О понуждении к заключению договора на замену приборов учета расхода воды, перерасчета платы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда



Судья Сериков В.А. Гр. дело №33-12349/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е.

29 ноября 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :

председательствующего Яковлевой В.В.

судей Гороховика А.С., Шилова А.Е.

при секретаре Тимагине Е.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Титова А.М. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 4 октября 2011 года, которым постановлено :

«В удовлетворении иска Титова A.M. к ООО «Управляющая компания № 3» о понуждении к заключению договора на замену приборов учета расхода воды, перерасчета платы за коммунальные услуги, компенсации морального вреда, отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Яковлевой В.В., объяснения представителя Титова Александра Михайловича – Титова А.А. ( по доверенности), поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а :

Титов A.M. обратился в суд с иском к ООО «Управляющая компания № 3» о понуждении к заключению договора на замену приборов учета расходов воды, перерасчете платы за коммунальные услуги, взыскании компенсации морального вреда. В исковом заявлении указал, что он проживает в квартире <адрес>. В апреле 2011 года он в своей квартире произвел замену приборов учета (счетчиков) расхода горячей и холодной воды. Старые приборы учета, срок эксплуатации которых закончился, были заменены на новые приборы, имеющие соответствующие пломбы и паспорта. Истец обратился к ответчику с заявлением о вводе данных приборов учета в эксплуатацию. Ответчик предложил оказать соответствующую услугу, потребовав оплатить ее.

Ссылаясь на то, что требование ответчика об оплате работ по вводу в эксплуатацию приборов учета является незаконным и противоречит положениям п. 3 ст. 16 Закона РФ «О защите прав потребителей», соответствующие работы ответчик должен производить без дополнительной оплаты как управляющая компания, в рамках договора на обслуживание дома, ответчик отказался ввести в эксплуатацию, установленные истцом своими силами приборы учета бесплатно, из-за чего начисляет оплату коммунальных услуг (горячее и холодное водоснабжение) не по показаниям приборов учета, а по нормативам, установленным для случаев, когда приборы учета отсутствуют, истец и просил суд обязать ответчика заключить с ним договор на замену и ввод в эксплуатацию приборов учета расхода воды без взимания оплаты, произвести соответствующий перерасчет платы за коммунальные услуги, взыскать с ответчика 20 000 рублей в счет компенсации морального вреда и 1 000 рублей в возмещения расходов на оплату услуг представителя.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Титов А.М. просит решение суда отменить, как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

В соответствии со ст. 153 ЖК РФ граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги.

Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у: 1)    нанимателя жилого помещения по договору социального найма с момента заключения такого договора ; 2)    арендатора жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения соответствующего договора аренды ; 3)    нанимателя жилого помещения по договору найма жилого помещения государственного или муниципального жилищного фонда с момента заключения такого договора; 4) члена жилищного кооператива с момента предоставления жилого помещения жилищным кооперативом; 5) собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение.

В соответствии со ст. 157 ЖК РФ размер платы за коммунальные услуги рассчитывается исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определяемого по показаниям приборов учета, а при их отсутствии, исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Правила предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах, а также правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с рссурсоснабжающими организациями, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Размер платы за коммунальные услуги, предусмотренные частью 4 статьи 154 настоящего Кодекса, рассчитывается по тарифам, установленным органами государственной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом. Органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями в области установления тарифов, предусмотренных настоящей частью, в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации.

Из материалов дела усматривается, что Титов A.M. проживает в квартире № 55 дома № 60 по ул. Ушакова г. Тольятти. Коммунальные услуги и услуги по содержанию дома собственникам (владельцам) жилых помещений дома № 60 по ул. Ушакова оказывает ответчик (л.д.13).

Судом установлено, что в апреле 2011 года истцом своими собственными силами в указанной квартире была произведена замена приборов учета холодного и горячего водоснабжения: установлены новые приборы учета взамен старых. Истец обратился к ответчику с заявлением о введении в эксплуатацию новых приборов учета ГВС и ХВС, однако данные работы не были проведены ответчиком ввиду того, что истец отказывается их оплатить. Указанные обстоятельства подтверждены пояснениями истца, по существу не оспаривались ответчиком.

В соответствии с Порядком заключения и существенными условиями договора, регулирующего условия установки, замены и (или) эксплуатации приборов учета используемых энергетических ресурсов, утвержденных Приказом Минэнерго РФ от 07.04.2010 года № 149 (зарегистрирован в Минюсте 29.06.2010 года), установка, замена, эксплуатация приборов учета используемых энергетических ресурсов осуществляется на основании договора поставщиком энергоресурса. Данным порядком установлена обязанность исполнителя, в установленные Порядком сроки, произвести осмотр жилого помещения и при наличии технической возможности произвести установку, замену, ввод в эксплуатацию приборов учета энергетических ресурсов. Одним из существенных условий такого договора является его цена, т.е. договор на оказание данных услуг является платным и оплачивается заказчиком, в том числе и физическим лицом, являющимся потребителем коммунальных услуг (в данном случае водоснабжения).

Суд пришел к правильному выводу о том, что помимо указанного нормативно-правового акта правоотношения сторон по оказанию данных услуг регулируются нормами ст. 730, 735 ГК РФ, регулирующими отношения сторон по договору бытового подряда. Указанными нормами установлено, что такой договор относится к публичным договорам. Подрядчик по такому договору обязан выполнить работу, а исполнитель произвести оплату работ после ее выполнения. Истец не лишен возможности требовать от ответчика выполнения работ по замене и вводу в эксплуатацию приборов учета ХВС и ГВС, в свою очередь ответчик, при наличии технической возможности, обязан данные работы выполнить, а заказчик после выполнения работ обязан их оплатить.

Доводы истца о том, что указанные работы должны быть выполнены ответчиком в рамках договора на оказание коммунальных услуг и содержание многоквартирного дома, являются несостоятельными и опровергаются, представленной на обозрение суда копией такого договора.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что действующее законодательство предусматривает оказание услуг (выполнение работ) по установке, замене, введению в эксплуатацию (эксплуатации) приборов учета энергетических ресурсов на возмездной основе либо в рамках договора на оказание коммунальных услуг, либо по отдельному договору, данные работы должны осуществляться организацией, предоставляющей коммунальные услуги, установка приборов учета потребления энергетических ресурсов является правом, а не обязанностью потребителя, суд обоснованно оставил без удовлетворения требования истца о понуждении ответчика к заключению договора на выполнение работ по вводу в эксплуатацию приборов учета ГВС и ХВС без взимания оплаты.

Установив, что ответчик, руководствуясь положениями ст. 157 ЖК РФ и Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ № 307 от 23.05.2006 года, правомерно производит начисления платы на горячее и холодное водоснабжение истцу без учета показания приборов учета, поскольку ранее установленные и введенные в эксплуатацию приборы учета были самостоятельно демонтированы истцом, а новые приборы учета не введены в эксплуатацию ввиду отказа истца от оплаты соответствующих работ, суд правильно не нашел оснований для перерасчета платы за коммунальные услуги (горячее и холодное водоснабжение).

Поскольку не установлено нарушений прав истца как потребителя коммунальных услуг со стороны ответчика, суд обоснованно отказал в удовлетворении требований истца о компенсации морального вреда.

Доводы кассационной жалобы Титова А.М. о незаконности судебного решения несостоятельны, основаны на неправильном толковании норм материального и процессуального права.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 4 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Титова А.М. – без удовлетворения.

Председательствующий Судьи