Судья Сериков В.А. гр. дело № 33-12633/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 декабря 2011 судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Сорокиной Л.А., Шилова А.Е.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
при секретаре Тимагине Е.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05 октября 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях удовлетворить частично.
Обязать ФКУ Исправительная колония № 29 ГУФСИН России по Самарской области в 3-х месячный срок с момента вступления решения суда в законную силу провести согласование с органами Государственного ветеринарного надзора и органами Государственного санитарно-эпидемиологического надзора введение в эксплуатацию свинарника.
Обязать ФКУ Исправительная колония № 29 ГУФСИН России по Самарской области: выполнить мероприятия по переводу свинарника в режим закрытого типа, а именно: установить соответствующее ограждение и санпропускник; заключить договор со специализированной организацией на сбор и утилизацию биологических отходов; убой животных на мясо производить с учетом ветеринарно-санитарных правил убоя и послеубойной экспертизы; установить контроль проведения качества дезинфекции.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л.А., пояснения представителя ФКУ ИК-29 ГУФСИН России по Самарской области – Горбачевой И.М. по доверенности от 11.08.2011г., и представителя 3-го лица ГУФСИН России по Самарской области – Гусевой М.А. по доверенности от 30.09.2011г., поддержавших доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Тольяттинской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к Федеральному казенному учреждению ИК № 29 о возложении обязанности устранить нарушения ветеринарного законодательства.
В обоснование требований указав, что проведенной прокуратурой проверкой соблюдения требований федерального законодательства в области ветеринарии, установлено, что ответчиком нарушаются требования ветеринарного законодательства.
В ходе проверки выявлены следующие нарушения: расположенная на территории колонии свиноферма не введена в эксплуатацию в установленном порядке; не выполнены мероприятия по переводу свинофермы в режим закрытого типа, а именно: не установлено необходимое ограждение и санпропускник; ответчик не имеет заключенных договоров со специализированными предприятиями на санитарное обслуживание животных и на сбор и утилизацию биологических отходов; убой животных на мясо производится без учета ветеринарно-санитарных правил убоя и послеубойной экспертизы; не установлен контроль качества дезинфекции.
Указанные нарушения ветеринарного законодательства могут привести к возникновению и распространению африканской чумы свиней (АЧС) и других инфекционных заболеваний животных.
Однако ответчик допускает незаконное бездействие и не выполняет возложенную на него законом обязанность по соблюдению требований ветеринарного законодательства при эксплуатации свинофермы находящейся на территории исправительного учреждения, чем нарушается право неопределенного круга лиц на обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарно-санитарном отношении, на защиту от болезней животных и человека, на предупреждение и ликвидацию возможных заразных и массовых незаразных болезней. Предписание прокурора, направленное в адрес ответчика, оставлено без исполнения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд признать бездействия ответчика в части организации исполнения требований ветеринарного законодательства в деятельности свинофермы находящейся на территории колонии незаконным, и возложить обязать устранить вышеперечисленные нарушения требований ветеринарного законодательства, путем проведения соответствующих мероприятий.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе ФКУ ИК № 29 ГУ ФСИН России по Самарской области просит решение суда отменить, считает его незаконным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии со ст. 12 Закона РФ от 14.05.1993г. № 4979-1 «О ветеринарии» при планировке и строительстве животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству и хранению продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных и производства продуктов животноводства, для предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней животных.
Предоставление земельного участка под строительство предприятий по производству и хранению продуктов животноводства допускается только при наличии заключений органов государственного ветеринарного надзора о соответствии размещения таких предприятий действующим ветеринарным нормам и правилам.
В соответствии со ст. 15 Закона РФ «О ветеринарии» продукты животноводства по результатам ветеринарно-санитарной экспертизы должны соответствовать установленным требованиям безопасности для здоровья населения и происходить из благополучной по заразным болезням животных территории.
Предприятия, учреждения, организации и граждане, осуществляющие заготовку, переработку, хранение, перевозку и реализацию продуктов животноводства, обязаны обеспечивать выполнение указанных требований.
В силу ст. 18 Закона РФ «О ветеринарии» ответственность за здоровье, содержание и использование животных несут их владельцы, а за выпуск безопасных в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства - производители этих продуктов.
Владельцы животных и производители продуктов животноводства обязаны:
осуществлять хозяйственные и ветеринарные мероприятия, обеспечивающие предупреждение болезней животных и безопасность в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства, содержать в надлежащем состоянии животноводческие помещения и сооружения для хранения кормов и переработки продуктов животноводства, не допускать загрязнения окружающей среды отходами животноводства;
соблюдать зоогигиенические и ветеринарно-санитарные требования при размещении, строительстве, вводе в эксплуатацию объектов, связанных с содержанием животных, переработкой, хранением и реализацией продуктов животноводства;
предоставлять специалистам в области ветеринарии по их требованию животных для осмотра, немедленно извещать указанных специалистов о всех случаях внезапного падежа или одновременного массового заболевания животных, а также об их необычном поведении;
до прибытия специалистов в области ветеринарии принять меры по изоляции животных, подозреваемых в заболевании;
соблюдать установленные ветеринарно-санитарные правила перевозки и убоя животных, переработки, хранения и реализации продуктов животноводства;
выполнять указания специалистов в области ветеринарии о проведении мероприятий по профилактике болезней животных и борьбе с этими болезнями.
Согласно ст. 21 вышеназванного закона, мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Запрещаются реализация и использование для пищевых целей мяса, мясных и других продуктов убоя (промысла) животных, молока, молочных продуктов, яиц, иной продукции животного происхождения, кормов и кормовых добавок растительного происхождения и продукции растительного происхождения непромышленного изготовления, не подвергнутых в установленном порядке ветеринарно-санитарной экспертизе.
Установлено, что 15.06.2011г. Тольяттинской прокуратурой по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях совместно со старшим государственным инспектором отдела государственного ветеринарного внутреннего надзора Управления Россельхознадзора ФИО11 была проведена проверка соблюдения ветеринарного законодательства в подсобном свиноводческом хозяйстве, находящемся на территории ФКУ ИК № 29 ГУФСИН России по Самаркой области», расположенном <адрес> по результатам которой выявлены нарушения Закона РФ от 14.05.1993года № 4979-1 «О ветеринарии».
16.06.2011г. Тольяттинским прокурором по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях в адрес начальника ФКУ ИК-29 было вынесено представление об устранении нарушений закона при исполнении ветеринарного законодательства. (л.д.9-10)
При проведении 09.08.2011г. повторной проверки, было установлено, что указанные в представлении надзирающего прокурора нарушения не устранены.
Судом установлено, что указанное выше подсобное хозяйство - свиноферма, занимается воспроизводством, выращиванием и убоем синей на мясо.
Обоснованно судом сделан вывод, что в силу ветеринарного законодательства указанное подсобное хозяйство является производственным предприятием по производству и хранению продуктов животноводства.
Доводы ответчика о том, что наличие согласования с органами госветнадзора требуется только при предоставлении земельного участка под размещение фермы, суд правильно счел несостоятельными, поскольку Общие положения Санитарных правил СП 3.1.084-96 и Ветеринарных правил ВП 13.3.4.1100-96, утвержденные Департаментом ветеринарии Минсельхозпрода России от 18.06.1996 г. № 23, Госкомсанэпиднадзором России от 31.05.1996 г. № 11, устанавливают требования к планировке, строительству, реконструкции, модернизации указанных объектов.
При планировке, строительстве, реконструкции, модернизации животноводческих комплексов, птицефабрик, мясокомбинатов, других предприятий по производству, переработке и хранении продуктов животноводства, крестьянских (фермерских) хозяйств и личных подсобных хозяйств граждан (далее - объекты сельскохозяйственного назначения) должно быть предусмотрено создание наиболее благоприятных условий для содержания животных, производства продуктов животноводства и предупреждения загрязнения окружающей среды производственными отходами и возбудителями заразных болезней человека и животных.
Предоставление земельного участка под строительство, утверждение документации на строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию объектов сельскохозяйственного назначения допускаются только при наличии заключения органов или учреждений Государственного санитарно-эпидемиологического надзора РФ и Государственного ветеринарного надзора РФ о соответствии проектной документации действующим санитарным и ветеринарным нормам и правилам.
Предприятия, организации и граждане, ответственные за выполнение работ по проектированию и строительству объектов, зданий и сооружений сельскохозяйственного назначения, в случае нарушения санитарных и ветеринарных правил или невозможности их выполнения обязаны приостановить либо полностью прекратить проведение этих работ и их финансирование по постановлению главного государственного санитарного врача или его заместителя, главного государственного ветеринарного инспектора или его заместителя.
В соответствии с ч. 3 ст. 39 Федерального закона от 30.03.1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Главные государственные инспекторы России, края, области и их заместители, государственные инспекторы района, города обязаны контролировать соблюдение установленных зоогигиенических норм и ветеринарно-санитарных требований при проектировании, строительстве предприятий по производству и хранению продуктов животноводства.
В соответствии с Положением «О государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 г. № 706, должностные лица Государственной ветеринарной службы РФ осуществляют в пределах обслуживаемой территории государственный ветеринарный надзор при предоставлении земельных участков под строительство, реконструкцию, модернизацию и ввод в эксплуатацию предприятий по производству и хранению продуктов животноводства.
Также суд обоснованно признал законными и обоснованными требования прокурора об обязании ответчика заключить договора со специализированными организациями на сбор и утилизацию биологических отходов, убой животных производить с учетом ветеринарных правил убоя и послеубойной экспертизы, установить контроль качества дизенфекции, поскольку данные нарушения нашли свое подтверждение.
При таких обстоятельствах, когда установлено, что данные нарушения не устранены, суд обоснованно пришел к выводу об удовлетворении требований прокурора.
Довод ответчика о том, что при рассмотрении данного дела нарушены правила подведомственности, что иск прокурора должен быть рассмотрен арбитражным судом, поскольку возникшие правоотношения затрагивают предпринимательскую и иную экономическую деятельность, являются несостоятельными, так как в данном случае требования прокурора из указанной деятельности сторон не вытекают.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая оценка и спор разрешен в соответствии с требованиями действующего законодательства.
При рассмотрении дела судом не допущено нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, а поэтому оснований для его отмены по доводам кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь п.1 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 05 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФКУ ИК № 29 ГУ ФСМН России по Самарской области – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи