О праве на ежемесячные денежные выплаты в размере, установленном для участников ВОВ.



Судья Апудина О.Н. гр. касс. дело № 33- 12986/2011

КАССАЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

13 декабря 2011 года

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда

в составе: председательствующего: Николаевой Н.М.,

судей: Акининой О.А., Ефремовой Л.Н.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе начальника ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области на решение Богатовского районного суда Самарской области от 09 ноября 2011 года, которым постановлено:

«Исковое заявление Ерошкиной А.Г. удовлетворить.

Обязать ГУ-Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Богатовском районе Самарской области произвести с ДД.ММ.ГГГГ Ерошкиной А.Г. ежемесячные денежные выплаты, установленные для участников Великой Отечественной войны».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Ефремовой Л.Н.,

судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истица - Ерошкина А.Г. обратилась в суд к ГУ-Управление Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области с иском о праве на ежемесячные выплаты в размере, установленном для участников Великой Отечественной войны.

    По утверждениям истицы, она имеет право на данные выплаты.

    ДД.ММ.ГГГГ погиб её сын - капитан ФИО2 - в период прохождения военной службы в боевой обстановке в республике Чечня РФ.

Органами Министерства обороны РФ истице была назначена пенсия по случаю потери кормильца.

ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области с ДД.ММ.ГГГГ назначило истице ежемесячную денежную выплату (далее: ЕДВ).

    При этом, размер выплаты не учитывает её правовой статус, соответствующий родителям, женам и нетрудоспособным членам семьи участников Великой Отечественной войны.

В настоящее время лицам, обладающим особым правовым статусом выплачивается ЕДВ в сумме не менее 2336 рублей, однако истице выплачивают всего 335 рублей 15 копеек и предоставляют социальный пакет.

    ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области с заявлением о ежемесячных денежных выплатах, установленных для участников Великой Отечественной войны.

    Однако ей необоснованно отказали по тем основаниям, что гибель сына наступила до 16.01.1995г.(то есть, до даты вступления в законную силу Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

    По мнению истицы, не имеет правового значения дата гибели её сына.

По утверждениям истицы, она приобрела особый правовой статус и уровень социальной защиты, установленный для участников Великой Отечественной войны.

Истица просила суд: - признать за ней право с ДД.ММ.ГГГГ на ежемесячные денежные выплаты, установленные для участников Великой Отечественной войны, -обязать ГУ Управление Пенсионного Фонда РФ по Богатовскому району Самарской области произвести с ДД.ММ.ГГГГ ежемесячные выплаты, установленные для участников Великой Отечественной войны

Ответчик иск не признал.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе начальником ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области ставится вопрос об отмене решения суда и о постановке нового решения об отказе в иске.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда не находит основания для отмены решения суда.

Из материалов дела следует, что истица Ерошкина А.Г. является матерью военнослужащего ФИО2, погибшего ДД.ММ.ГГГГ при исполнении обязанностей военной службы в республике Чечня РФ.

Истица Ерошкина А.Г. имеет право на льготы и преимущества, установленные законодательством для родителей и жен погибших военнослужащих, бессрочно.

    ДД.ММ.ГГГГ истица обратилась в ГУ- Управление Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области с заявлением о ежемесячных денежных выплатах, установленных для участников Великой Отечественной войны.

    Решением ГУ- Управлением Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, истице отказано в установлении ежемесячной денежной выплаты по категории «родители и жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте» по тем основаниям, что гибель сына наступила до 16.01.1995г.(то есть, до даты вступления в законную силу Федерального закона от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах»).

Суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что вышеуказанный отказ ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области является необоснованным.

Так, в соответствии со ст. 7 Закона СССР от 01.08.1989 г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения», льготы, установленные для участников Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, распространяются на родителей и жен военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии или увечья при исполнении обязанностей военной службы.

    С 16.01.1995г. вступил в законную силу Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах».

Согласно ст. 15, ст.21 ФЗ РФ «О ветеранах», меры социальной защиты, предусмотренные для нетрудоспособных иждивенцев погибших, инвалидов и участников Великой Отечественной войны, получающих пенсию по случаю потери кормильца, были распространены и на членов семей военнослужащих, погибших при исполнении обязанностей военной службы.

Доводы ГУ- Управлением Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области о том, что к кругу лиц, имеющих право на льготы, предусмотренные для участников Великой Отечественной войны, из числа военнослужащих относятся только жены военнослужащих, погибших вследствие ранения, контузии, увечья, полученных при исполнении иных обязанностей военной службы в период до 16.01.1995г., то есть до вступления в законную силу ФЗ от 12.01.1995 г. № 5-ФЗ «О ветеранах», суд первой инстанции обоснованно признал не обоснованными и противоречащими нормам Конституции РФ по следующим основаниям.

Так, из конституционного смысла ст. 1(ч. 1), ст. 2, ст.6(ч.2), ст.15(ч.4), ст. 17(ч.1), ст.18, ст.19, ст.54(ч.1), ст.55(ч.1), ст.57 Конституции Российской Федерации следует, что нормы закона предполагают правовую определенность, разумную стабильность, предсказуемость правового регулирования.

Согласно ч.2 ст. 55 Конституции РФ, не допускается издание законов, отменяющих или умаляющих права и свободы человека и гражданина.

Конституционное правило о недопустимости ухудшения правового положения граждан было изложено в п.п. 3, 4 ст. 11 ФЗ от 12.01.1995 г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в прежней редакции).

Иное толкование и применение пенсионного законодательства повлекло бы ограничение конституционного права на социальное обеспечение, которое не может быть оправдано указанными в части 3 статьи 55 Конституции РФ целями, ради достижения которых допускается ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина.

Эта же правовая позиция сформулирована Конституционным Судом Российской Федерации в Постановлении от 24.05.2001 г. №8-П, в Определении Конституционного Суда Российской Федерации от 27.12.2005 г. № 502-0.

Поэтому льготы и иные меры социальной защиты, установленные законом СССР от 01.08.1989г. №313-1 «О неотложных мерах по улучшению пенсионного обеспечения и социального обслуживания населения» не могут подлежать пересмотру и отмене без равноценной замены.

Введение в силу Федерального Закона РФ от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ) не является основанием для ухудшения правового положения, отмены особого правового статуса и снижения уровня социальной защиты истицы.

Определение Конституционного суда от 04.04.2007 г. №331-0-П, Федеральный Закон от 12.01.1995г. №5-ФЗ «О ветеранах» (в редакции ФЗ от 22.08.2004 г. №122-ФЗ) предусматривают систему мер социальной поддержки и имеет целью обеспечение гарантированной стабильности и юридического статуса. Поэтому предусмотренный данным законом компенсаторный механизм должен обеспечивать лицам, обладателям особого правового статуса, реальные возможности располагать социальными благами в объеме, сопоставимом с объемом ранее представлявшейся социальной защиты.

При этом Конституционный суд РФ не связывает право на особый правовой статус членов семьи погибшего с датой гибели-военнослужащего.

С учетом вышеизложенных положений закона и установленных по делу обстоятельств, суд правильно признал, что истица имеет право с ДД.ММ.ГГГГ(с даты её обращения в пенсионный орган) на ежемесячные денежные выплаты, установленные для участников Великой Отечественной войны.

Доводы кассационной жалобы начальника ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области о несогласии с решением суда, не могут быть приняты судебной коллегией во внимание, так как были предметом рассмотрения судом первой инстанции и получили в решении суда надлежащую правовую оценку.

Решение суда является законным и обоснованным и не имеется правовых оснований для его отмены.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Богатовского районного суда Самарской области от 09 ноября 2011года оставить без изменения, а кассационную жалобу начальника ГУ- Управления Пенсионного фонда РФ в Богатовском районе Самарской области - без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: