О признании бездействий органов местного самоуправления незаконными и обязании ликвидировать несанкционированную свалку



Судья: Богатырев О.Н. гр.дело № 33-11191

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    26 октября 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Лазарева Н.А.

судей Желтышевой А.И., Марушко Л.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области на решение Исаклинского районного суда Самарской области от 28.09.2011 года, которым постановлено:

    «Исковое заявление прокурора Челно-Вершинского района Самарской области, действующего в интересах неопределённого круга лиц, о признании бездействия администрации сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным - удовлетворить.

Обязать администрацию сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена северо-восточнее от села Озерки за складами на расстоянии менее 1 000 метров от жилых зданий и сооружений».

    Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Лазарева Н.А., исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

    Прокурор Челно-Вершинского района Самарской области в защиту интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к администрации сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области о признании бездействий органов местного самоуправления незаконными и обязании ликвидировать несанкционированную свалку, указав, что прокуратурой Челно-Вершинского района Самарской области совместно с Территориальным отделом Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Самарской области в Сергиевском районе (далее Территориальный отдел Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе) проведена проверка соблюдения требований федерального законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии человека в части вывоза и утилизации бытовых отходов в сельском поселении Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области. В результате данной проверки были выявлены грубейшие нарушения норм данного законодательства.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил суд признать бездействие администрации сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области по непринятию мер к эффективной очистке территорий сельского поселения и ликвидации несанкционированной свалки бытовых отходов и мусора незаконным, и обязать администрацию сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области ликвидировать несанкционированную свалку бытовых отходов и мусора, которая расположена северо-восточнее от села Озерки за складами на расстоянии менее 1 000 метров от жилых зданий и сооружений, в срок до ДД.ММ.ГГГГ

    Судом постановлено указанное выше решение.

    В кассационной жалобе администрация сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области просит решение суда отменить, считает его неправильным.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение по существу правильным и не находит оснований к его отмене.

Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В соответствии со ст. 22 Федерального закона от 30.03.1999г. №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ст. 51 Федерального закона от 10.01.2002г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы, которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и, которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст. 13 Федерального закона от 24.06.1998г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» на органы местного самоуправления возложена обязанность по регулярной очистке территорий муниципальных образований от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с подпунктом 18 п.1 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. №131-Ф3 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора относится к вопросам местного значения поселения.

Аналогичные полномочия закреплены в статье 8 Федерального закона от 24.06.1998 г. №89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

В силу п.19 ст. 7 Устава сельского поселения Озерки к вопросам местного значения относится организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно ст. 76 Федерального закона от 10.01.2002 г. №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» споры в области охраны окружающей среды разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством.

В соответствии со ст. 78 данного закона на основании решения суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ.

На основании п.4 ст. 27, п.3 ст. 35 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор вправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства, когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение.

Требования прокурора направлены на обеспечение реализации органами местного самоуправления полномочий, возложенных на них федеральным законом, и на защиту прав жителей муниципального образования на благоприятную окружающую среду.

Из материалов дела следует, что прокуратурой Челно-Вершинского района Самарской области совместно с Территориальным отделом Управления Роспотребнадзора по Самарской области в Сергиевском районе проведена проверка соблюдения законодательства об экологическом и санитарно-эпидемиологическом благополучии населения на территории сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области в части выявления несанкционированных свалок на территории муниципального образования.

Установлено, что в ходе проведения проверки выявлены нарушения обязательных требований предусмотренных законодательством и нарушения Устава сельского поселения на территории сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области.

Согласно акта проверки от ДД.ММ.ГГГГ, в ходе проверки выявлена несанкционированная свалка бытовых отходов и мусора, которая расположена северо-восточнее села Озерки на расстоянии 1 000 метров от жилых зданий и сооружений (л.д.6).

Установлено, что вывоз мусора осуществляется жителями села, различные виды отходов сваливаются в одну кучу.

Как установлено судом, на момент рассмотрения дела данная свалка не устранена, мусор с данной территории не вывезен, наличие неконтролируемой свалки на территории населенного пункта может привести к таким негативным последствиям как: химическому, микробиологическому, паразитологическому, токсикологическому загрязнению земель, грунтовых вод, воздуха, массовому выплоду мух и других насекомых и как следствие послужить причиной возникновения массовых случаев инфекционных и неинфекционных заболеваний среди населения.

Также, установлено, что несмотря на организацию контейнерных площадок, и заключение договора на вывоз с них твёрдых бытовых отходов, на территории сельского поселения образована стихийная свалка, что свидетельствует о ненадлежащем выполнении органом местного самоуправления обязанности по регулярной очистке территорий муниципального образования от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями.

В связи с чем, суд обоснованно не принял во внимание доводы администрации сельского поселения о том, что стихийная свалка является следствием действий граждан по отказу от заключения индивидуальных договоров на вывоз твёрдых бытовых отходов и создание выбросом мусора несанкционированной свалки, а не бездействия администрации сельского поселения, которая все необходимые меры по данному вопросу в пределах сельского поселения выполняет.

С учетом установленных обстоятельств, суд пришел к правильному выводу о бездействие органа местного самоуправления, которое нарушает права граждан на благоприятную окружающую среду.

В силу ст. 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение должно быть исполнено.

Таким образом, суд обоснованно обязал администрацию сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области устранить выявленную свалку в разумный срок до ДД.ММ.ГГГГ включительно.

Прокурор в силу п.9 ч.1 ст. 333.36 НК РФ был освобожден от уплаты госпошлины при подаче искового заявления в суд.

При этом, в силу п.19 ст. 333.36 НК РФ администрация сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области также освобождена от уплаты государственной пошлины.

При таких обстоятельствах, учитывая положения ч.4 ст. 103 ГПК РФ, суд пришел к правильному выводу о том, что государственная пошлина по рассматриваемому делу взысканию не подлежит.

Доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности принятого судебного решения не доказаны кассатором, поскольку все обстоятельства были с достаточной полнотой исследованы в судебном заседании, суд дал надлежащую оценку доказательствам и постановил законное решение.

Иных доводов, опровергающих законность решения суда, в кассационной жалобе не указано.

Судебная коллегия считает, что судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

    Решение Исаклинского районного суда Самарской области от 28 сентября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации сельского поселения Озерки муниципального района Челно-Вершинский Самарской области – без удовлетворения.

    Председательствующий:

    Судьи: