Об оспаривании предписания отдела надзорной деятельности по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности



Судья: Сычев А.В. гр.д. № 33-12927

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«12» декабря 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Книстяпиной Н.А.

судей: Сказочкина В.Н., Посоховой С.В.

при секретаре: Мучкаевой Н.П.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 20 октября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления ФГБУ Национальный Парк «Самарская Лука» о признании нарушающим права и свободы, создающим препятствия в реализации прав и свобод, предписания отдела надзорной деятельности г. Жигулевск от 27 сентября 2011 года по устранению нарушений требований пожарной безопасности, отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., возражения на жалобу представителя ГУ МЧС России по Самарской области в лице отдела надзорной деятельности г.о. Жигулевск – Чурсаева С.В., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Федеральное государственное бюджетное учреждение Национальный парк «Самарская Лука» (далее ФГБУ НП «Самарская Лука») обратилось в суд с заявлением о признании незаконным и необоснованным предписания отдела надзорной деятельности г.о. Жигулевск по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности, указав, что 27.09.11 г. инспектором г.о. Жигулевск по пожарному надзору Чурсаевым С.В. в адрес заявителя вынесено предписание .

В соответствии с указанным предписанием, ФГБУ НП «Самарская Лука», в срок до 01.11.11 г., обязан устранить перекрытие существующего проезда к жилым домам <адрес> путем демонтажа установленного на проезжей части шлагбаума, закрытого на замок, поскольку это является нарушением ППБ 01-03 п.23.

Однако действующим законодательством на ФГБУ НП «Самарская Лука» возложена функция контроля за соблюдением режима ООПТ, пресечения браконьерства, недопущения образования свалок, пресечения нарушения, предусмотренного ст.8.39 КоАП РФ. Именно в данных целях, на основании распоряжения дирекцией ФГБУ НП «Самарская Лука», было установлено ограждение (шлагбаум) на лесной дороге, проходящей по лесным кварталам и Жигулевского лесничества, включенного в состав Национального парка. Ограждение также установлено в соответствии с Постановлением Правительства Самарской области №258 от 27.05.2011 года «Об установлении особого противопожарного режима на территории Самарской области». Открытие шлагбаума возложено на круглосуточно дежурящих работников парка с проведением соответствующего инструктажа, проезд пожарных автомобилей не ограничивается.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что установка шлагбаума препятствует негативным воздействиям на природные сообщества парка, замусориванию территории парка, ФГБУ НП «Самарская Лука» (с учетом уточненных требований) просило признать нарушающим права и свободы, создающим препятствия в реализации прав и свобод, предписание отдела надзорной деятельности г. Жигулевск от 27.09.11 г. по устранению нарушений требований пожарной безопасности; обязать ОНД г.о. Жигулевск устранить в полном объеме допущенное вынесением предписания нарушение прав и свобод учреждения, препятствия к осуществлению учреждением прав и свобод.

Судом постановлено вышеуказанное решение.

В кассационной жалобе ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» просит решение суда отменить, считает его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Федеральный государственный пожарный надзор осуществляется должностными лицами органов государственного пожарного надзора.

В соответствии со ст.ст.6, 6.1 Федерального Закона от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», должностные лица органов государственного пожарного надзора в порядке, установленном законодательством РФ, имеют право выдавать организациям предписания об устранении выявленных нарушений требований пожарной безопасности.

Основанием для проведения внеплановой проверки органами пожарного надзора в соответствии является, в том числе, поступление в орган государственного пожарного надзора обращений и заявлений граждан о проведении работ и об осуществлении деятельности, влияющих на пожарную безопасность объекта защиты.

Из материалов дела следует, что 12.09.11 г. должностному лицу государственного пожарного надзора г.о. Жигулевск поступило обращение жильцов домов <адрес>, согласно которому, улучшенная грунтовая дорога к их домам, выстроенным и предоставленным работникам бывшего Жигулевского лесхоза, была построена более 40 лет назад, в домах проживают работники Национального парка, пенсионеры и инвалиды, которые нуждаются в постоянной помощи, однако по решению руководства заявителя, с 10.09.11 г. дорога была закрыта шлагбаумом, жильцам предложено добираться к домам по дороге, идущей через канаву, предназначенную для отвода паводковых вод, но этот участок дороги имеет большой склон и транспорт, в том числе пожарный, в зимнее время не поднимется. По указанию директора ФГБУ НП «Самарская Лука» данный участок также отсыпан слоем щебня, что создаст запруду для паводковых вод.

На основании указанного обращения надзорным органом проведена внеплановая проверка Национального парка, в присутствии представителя заявителя, по результатам которой установлено, что проезд к домам по <адрес> перекрыт путем установки шлагбаума, закрытого на замок.

То обстоятельство, что ФГБУ НП «Самарская Лука» был установлен указанный шлагбаум, заявителем не оспаривалось.

Из материалов дела также следует, что 27.09.11 г. ОНД г.о. Жигулевск ФГБУ НП «Самарская Лука» выдано предписание , которым на заявителя возложена обязанность устранить нарушения требований пожарной безопасности.

В обоснование заявления ФГБУ НП «Самарская Лука» ссылается на то, что шлагбаум был установлен на территории национального парка с целью препятствия негативным воздействиям на природные сообщества парка, замусориванию территории парка.

Судебная коллегия полагает, что суд обоснованно не принял во внимание данные доводы заявителя.

Приказом МЧС РФ от 18.06.03 г. № 311 утверждены Правила пожарной безопасности в РФ (ППБ 01-03), устанавливающие требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения, в том числе организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды. Руководители и должностные лица организаций должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности, предписаний, постановлений и иных законных требований государственных инспекторов по пожарному надзору.

Согласно п.23 указанных Правил, дороги, проезды и подъезды к зданиям, сооружениям, водоисточникам, используемым для целей пожаротушения, должны быть всегда свободными для проезда пожарной техники, содержаться в исправном состоянии, а зимой быть очищенными от снега и льда. О закрытии дорог или проездов для их ремонта или по другим причинам, препятствующим проезду пожарных машин, необходимо немедленно сообщать в подразделения пожарной охраны. На период закрытия дорог в соответствующих местах должны быть установлены указатели направления объезда или устроены переезды через ремонтируемые участки и подъезды к водоисточникам.

При таких обстоятельствах, когда установлено, что наличие шлагбаума на дорожном проезд к домам <адрес> нарушает требования противопожарной безопасности, предписания заявителю было выдано ОНД г.о. Жигулевск в рамках своих полномочий, а также учитывая, что при этом ст.34 Федерального закона от 14.03.95 г. № 33-Ф3 «Об особо охраняемых природных территориях», определяющая полномочия должностных лиц заявителя, не предоставляет им право ограничивать въезд на территорию национальных парков или проезд по ней пожарной техники, судебная коллегия полагает, что суд обоснованно отказал ФГБУ НП «Самарская Лука» в удовлетворении заявления.

Доводы кассационной жалобы ФГБУ НП «Самарская Лука» о том, что у жителей домов <адрес> есть другой подъезд к домам, не могут быть приняты во внимание, поскольку имеющейся в материалах дела и представленной отделом градостроительства департамента архитектуры градостроительства и земельных отношений администрации г.о. Жигулевск схемы расположения земельных участков по адресу <адрес> к указанным домам ведет только одна дорога, со стороны <адрес>, мимо административного здания Национального парка, на которой и установлен шлагбаум. Какого-либо другого проезда к данным домам, в том числе через <адрес> не имеется. На схеме также указано расположение заниженного участка, предназначенного, как следует из обстоятельств дела, для сбора ливневых и паводковых вод, отделяющего указанные жилые дома от массива домов по <адрес>.

Не может быть принята во внимание ссылка заявителя на то, что им произведена отсыпка данного участка и через него возможен проезд к жилым домам, поскольку из обращения заместителя мэра г. Жигулевск по городскому хозяйству 21.09.11 г. на имя директора НП «Самарская Лука» следует, что по результатам выездной проверки факта отсыпки ливневой канавы, установлено, что русло канавы наполовину засыпано щебнем, что при наступлении весеннего паводка будет способствовать подтоплению участков указанных домов, что свидетельствует о необходимости проведения мероприятий по обеспечению беспрепятственного прохождения дождевых и талых вод.

Таким образом, суд пришел к обоснованному выводу о том, что обустроенный заявителем проезд к жилым домам по <адрес>, минуя лесной массив, нельзя признать соответствующим установленным требованиям и не нарушающим права третьих лиц.

Также не может быть принята во внимание ссылка в жалобе на документы О МВД РФ, Росприроднадзора, предписывающие учреждению проводить заповедно-режимные мероприятия, в том числе установку шлагбаумов, ограничивающих въезд в лес, и на Постановление Правительства Самарской области от 27 мая 2011 года № 258, поскольку указанные документы на содержат разрешение на ограничение проезда пожарной техники к жилым домам, а лишь регулируют тушение лесных пожаров, особый противопожарный режим установлен в период с 31.05.11 г. по 30.09.11 г., тогда как шлагбаум учреждением установлен в период окончания противопожарного режима.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно отклонил ходатайство заявителя о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований Росприроднадзора по Самарской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку оспариваемое решение не влияет на права или обязанности Росприроднадзора по Самарской области по отношению к заявителю или заинтересованному лицу, в связи с чем, у суда, в соответствии со ст.43 ГПК РФ, отсутствовали основания для удовлетворения ходатайства заявителя.

Доводы кассационной жалобы о том, что выдавать предписание в адрес заявителя правомочен Росприроднадзор по Самарской области, а не ГУ МЧС России по Самарской области, не могут быть приняты во внимание, поскольку противоречат Федеральному Закону от 21.12.94 г. № 69-ФЗ «О пожарной безопасности».

Доводы кассационной жалобы заявителя о том, что шлагбаум установлен правомерно, необоснованны, по изложенным выше мотивам.

При таких обстоятельствах, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 20 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу ФГБУ Национальный парк «Самарская Лука» – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: