Судья Черкунова Л.В. гр. касс. дело № 33- 12352/2011
КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
29 ноября 2011 года
судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда
в составе: председательствующего: Яковлевой В.В.,
судей: Ефремовой Л.Н., Шилова А.Е.,
при секретаре Тимагине Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Каптюхова А.В. на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 29 сентября 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении исковых требований Каптюхову А.В. - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н., объяснения Каптюхова А.В. и его представителя Сологуба В.В. в поддержание доводов кассационной жалобы,
судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Истец - Каптюхов А.В. обратился в суд к мэрии г.о. Тольятти, Министерству финансов РФ с иском о признании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти незаконным, обязании Министерства Финансов РФ предоставить ему жилое помещение в собственность, указав, что он проходил службу в Вооруженных Силах РФ в должности <данные изъяты>
Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № 201 истец уволен из Вооруженных Сил РФ в связи с проведением организационно-штатных мероприятий.
Общая продолжительность военной службы составила 10 лет 02 месяца 23 дня.
Постановлением городской администрации Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ, истец был принят на учет в качестве нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как военнослужащий запаса, имеющий продолжительность военной службы более 10 лет.
Оспариваемым Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти №№ от ДД.ММ.ГГГГ, истец исключен из списка очередников-военнослужащих запаса, нуждающихся в обеспечении жильем в г.Тольятти за счёт средств федерального бюджета, как уволенный из Вооруженных Сил РФ после ДД.ММ.ГГГГ и имеющий срок службы в календарном исчислении менее 10 лет.
Истец утверждает, что исключение из списков нуждающихся нарушает его право на жилье, оснований для снятия его с учета нуждающихся в обеспечении жильем не имелось, поскольку ранее действующим законом специально не было оговорено в каком исчислении должен учитываться общий срок военной службы - в льготном или календарном.
Истец просил суд (с учетом последних уточнений): - признать распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным; -обязать мэрию г.о. Тольятти приобрести ему в собственность жилое помещение на состав семьи один человек в г. Тольятти по норме 18 кв.м.
Ответчик - мэрия г.о. Тольятти - иск не признал, утверждая, что в ДД.ММ.ГГГГ истец необоснованно был поставлен на учет нуждающихся в обеспечении жильем, поскольку общая продолжительность военной службы истца составляет менее 10 лет в календарном исчислении.
Третье лицо - Правительство Самарской области просил отказать в удовлетворении исковых требований, поскольку истец имеет срок службы в календарном исчислении менее 10 лет.
Судом постановлено вышеизложенное решение.
В кассационной жалобе Каптюховым А.В. ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об удовлетворении его иска.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда.
Согласно ст.15 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (в редакции от 21.04.2011г., с изменениями от 17.05.2011г.) «О статусе военнослужащих», государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:
жилого помещения в собственность бесплатно;
жилого помещения по договору социального найма;
единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
При предоставлении в соответствии с настоящим Федеральным законом гражданам, указанным в абзаце первом настоящего пункта, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма размер общей площади жилых помещений определяется в соответствии с пунктами 1 - 3 статьи 15.1 настоящего Федерального закона.
Обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства.
На основании ст. 3 Федерального закона от 08.12.2010г. №342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан», Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации для осуществления следующие полномочия по обеспечению граждан, указанных в абзаце первом пункта 2.1 статьи 15, абзаце третьем пункта 3.1 статьи 24 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (в редакции настоящего Федерального закона) и статье 2 настоящего Федерального закона (далее - граждане, обеспечиваемые жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом), жилыми помещениями:
1) предоставление жилого помещения в собственность бесплатно;
2) предоставление жилого помещения по договору социального найма;
3) предоставление единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.
Порядок предоставления гражданам, обеспечиваемым жилыми помещениями в соответствии с настоящим Федеральным законом, жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма и предоставления им единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения определяется законодательством субъектов Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец проходил службу в рядах Вооруженных Сил РФ.
Приказом командира ВВС МВО № № от ДД.ММ.ГГГГ, истец уволен в запас в связи с организационно-штатными мероприятиями, что подтверждается выпиской из приказа командира войсковой части № от ДД.ММ.ГГГГ
Общая продолжительность военной службы Каптюхова А.В. в Вооруженных Силах РФ на ДД.ММ.ГГГГ составляет 10 лет 2 месяца и 23 дня.
Истец не оспаривал, что вышеуказанный период включает общую продолжительность военной службы в льготном исчислении.
Каптюхов А.В. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ в календарный период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
Постановлением городской администрации Тольятти № 2043 от ДД.ММ.ГГГГ, истец был принят на учет нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как военнослужащий запаса, имеющий общую продолжительность военной службы 10 лет 2 месяца 23 дня.
По результатам проверки от ДД.ММ.ГГГГ (проведенной Министерством экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области) составлен «Акт проверки реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище на 2002-2010 годы в Самарской области», об устранении нарушений допущенных при реализации подпрограммы.
Согласно данному акту, Каптюхов А.В. не имеет права на обеспечение жильем, в связи с тем, что выслуга составляет менее 10 календарных лет.
Оспариваемым Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ, истец исключен из списков очередников - военнослужащих запаса, нуждающихся в обеспечении жильем в г. Тольятти за счет средств федерального бюджета, на основании ст. 15 ФЗ «О статусе военнослужащих», как уволенный из Вооруженных Сил РФ после ДД.ММ.ГГГГ и имеющий срок службы в календарном исчислении менее 10 лет.
Суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что истец правомерно исключен из списка нуждающихся в обеспечении жильем за счет средств федерального бюджета как военнослужащий запаса.
Так, судом установлено, что Каптюхов А.В. проходил военную службу в рядах Вооруженных Сил РФ в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, то есть в календарном исчислении общая продолжительность военной службы истца составляет менее 10 лет, а действующий закон «О статусе военнослужащих» прямо устанавливает требование к срокам службы (не менее 10 лет).
Доводы истца о том, что на момент постановки его на учет в качестве нуждающегося в обеспечении жильем, Закон «О статусе военнослужащих» в прежней редакции не указывал на исчисление общей продолжительности военной службы в календарном исчислении, что исчислять срок службы истца следует в льготном исчислении, что продолжительность военной службы истца в этом случае составляет более 10 лет, суд первой инстанции обоснованно не принял по следующим основаниям.
На момент постановки истца на учет нуждающихся в обеспечении жильем действовал Закон РФ от 22.01.1993 N 4338-1 (ред. от 24.11.1995) «О статусе военнослужащих», который не указывал на календарное исчисление общей продолжительности военной службы при реализации права на получение жилья.
Вышеуказанный Закон предусматривал, что граждане, уволенные с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более, и члены их семей обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам не позднее чем в трехмесячный срок со дня подачи заявления для включения в списки нуждающихся в улучшении жилищных условий в избранном постоянном месте жительства. Документы о сдаче жилых помещений и выписке с прежнего места жительства указанными гражданами и членами их семей представляются при получении постоянной жилой площади.
Понятие «общая продолжительность военной службы» включает в себя одновременно исчисление срока, как в календарном, так и в льготном исчислении.
Из анализа вышеприведенного закона следует, что существуют понятия общая продолжительность военной службы в льготном исчислении и общая продолжительность военной службы в календарном исчислении.
По смыслу закона продолжительность военной службы в льготном исчислении учитывается только в трех случаях: -при определении размеров пенсионного обеспечения граждан, уволенных с военной службы; -при расчете продолжительности основного отпуска военнослужащих; -при исчислении размера процентной надбавки за выслугу лет к денежному довольствию. При предоставлении всех других социальных гарантий и компенсаций военнослужащим и гражданам, уволенным с военной службы, в расчет принимается только календарная выслуга лет.
В соответствии с п. 7 Положения о порядке прохождения военной службы (утвержденного Указом Президента РФ от 16.09.1999г. № 1237 «Вопросы прохождения военной службы»), общая продолжительность военной службы военнослужащего включает в себя все время его военной службы, как по призыву, так и по контракту, в том числе и в случаях повторного поступления на военную службу.
Определение общей продолжительности военной службы производится в календарном исчислении.
В случаях, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, общая продолжительность военной службы определяется в льготном исчислении.
Действующая редакция Федерального закона от 27.05.1998 г. № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих» (статья 15) не определяет исчисление общей продолжительности военной службы в льготном или календарном порядке.
Вместе с тем, в соответствии с п. 2.1. Постановления Правительства от 08.06.2011 г. №266 «Об утверждении Порядка обеспечения жилыми помещениями граждан уволенных с военной службы и приравненных к ним лиц», для реализации права на обеспечение жилым помещением гражданин уволенный с военной службы, представляет в орган местного самоуправления в том числе (5) справку об общей продолжительности военной службы в календарном исчислении.
С учетом вышеизложенного, суд пришел к обоснованному выводу о том, что для постановки на учет истца на получение жилья за счет средств федерального бюджета, общая продолжительность военной службы истца не должна быть менее 10 лет в календарном исчислении.
Доводы истца о том, что на учете в качестве нуждающегося на получения жилья он состоял с ДД.ММ.ГГГГ., что снят с учета спустя продолжительное время, суд первой инстанции обосновано не принял поскольку основанием для снятия истца с учета послужило отсутствие необходимого (не менее 10 лет) срока военной службы в календарном исчислении.
Доводы Каптюхова А.В. о том, что при рассмотрении другого гражданского дела по его иску к мэрии г.о. Тольятти о предоставлении жилья (окончившегося постановкой решения суда ДД.ММ.ГГГГ об отказе Каптюхову А.В. в иске) было установлено, что мэрия признала его право состоять на учете в качестве нуждающихся в жилье, суд обосновано не принял во внимание, поскольку на момент постановки истца на учет, орган местного самоуправления не располагал информацией об отсутствии у истца календарной выслуги, в связи с чем, не стоял вопрос о законности постановки истца на учет.
Проанализировав собранные по делу доказательства и дав им надлежащую правовую оценку, суд обоснованно отказал в иске.
Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены.
Доводы кассационной жалобы Каптюхова А.В. о несогласии с решением суда, не могут быть приняты во внимание, так как данные доводы были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили в решении суда надлежащую правовую оценку.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 29 сентября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Каптюхова А.В.- без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: