о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии



Судья: Медведева Н.П. № 33-12745

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

07 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего Шуликиной С.М.

Судей Елистратовой Е.В., Пискуновой М.В.

При секретаре Мучкаевой Н.П.

Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноглинском районе г. Самара на решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 14.10.2011 г., которым постановлено:

«Исковое заявление Дорошина Г.В. удовлетворить. Признать право Дорошина Г.В. на получение досрочной трудовой пенсии как педагогического работника, и обязать Управление пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары засчитать в специальный стаж работы Дорошина Г.В., предоставляющий право на получение досрочной трудовой пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, периоды его работы:

- с 01.01.1983г. по 31.03.1983г., с 01.05.1983г. по 31.12.1983 года, с 01.01.1984г. по 31.03.1984г., с 01.05.1984г. по 31.12.1984г. в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ при профкоме Куйбышевского производственного объединения «САЛЮТ» по совместительству, с 02.08.1985г. по 25.08.1994г. в должности тренера по лыжным гонкам ДЮСШ профкома КПО «САЛЮТ»,

с 26.11.1997г. по 30.11.2010г. в должности старшего тренера-преподавателя ДЮСШ-4. Назначить выплату пенсии с момента подачи Дорошиным Г.В. заявления в Управление пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары, то есть с 10 ноября 2010 года».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Елистратовой Е.В., объяснения представителя ГУ – Управления пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары Третьяковой Л.Н. в поддержание кассационной жалобы, возражения Дорошина Г.В. и его представителя Максимовой Г.А., судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Дорошин Г.В. обратился в суд с исковым заявлением к Управлению Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары о признании права на назначение досрочной трудовой пенсии и включении периодов работы в специальный стаж.

В заявлении указал, что ему отказано в назначении досрочной трудовой пенсии по старости как лицу, осуществляющему педагогическую деятельность, по причине исключения из его стажа педагогической деятельности 21 года 9 месяцев 6 дней, со ссылкой на то, что в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерацией от 29.10.2002г. № 781, Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 16.09.1991г. № 463, предусмотрена должность тренер-преподаватель, а не тренер по лыжным гонкам. ДЮСШ не поименована среди структурных подразделений организаций, указанных в пункте 13 Правил исчисления периодов работы, утвержденных вышеуказанным Постановлением.

Период работы с 26.11.1997г. по 30.11.2010г. в должности старшего тренера - преподавателя ДЮСШ-4 исключен из стажа истца, так как в индивидуальных сведениях заявителя после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования (26.11.1997г.) отсутствует код педагогической деятельности; не выполнено одно из двух условий пункта 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, а именно, на 1 января 2001г. отсутствует стаж работы в должности тренера - преподавателя продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

Истец полагает, что на день обращения в Управление пенсионного фонда он имел 25-летний педагогический стаж, а отказ органом Пенсионного фонда в назначении ему досрочной трудовой пенсии по старости неправомерным, поскольку, согласно Положению о детско-юношеской спортивной школе (ДЮСШ) и специализированной детско-юношеской школе олимпийского резерва (СДЮШОР) последние осуществляют образовательную деятельность, именно тренеры-преподаватели по спорту несут ответственность за правильное комплектование групп, проведение воспитательной и учебно-тренировочной работы с учащимися. Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от статуса учреждения и организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Истец считает, что ссылка пенсионного фонда на то, что в индивидуальных сведениях отсутствует код педагогической деятельности, не является его виной.

Требование о наличии стажа работы в должности тренера-преподавателя не менее 16 лет 8 месяцев на 1 января 2001 года, установленное Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. № 871, противоречит Конституции Российской Федерации.

На 28.10.2002г. педагогический стаж истца составлял 17 лет 2 месяца 27 дней, и это является основанием для получения права на досрочную трудовую пенсию по старости.

К тому же в 1983г. и в 1984г. истец работал в Детской спортивной школе тренером-преподавателем по совместительству.

В соответствии с п.4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, утвержденных «Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. №781» периоды работы, выполнявшиеся до 1 сентября 2000г. в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условия выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки)».

Истец просил суд признать за ним право как педагогического работника, имеющего 25-летний педагогический стаж, на получение досрочной трудовой пенсии по старости со дня обращения в орган пенсионного фонда, т.е. с 10.11.2010 года, засчитать следующие периоды его работы с 01.01.1983г. по 31.03.1983г., с 01.05.1983г. по 31.12.1983г., с 01.01.1984г. по 31.03.1984г., с 01.05.1984г. по 31.12.1984г. в должности тренера-преподавателя ДЮСШ профкома КПО «Салют» по совместительству, 02.08.1985 г. по 25.08.1994г. в должности тренера по лыжным гонкам ДЮСШ профкома КПО «Салют», с 26.11.1997г. по 30.11.2010г. в должности старшего тренера - преподавателя ДЮСШ-4 и назначить выплату пенсии со дня обращения в УПФ в Красноглинском районе, т.е. с 10.11.2010 г.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноглинском районе г. Самара просит указанное решение суда отменить, считая его неправильным.

Судебная коллегия, изучив материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) трудовая пенсия по старости ранее достижения возраста, установленного статьей 7 этого Федерального закона, назначается лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей, независимо от их возраста.

Пунктом 2 статьи 27 названного Федерального закона (в редакции Федерального закона от 30 декабря 2008 года N 319-ФЗ) установлено, что Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости в соответствии с пунктом 1 указанной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781 утвержден Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".

В указанном Списке должностей, раздел 2. «Наименование должностей» и «наименование учреждений...», работа в должности тренер-преподаватель в учреждениях «детско-юношеские спортивные школы всех наименований» предусмотрена в числе предоставляющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, в связи с педагогической деятельностью.

Судом установлено, что Дорошин Г.В. обратился в Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары за назначением досрочной трудовой пенсии по старости 10.11.2010г. Протоколом заседания комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от 09.12.2010г. № 315, из стажа работы истца Дорошина Г.В. исключены периоды его работы с 02.08.1985г. по 25.08.1994г. в должности тренера по лыжным гонкам ДЮСШ профкома КПО «Салют», поскольку в пункте 2 раздела «Наименование должностей» Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерацией от 29.10.2002г. № 781, Списком профессий и должностей, утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 16.09.1991г. № 463, предусмотрена должность тренер-преподаватель.

ДЮСШ не поименована среди структурных подразделений организаций, указанных в пункте 13 Правил исчисления периодов работы, утвержденных вышеуказанным Постановлением.

Период работы с 26.11.1997г. по 30.11.2010г. в должности старшего тренера - преподавателя ДЮСШ-4 исключен из стажа истца, так как в индивидуальных сведениях заявителя после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования (26.11.1997г.) отсутствует код педагогической деятельности; не выполнено одно из двух условий пункта 12 Правил исчисления периодов работы, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002г. №781, а именно, на 1 января 2001г. отсутствует стаж работы в должности тренера - преподавателя продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев.

В соответствии с Правилами подсчета и подтверждения страхового стажа для установления трудовых пенсий, утвержденными постановлением Правительства РФ от 24.07.2002 г. № 555, основным документом, подтверждающим периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж, является трудовая книжка. При отсутствии трудовой книжки, а также в случае, когда в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными органами), выписки из приказов, лицевые счета, ведомости на выдачу заработной платы.

Судом установлено, что Дорошин Г.В. 01.08.1985г. был переведен с КМЗ в ДЮСШ профкома КПО «Салют» тренером по лыжным гонкам, с 25.08.1994г. был переведен в ДЮСШ-4 старшим тренером-преподавателем по лыжным гонкам.

В период времени с 01.01.1983г. по 31.12.1984г. Дорошин Г.В. работал по совместительству в должности тренера-преподавателя в ДЮСШ при профкоме Куйбышевского производственного объединения «Салют».

Согласно Справке, выданной МОУ ДОД ДЮСШ №4 г.о. Самара от 07.06.2011г. Детско-юношеская спортивная школа №4 Красноглинского района г. Куйбышева переименована в Муниципальное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа №4 Красноглинского района г. Самары согласно распоряжения о регистрации Администрации Красноглинского района г. Самары № 624 от 30.05.1996г. Муниципальное учреждение дополнительного образования Детско-юношеская спортивная школа №4 Красноглинского района г. Самара переименовано в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа №4 г. Самара Распоряжение о регистрации Администрации Красноглинского района г. Самары №913 от 26.06.2002г. Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа №4 г. Самара в 2002г. переименовано в Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей Детско-юношеская спортивная школа №4 городского округа Самара на основании Приказа Департамента управления имуществом городского округа Самара №1358 от 25.08.2008г.

Согласно сведений, имеющихся в материалах дела первичная профсоюзная организация ОАО «Салют» является правопреемником профсоюзной организации КМЗ (приказ по ведомству №175 от 12.12.1966г. и приказ по заводу №025 от 17.12.1966г.), КПО «Салют» (приказ МАП № 199 от 20.05.1975г.), КМЗ «Салют» (приказ по МАП № 479 от 22.09.1989г., АООТ «Салют» (приказ № 524/к от 01.01.1993г.), ОАО «Салют» (приказ № 337/к от 02.10.2000г.).

Как правильно указано судом, в силу принципов, изложенных в ст. 19 Конституции РФ, истец не может быть поставлен в зависимость от обстоятельств от него независящих.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что период работы истца с 02.08.1985г. по 25.08.1994г. в должности тренера по лыжам подлежит включению в специальный стаж Дорошина Г.В., поскольку, истец не может быть поставлен в зависимость от неграмотно выполненных записей в его трудовой книжке по поводу указанного периода его работы в ДЮСШ при профкоме КПО «Салют».

Как усматривается из штатных расписаний профкома КПО «Салют» за 1985-90гг, Дорошин Г.В. работал в должности тренера-преподавателя детской спортивной школы.

Пенсия за выслугу лет педагогическим работникам назначается в зависимости от вида деятельности, а не от статуса учреждения и организации, с которыми они состояли в трудовых отношениях.

Детская спортивная школа Постановлением Совета Министров СССР от 30.04.1952г. № 2140 внесена в номенклатуру внешкольных учреждений.

В соответствии со ст. 12 Закона РФ «Об образовании» спортивные школы отнесены к образовательным учреждениям (дополнительного образования). В разные годы наименование учреждения изменялось (ДСШ, ДЮСШ, СДЮШОР, ДЮСТШ, СДЮСТШОР, СШР, ШВСМ), однако их задачи в целом не изменялись.

Согласно Типовым Положениям «О детско-юношеских спортивных школах» они создаются в системе министерства просвещения, профсоюзов и других органов. Положение распространяется на ДЮСШ независимо от ведомственной принадлежности; спортивные школы являются внешкольными учреждениями, их задачами являются физкультурно-оздоровительная и воспитательная работа среди детей и подростков, направленная на укрепление их здоровья, всестороннее физическое развитие.

Как усматривается из копий Уставов МОУ ДОВ ДЮСШ, начиная с 1996 года по настоящее время, ДЮСШ является юридическим лицом с момента регистрации в Администрации Красноглинского района г. Самары, и занимается осуществлением образовательной деятельности в сфере дополнительного образования.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что период работы Дорошина Г.В. с 26.11.1997г. по 30.11.2010г. в должности старшего тренера-преподавателя в Детско-юношеской спортивной школе №4, подлежит включению в специальный стаж истца, поскольку отсутствие в индивидуальных сведениях заявителя после даты регистрации в системе государственного пенсионного страхования (26.11.1997г.) кода педагогической деятельности, не может быть поставлено в вину истцу.

Обязанность по указанию кода деятельности возлагается на бухгалтера МОУ ДОД ДЮСШ № 4, а не на старшего тренера-преподавателя данного образовательного учреждения.

Суд пришел к обоснованно выводу о том, что работа Дорошина Г.В. в МОУ ДОД ДЮСШ № 4 с 26.11.1997г. по 30.11.2010г. является педагогической деятельностью, поскольку наименование должности «Старший тренер-преподаватель» и наименование учреждения «Детско-юношеская спортивная школа» соответствуют пункту 2 Списка должностей и учреждений, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002г. № 781.

Согласно Тарификационного списка на 01.09.1983г. Дорошин Г.В. числился в должности тренера-преподавателя ДЮСШ профкома КПО «Салют».

Как усматривается из расчетных ведомостей за 1983-1984гг., по профкому КПО «Салют» заработная плата истцу начислялась в периоды с 01.01.1983г. по 31.03.1983г., с 01.05.1983г. по 31.03.1984г., и с 01.05.1984г. по 31.12.1984г..

Справкой первичной профсоюзной организации ОАО «Салют» от 10.10.2011г. № 457/53 подтверждается факт работы истца Дорошина Г.В. по совместительству в должности тренера - преподавателя в ДЮСШ при профкоме КПО «Салют».

Согласно Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в государственных и муниципальных учреждениях для детей в соответствии пунктом 1 статьи 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (п.4) периоды выполнявшейся до 01 сентября 2000г. работы в должностях и учреждениях, указанных в списке, засчитываются в стаж работы независимо от условий выполнения в эти периоды нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) а начиная с 01 сентября 2000г. - при условии выполнения (суммарно по основному и другим местам работы) нормы рабочего времени (педагогической или учебной нагрузки) установленной за ставку заработной платы (должностной оклад), за исключением случаев определенных настоящими Правилами.

Доводы представителя ответчика о том, что период работы истца по совместительству не может быть учтен в ходе рассмотрения данного дела, так как документы подтверждающие факт его работы в должности тренера-преподавателя ДЮСШ профкома КПО «Салют» по совместительству с 01.01.1983г. по 31.12.1984г., не были предоставлены в пенсионный орган для рассмотрения при назначении досрочной трудовой пенсии, суд обоснованно не принял во внимание, поскольку рассматривая спор, возникший в связи с отказом в назначении трудовой пенсии по старости досрочно, суд проверяет обоснованность решения об отказе пенсионного органа в назначении гражданину трудовой пенсии по старости досрочно, а также выясняет, имеется ли у гражданина право на назначение такой пенсии. Поэтому если у истца возникло право на трудовую пенсию по старости, то суд не лишен возможности указать в решении на право истца на такую пенсию и на дату возникновения этого права.

При этом, как правильно указано судом, оспариваемый период работы истца с 01.01.1983г. по 31.12.1984гг. не повлиял бы на назначение пенсии Дорошину Г.В. при подаче документов в пенсионный орган, поскольку, большая часть специального трудового стажа истца была исключена из стажа его работы, дающей ему право на назначение досрочной трудовой пенсии.

Периоды работы истца в должности тренера-преподавателя ДЮСШ профкома КПО «Салют» по совместительству с 01.01.1983г. по 31.12.1984г. нашли свое подтверждение в материалах дела. Кроме того, в заседание судебной коллегии истец пояснил, что он не выполнял работу в качестве слесаря, как указано в его трудовой книжке, а фактически работал тренером-преподавателем ДЮСШ профкома КПО «Салют» в течении всей рабочей недели.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что периоды работы Дорошина Г.В. по совместительству в должности тренера-преподавателя ДЮСШ профкома КПО «Салют» с 01.01.1983г. по 31.03.1983г., с 01.05.1983г. по 31.03.1984г., и с 01.05.1984г. по 31.12.1984г. подлежат включению в специальный стаж истца.

На основании изложенного суд пришел к обоснованному выводу о том, что общий специальный стаж работы Дорошина Г.В. по состоянию на 01.01.2001г., дающий право на получение досрочной трудовой пенсии по старости, как педагогическому работнику, составляет 17 лет 3 месяца.

Суд первой инстанции учитывая, что на момент обращения Дорошина Г.В. (10.11.2010г.) в Управление Пенсионного фонда РФ в Красноглинском районе г. Самары, он имел специальный трудовой стаж 25 лет, имел стаж работы 16 лет 8 месяцев на 01.01.2001года, пришел к правомерному выводу о том, что у Дорошина Г.В. имеется право на получение досрочной трудовой пенсии по старости как педагогическому работнику с момента обращения, а именно с 10.11.2010г., в связи с чем, отказ пенсионного фонда в назначении ему досрочной трудовой пенсии является незаконным.

Указанный вывод суда является правильным, основанным на вышеприведенных нормах и разъяснениях и подтвержден имеющимися в деле доказательствами.

Оснований для отмены решения суда по приведенным в кассационной жалобе доводам не имеется.

Руководствуясь ст.ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

    Решение Красноглинского районного суда г.о. Самара от 14.10.2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу ГУ – Управление Пенсионного Фонда РФ в Красноглинском районе г. Самара - без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи: