Судья: Колояров И.Ю. гр. дело № 33-12429
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
29 ноября 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего: Гороховика А.С.
судей: Акининой О.А., Ефремовой Л.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Шелепова И.В. на решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 октября 2011 года, которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Шелепова И.В. отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., судебная коллегия
у с т а н о в и л а:
Шелепов И.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений по Самарской области в предоставлении земельного участка.
В обоснование заявленных требований заявитель указал, что 11.05.2011г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1381 кв.м. по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером №».
Министерство имущественных отношений Самарской области, приняв данное заявление с приложенными к нему документами, в соответствии с пунктом 2.4 Порядка предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержденного постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006г., направило запросы Министерство лесного хозяйства охраны окружающей среды и природопользования Самарской области и в Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара, с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, о возможном отнесении испрашиваемого земельного участка к городским лесам, и о том, к какой территориальной зоне относится данный участок и имеются ли ограничения в его использовании.
3 августа 2011г. заместитель министра имущественных отношений Самарской области отказал в предоставлении заявителю в собственность данного участка на основании ответа министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от 5 июля 2011г., согласно которого данный участок отнесен к городским лесам. При этом испрашиваемая информация о том, в каком квартале лесничества территориально расположен данный земельный участок в случае его нахождения в лесной зоне, в данном ответе отсутствовала. При этом на 3 августа 2011г. ответ на запрос из департамента строительства и архитектуры г.о. Самара министерством имущественных отношений получен не был.
После получения отказа от 3 августа 2011г. заявитель обратился в министерство имущественных отношений Самарской области с просьбой повторно обратиться в департамент строительства и архитектуры г.о. Самара с письмом о предоставлении необходимой информации, но письмом от 20 сентября 2011 г. в этом было отказано.
Также после 3 августа 2011г. заявитель два раза обратился с заявлением к руководителю департамента строительства и архитектуры г.о. Самара с просьбой направления в министерство запрошенной информации, а также обратился с жалобой на данное бездействие к главе городского округа Самара.
27 сентября 2011г. заявитель получил в министерстве имущественных отношений Самарской области копию письма заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 13 сентября 2011г. № Д05-01-01/7816 «о предоставлении сведений по земельному участку». Информация, содержащаяся в данном ответе, существенно противоречит ответу министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования. Согласно данному ответу испрашиваемый земельный участок в соответствии утвержденной Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61 картой правового зонирования относится к зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами и его использование под огородничество соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны.
Заявитель считает, что отказ заместителя министра имущественных отношений Самарской области от 3 августа 2011года о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером №», нельзя признать законным и обоснованным, так как решение было принято преждевременно без получения ответа из департамента строительства и архитектуры т.о. Самара и учета содержащейся в ответе заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 13 сентября 2011 № Д05-01-01/7816 «о предоставлении сведений по земельному участку».
Данный отказ нарушает права заявителя, в связи с чем, Шелепов И.В. просил суд признать отказ заместителя министра имущественных отношений по Самарской области от 3 августа 2011т. в предоставлении в собственность земельного участка площадью незаконным. Обязать министерство имущественных отношений Самарской области рассмотреть заявление от 11 мая 2011г. о предоставлении заявителю в собственность земельного участка площадью 1381 кв.м. по адресу <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровый номером №» с приложенными к нему документами и ответом заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара о 13 сентября 2011г. № Д05-01-01/7816 «о предоставлении сведений по земельному участку».
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Шелепов И.В. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.
В соответствии со ст. 255 ГПК РФ К решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Согласно ст. 29 ЗК РФ предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.
В соответствии с Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара"с 01.07.2006 г. полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей не связанных со строительством, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, утвержден постановлением Правительства Самарской области от 21 июня 2006 № 74.
Согласно ч. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков.
Из материалов дела следует, что Шелепов И.В. 11.05.2011г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 1381 кв.м. по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером №» используемого под огородничество, в порядке, предусмотренном статьей 9 Закона Самарской области «О земле».
В соответствии с пунктом 2.4 Порядка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав па недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка.
На основании указанной нормы Министерством был направлен запрос, в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в целях получения сведений, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам).
В ответ на указанный запрос 05.07.2011 в Министерство поступило заключение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому земельный участок является лесным участком на землях иных категорий.
Руководствуясь нормами статей 3, 7, 11, 91 Лесного кодекса Российской Федерации, статьей 3, пунктом 4 статьи 28, пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 262 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство письмом от 03.08.2011 отказало заявителю в предоставлении земельного участка в собственность.
В силу части 1 статьи 7 Земельного кодекса земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на ряд категорий, среди которых как самостоятельные категории выделяются земли населенных пунктов и земли лесного фонда.
Из анализа п. 2 ст. 3, п. 2 ст. 6, п.п. 1, 6 статьи 11 Лесного кодекса РФ и п. 3 ст. 3, п. 12 ст. 85 Земельного кодекса РФ следует, что лесные участки в составе земель населенных пунктов имеют имущественно - правовой режим земельных участков общего пользования и не подлежат приватизации.
Суд обосновано не принял во внимание доводы заявителя о незаконности отказ заместителя министра имущественных отношений Самарской области от 3 августа 2011 года о предоставлении в собственность земельного участка по адресу: <адрес>, земельный участок без номера рядом с земельным участком с кадастровым номером №», поскольку Министерством был направлен запрос, в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в целях получения сведений, относится ли испрашиваемый земельный участок к лесным участкам земель населенных пунктов (городским лесам). В ответ на указанный запрос 05.07.2011 в Министерство поступило заключение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, согласно которому земельный участок является лесным участком на землях иных категорий, в связи с чем, у Министерства имущественных отношений имелось основание для отказа в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Согласно ответу заместителя руководителя департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 13 сентября 2011г. № Д05-01-01/7816 «О предоставлении сведений по земельному участку» испрашиваемый земельный участок в соответствии утвержденной Постановлением Самарской городской Думы от 26.04.2001г. № 61 картой правового зонирования относится к зоне малоэтажной жилой застройки индивидуальными ломами и его использование под огородничество соответствует основным разрешенным видам использования земельных участков для данной зоны. В соответствии с Генеральным планом, утвержденным Решением Думы городского округа Самара от 20.03.2008 г. № 539, рассматриваемый земельный участок находится в зоне лесных массивов, что не противоречит ответу данному Министерством лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области.
Исходя из изложенного, судебная коллегия полагает, что суд принял правомерное решение об отказе в удовлетворении заявления Шелепова И.В. о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в передаче ему в собственность земельного участка, относящегося к лесным участкам на землях иных категорий.
Доводы Шелепова И.В. в кассационной жалобе о незаконности вынесенного решения, не могут быть приняты во внимание, поскольку доказательств того, что испрашиваемый земельный участок отнесен к иной территориальной зоне, не представлено.
Доводы Шелепова И.В. в кассационной жалобе о том, что ему не были предоставлены для ознакомления возражения министерства имущественных отношений и о них он узнал только при оглашении судом материалов дела, не могут быть приняты во внимание, поскольку в соответствии со ст. 35 ГПК РФ лица, участвующие в деле, имеют право знакомиться с материалами дела. Согласно протоколу судебного заседания от 25.10.2011 г. ходатайств об ознакомлении с возражениями Шелепов И.П. не заявлял.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Промышленного районного суда г. Самары от 25 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Шелепова И.В. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: