.08.08г. , его кадастровая стоимость определена в размере 7 613 065 рублей, на основании результатов оценки, утвержденной Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.03г. № 254 « Об утверждении государственной кадастровой оценки земель поселений Самарской области», то есть в период действия данного Постановления.

Усматривается, что кадастровая стоимость земельного участка рассчитана исходя из группы видов разрешенного использования « земельные участки учреждений и организаций народного образования, земли под объектами здравоохранения и социального обеспечения, физической культуры и спорта, культуры и искусства, религиозными обществами» с применением удельного показателя кадастровой стоимости равного 4165,38 куб./кв.м.

Отнесение к указанному виду разрешенного использования обусловлено тем, что при постановке на кадастровый учет было представлено свидетельство о государственной регистрации права собственности на спортивный зал, который располагается на указанном земельном участке.

Результаты работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, проведенных в период 2007-2008гг., утверждены Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008г. №473 « Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области».

Однако, согласно п.1.3 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утв. Минэкономразвития и торговли РФ от 15.02.2007г. №39 кадастровая стоимость земельных участков в составе земель населенных пунктов определяется по состоянию на 1 января года проведения работ по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов в границах субъекта РФ.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что кадастровая стоимость спорного земельного участка, поставленного на государственный кадастровый учет 28.08.2008г., то есть в период проведения работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области ( 2007-2008гг. по состоянию на 01.01.2007г), не могла быть рассчитана и утверждена Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008г., №473.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о том, что примененный удельный показатель кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0738001:581 определенный в соответствии с Постановлением Губернатора Самарской области от 03.07.2003г. №254 и произведенный расчет кадастровой стоимости указанного земельного участка, является правильным и обоснованным.

Из материалов дела следует, что Постановлением Губернатора Самарской области от 10.12.08г. № 136 Постановление № 254 признано утратившим силу.

Довод заявителя, с которым согласился и суд первой инстанции, о том, что поскольку Постановление Губернатора Самарской области №254 отменено, то кадастровая стоимость определенная указанным постановлением также утратило силу, нельзя признать правильным.

Указанное Постановление утратило силу в связи с утверждением новых результатов кадастровой оценки и его отмена не отменяет кадастровую стоимость спорного земельного участка, рассчитанную в соответствии с ранее утвержденными результатами государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов.

Кроме того, тот факт, что Харламова Р.Х. стала собственником земельного участка в 2009г., ни влияет на его кадастровую стоимость, со сменой собственника кадастровая стоимость не изменяется.

С учетом того, что кадастровая стоимость спорного земельного участка определена в установленном порядке, то у суда не имелось оснований для применения п. 13 ст.13 ФЗ РФ от25.10.2001г. №137-ФЗ « О введении в действие Земельного кодекса РФ» согласно которому, в случае, если кадастровая стоимость земли не определена, для целей налогообложения применяется нормативная цена земли.

К тому же, при определении налога на земельный участок, следует учитывать вышеуказанные нормы права п.5 ст. 65 ЗК РФ и ст. 390 НК РФ.

С учетом изложенного, судебная коллегия полагает, что в данном случае права и законные интересы Харламовой Р.Х. со стороны вышеуказанных органов нарушены не были, в связи с чем, у суда не было оснований для удовлетворения её требований.

Кроме того, в соответствии со ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод.

Суд указал, что заявительницей не пропущен срок для обращения в суд с данным заявлением, поскольку о нарушении своего права ей стало известно 03.08.2011г., т.е. с момента получения требования из ИФНС об уплате налога.

Вместе с тем, из материалов дела следует, что истица при заключении договора купли-продажи земельного участка 30.12.2008г. знала о кадастровой стоимости спорного земельного участка, поскольку она была указана в кадастровом паспорте.

При таких обстоятельствах, вывод суда о том, что Харламовой Р.Х. не пропущен срок для обращения в суд с указанным заявлением, нельзя признать обоснованным.

Пропуск 3х месячного срока для обращения в суд без уважительных причин является самостоятельным основанием к вынесению судом решения об отказе в удовлетворения заявления.

При таких обстоятельствах, когда решение суда первой инстанции постановлено с нарушением норм материального права, то оно подлежит отмене. Учитывая, что установление новых обстоятельств по делу не требуется, судебная коллегия считает возможным, отменив решение суда первой инстанции постановить по делу новое решение об отказе Харламовой Р.Х. в удовлетворении заявленных требований.

Руководствуясь ст.ст. 361,362 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Самарского районного суда г. Самары от 20 октября 2011 года отменить, постановить по делу новое решение: « Отказать Харламовой Р.Х. в удовлетворении заявления об оспаривании действий Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области, ФГУ «Земельная кадастровая палата» по Самарской области».

Председательствующий: подпись

Судьи: подписи КОПИЯ ВЕРНА СУДЬЯ: