Об оспаривании решения Министерства имущественных отношений по С/о.



Судья: Лещенко Л.А.             Гр. дело №33-12236/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    24 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Моргачёвой Н.Н.,

судей: Гороховика А.С., Захарова С.В.,

при секретаре Мучкаевой Н.П.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Яковлева А.В. на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 августа 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Яковлева А.В. о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области от 26.05.2011г. об отказе в предоставлении земельного участка, оставить без удовлетворения».

    Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения Яковлева А.В. и его представителя по доверенности – Филюка В.П. в поддержание доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Яковлев А.В. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения Министерства имущественных отношений Самарской области.

В обоснование заявления указал, что в 2009 году он на основании ст. 9 Закона Самарской области «О земле» обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 590 кв.м., под садоводство. Заявление в Министерстве было зарегистрировано 09.11.2009 года за . К заявлению был приобщен полный пакет необходимых документов.

26.05.2011г. Министерство направило в его адрес уведомление об отказе в предоставлении земельного участка, по тем основаниям, что установлено наложение границ испрашиваемого земельного участка площадью 590 кв.м. на границы других земельных участков, по которым департаментом приняты распоряжения.

Ссылаясь на то, что основания отказа в предоставлении ему испрашиваемого земельного участка являются незаконными и необоснованными, он первым 09.11.2009 г. подал в Министерство заявление о предоставлении испрашиваемого земельного участка, и решением Министерства нарушены права заявителя, Яковлев А.В. просил признать указанное решение Министерства от 26.05.2011г. об отказе в предоставлении земельного участка и возвращении заявления Яковлева А.В. от 09.11.2009г. о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 590 кв.м. под садоводство, незаконным и обязать Министерство принять указанное выше заявление Яковлева А.В., рассмотреть его и принять по нему законное решение.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе Яковлев А.В. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное и принять новое решение об удовлетворении заявленного требования.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда, считает его правильным.

В соответствии со ст.ст. 254, 255 ГПК РФ гражданин... вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.

На основании п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством для садоводства.

В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, с 01.07.2006г. возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством (далее Порядок).

Согласно п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков, в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.

Указанные запросы министерством не направляются в случае, если документы, содержащие необходимую информацию о земельном участке, приложены к заявлению о предоставлении земельного участка.

После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее - схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами. В случае, если после утверждения схема расположения земельного участка подлежит направлению уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара в порядке, установленном пунктом 3.3 настоящего Порядка, в адрес заявителя, соответствующее указание об этом должно содержаться в обращении министерства в адрес уполномоченного органа местного самоуправления городского округа Самара об утверждении схемы расположения земельного участка.

При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В соответствии с п.2.6 Порядка в случае невозможности утверждения схемы расположения земельного участка уполномоченный орган местного самоуправления г.о. Самары в срок не позднее 30 дней с момента поступления обращения Министерства, указанного в п.2.4 Порядка, направляет в Министерство имущественных отношений Самарской области заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка с указанием причин невозможности ее утверждения.

В случае, если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка министерством не направляется.

Из материалов дела видно, что 12.10.2009 г. Яковлев А.В. обратился с заявлением (регистрационный номер ) в Министерство имущественных отношений Самарской области о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 590 кв.м. под садоводство, расположенного по адресу: г<адрес>, в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле», приложив к указанному заявлению план границ земельного участка (л.д.17).

Также видно, что Министерством имущественных отношений Самарской области в соответствии с п.2.4 Порядка, направлялись запросы в УФАКОН по Самарской области (ответ на запрос от 22.09.2009г.), в Управление Росреестра по Самарской области (ответ на запрос от 06.10.2009г., от 21.05.2010г., 04.06.2010г., 03.09.2010г., 06.09.2010г., 08.09.2010г.), в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самары (ответы на запрос от 20.09.2010г., 08.10.2009г., 22.10.2009г), в Министерство природопользования лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области (ответ на запрос от 24.09.2009г., 28.09.2010г.), НВ БВУ отдел водных ресурсов Самарской области (ответ на запрос от 21.09.2009г.).

В ответ на данное обращение в Министерство из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара поступило заключение о невозможности утверждения схемы расположения земельного участка в связи с наложением границ испрашиваемого земельного участка на границы земельного участка, по которому Департаментом принято распоряжение от 02.07.2009г. №РД -134 об утверждении схемы расположения земельного участка.

На основании поступившей от заявителя в Министерство копии плана границ земельного участка с уточнением координат земельного участка, Министерством было повторно 13.11.2010г. направлено обращение в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара об утверждении схемы расположения земельного участка с приложением нового плана.

В ответ на повторное обращение Министерства от 13.11.2010г. за , 19.01.2011г. Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самары выдано заключение о наличии в соответствии с уточненным планом наложения границ испрашиваемого земельного участка площадью 590 кв.м. на границы земельных участков, по которым Департаментом приняты Распоряжения от 02.07.2009г. «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории <адрес> для садоводства» по заявлению ФИО1 от 11.02.2008г.и от 17.09.2010г., «Об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, <адрес> для садоводства» по заявлению ФИО2 о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 323,79 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для ведения садоводства.

Судом установлено, что 26.05.2011г. Министерство имущественных отношений Самарской области приняло решение об отказе Яковлеву А.В. на основании п. 2.6 Порядка в предоставлении земельного участка, поскольку полученное из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара заключение исключало возможность дальнейшего рассмотрения заявления Яковлева А.В.

Согласно п. 3.2 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, при поступлении нескольких заявлений о бесплатном предоставлении в собственность земельного участка по основаниям, предусмотренным п. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», с указанием одного и того же местоположения испрашиваемого земельного участка при прочих равных условиях принимается решение о предоставлении данного земельного участка лицу, подавшему заявление о предоставлении земельного участка первым.

С учетом изложенного, разрешая дело, исследовав представленные доказательства, принимая во внимание, что уточненные сведения о местоположении испрашиваемого земельного участка поданы Яковлевым А.В. позднее, чем ФИО2 (заявление которого поступило в Министерство 09.10.2009 г., вх.номер , т.е. ранее заявления Яковлева А.В.) утверждена схема расположения границ земельного участка, размеры испрашиваемых земельных участков не совпадают, суд сделал правильный вывод о том, что доводы заявителя Яковлева А.В. о наличии у него преимущественного права на испрашиваемый земельный участок являются несостоятельными, а наличие в действиях Министерства нарушения сроков рассмотрения заявления Яковлева А.В. не влечет незаконность принятого Министерством решения от 26.05.2011г. по п. 2.6 Порядка.

При таких обстоятельствах суд обоснованно отказал Яковлеву А.В. в удовлетворении заявления о признании незаконным решения Министерства имущественных отношений по Самарской области от 26.05.2011г. об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

Доводы Яковлева А.В. в кассационной жалобе о несогласии с выводами суда и ссылки в жалобе на то, что он первый обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность спорного земельного участка, однако Министерство в удовлетворении заявления ему незаконно отказало, не могут быть приняты во внимание как не соответствующие действительности.

Из материалов дела видно, что Яковлев А.В. обратился в Министерство с заявлением о предоставлении земельного участка 12.10.2009 года, тогда как ФИО2 обратился с аналогичным заявлением 09.10.2009 года (входящий номер ).

С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что Министерство имущественных отношений Самарской области действовало в соответствии с требованиями законодательства и обоснованно отказало Яковлеву А.В. в удовлетворении заявления, поскольку полученное из Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары заключение исключало возможность дальнейшего рассмотрения заявления Яковлева А.В.

Кроме того, Приказом Министерства имущественных отношений Самарской области от 28.03.2011 года , ФИО2 предоставлен в собственность бесплатно земельный участок общей площадью 324,00 кв.м., кадастровый номер , расположенный по адресу: <адрес>, для садоводства (л.д.125).

С учетом изложенного и принимая во внимание, что при рассмотрении дела судом не допущено нарушений или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 августа 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Яковлева А.В. - без удовлетворения.

    Председательствующий

    

    Судьи