Судья Кривицкая О.Г. Гр. Дело № 33-12662
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
05 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе: председательствующего Книстяпиной Н.А., судей Сказочкина В.Н., Толмосовой А.А.,
при секретаре Тимагине Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Самарского районного суда г. Самары от 31 октября 2011 года, которым постановлено:
«Заявление Келиной Г.М. о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации удовлетворить.
Признать незаконным отказ Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № от 29.07.2011 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок общей площадью 592,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности Келиной Г.М. на земельный участок общей площадью 592,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок».
Заслушав доклад судьи Сказочкина В.Н., объяснения Пановой Л.А. (представителя Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области), поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Келиной Г.М. и её представителя Китовой Н.И., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Келина Г.М. обратилась в суд с заявлением о признании незаконным отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации, указав, что она является собственником жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>. Данный жилой дом перешел к заявителю на основании свидетельства о праве на наследство от 21.02.2011 года N81-2005.
Она обращалась в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о государственной регистрации права собственности на указанный земельный участок в установленном законом порядке с предоставлением необходимых документов, а именно кадастрового паспорта земельного участка, свидетельства о праве на наследство по закону от 09.10.1998 года № 738 1998 года, свидетельства о праве на наследство по закону от 21.02.2011 года № 81-2005 года.
29.07.2011 года письмом № Управлением Росреестра по Самарской области ей было отказано в государственной регистрации права собственности на земельный участок в связи с непредставлением документа, подтверждающего представление земельного участка одному из предшествующих владельцев дома.
Не согласившись с отказом в государственной регистрации, Келина Г.М. просила признать незаконным отказ Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области № от 29.07.2011 года в государственной регистрации права собственности на земельный участок; обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области осуществить государственную регистрацию права собственности заявителя на земельный участок общей площадью 592,1 кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, кадастровый номер №, и выдать свидетельство о государственной регистрации права собственности в установленный законом срок.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе представитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по <адрес> ставит вопрос об отмене решения суда как незаконного.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда подлежит отмене в связи с несоответствием выводов суда первой инстанции, изложенных в решении обстоятельствам дела и неправильным применением норм права.
В соответствии с п.1 ст. 196 ГПК РФ, при принятии решения суд оценивает доказательства, определяет, какие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения дела, установлены и какие обстоятельства не установлены, каковы правоотношения сторон, какой закон должен быть применен по данному делу и подлежит ли иск удовлетворению.
Как следует из материалов дела, 27.05.2011г. Келина Г.М. обратилась в Управление с заявлением о государственной регистрации права собственности на земельный участок (заявление №), расположенный по адресу: <адрес>.
В качестве правоустанавливающего документа заявителем на государственную регистрацию прав представлено свидетельство о праве на наследство по закону от 21.02.2011г., удостоверенное нотариусом ФИО1, зарегистрированное в реестре за №1-330, согласно которому заявитель, являясь наследником ФИО4, наследует жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Заявителем на государственную регистрацию так же представлено свидетельство о праве на наследство по закону от 19.10.1998г., согласно которому ФИО4, являясь наследником ФИО3, наследует жилой дом, расположенный по указанному адресу. В данном свидетельстве указано, что на основании ст. 37 ЗК РФ право собственности на землю переходит наследнику - ФИО4
29.07.2011г. заявителю отказано в совершении указанных регистрационных действий на основании абз. 10 п. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее -Закон о регистрации).
Удовлетворяя требования Келиной Г.М., суд исходил из того, что Келина Г.М. является собственником жилого дома. Данный жилой дом перешел к заявителю в порядке наследования на основании свидетельства о праве на наследство от 21.02.2011 года N81-2005. При этом наследодатель - ФИО4 являлась законным владельцем земельного участка общей площадью 592.1 кв. м, кадастровый номер №, занимаемым индивидуальным жилым домом, расположенным по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельством о праве на наследство по закону от 09.10.1998 года № 38/1998, представленным в материалы дела. Указанный земельный участок принадлежал наследодателю в силу ст. 37 ЗК РФ
Согласно ст. 37 ЗК РСФСР, действовавшего на день выдачи свидетельства о праве на наследство по закону от 19.10.1998г. (Земельный Кодекс РФ не действовал, т.к. он вступил в силу с 25.10.2001г.), при переходе права собственности на строение, сооружение или при передаче их другим предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам вместе с этими объектами переходит и право использования земельными участками. При этом им выдается новый документ, удостоверяющий право на землю.
Вместе с тем, судом не учтено, что в представленном заявителем свидетельстве о праве на наследство по закону от 19.10.1998г. нет указания на документы, подтверждающие возникновения у наследодателя права собственности на земельный участок, а соответственно отсутствуют основания полагать переход права. В связи с чем, вывод суда о возникновении у ФИО2 права собственности на данный земельный участок сделан без достаточных на то оснований.
Согласно п. 1 ст. 25.2. Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на земельный участок, предоставленный до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного или индивидуального жилищного строительства на праве собственности, пожизненного наследуемого владения или постоянного (бессрочного) пользования либо если в акте, свидетельстве или другом документе, устанавливающих или удостоверяющих право гражданина на данный земельный участок, не указано право, на котором предоставлен такой земельный участок, или невозможно определить вид этого права, осуществляется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В силу п. 2 ст. 25.2 названного закона основанием для государственной регистрации права собственности гражданина на указанный в п. 1 настоящей статьи земельный участок является следующий документ: акт о предоставлении такому гражданину данного земельного участка, изданный органом государственной власти или органом местного самоуправления в пределах его компетенции и в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
акт (свидетельство) о праве такого гражданина на данный земельный участок, выданный уполномоченным органом государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания такого акта на момент его издания;
выдаваемая органом местного самоуправления выписка из похозяйственной книги о наличии у такого гражданина права на данный земельный участок (в случае, если этот земельный участок предоставлен для ведения личного подсобного хозяйства); иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право такого гражданина на данный земельный участок.
В соответствии с п. 7 ст. 25.2 Закона о регистрации государственная регистрация права собственности гражданина на указанный в п. 1 ст. 25.2 Закона о регистрации земельный участок в случае, если к такому гражданину перешло в порядке наследования или по иным основаниям право собственности на расположенное на данном земельном участке здание (строение) или сооружение, осуществляется по правилам настоящей статьи. При этом вместо документа, устанавливающего или удостоверяющего право такого гражданина на данный земельный участок, в качестве основания осуществления государственной регистрации права собственности такого гражданина на данный земельный участок могут быть представлены следующие документы: свидетельство о праве на наследство либо иной документ, устанавливающий или удостоверяющий право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение;
один из документов, предусмотренных п. 2 ст. 25.2 Закона о регистрации и устанавливающих или удостоверяющих право гражданина - любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представление предусмотренного абзацем вторым настоящего пункта документа не требуется в случае, если право собственности такого гражданина на указанное здание (строение) или сооружение зарегистрировано в установленном Законом о регистрации.
Между тем, государственному регистратору не представлены документы, устанавливающие или удостоверяющих право любого прежнего собственника указанного здания (строения) или сооружения на данный земельный участок.
Представленное заявителем свидетельство о праве на наследство по закону от 19.10.1998г. не подтверждает наличие у ФИО4 права собственности на земельный участок. Иные документы, удостоверяющие ее право или право ФИО3 на данный земельный участок, также не представлялись государственному регистратору.
Таким образом, государственный регистратор обоснованно отказал заявителю в государственной регистрации права собственности на земельный участок. Права заявителя не нарушены.
В силу п. 4 ст. 258 ГПК РФ суд отказывает в удовлетворении заявления, если установит, что оспариваемое решение или действие принято либо совершено в соответствии с законом в пределах полномочий органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего и права либо свободы гражданина не были нарушены.
При таких обстоятельствах решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене.
Поскольку по делу установлены обстоятельства, имеющие значение для дела, судебная коллегия полагает возможным постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Келиной Г.М.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 361, 362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Самарского районного суда г. Самары от 31 октября 2011 года отменить.
Постановить по делу новое решение, которым требования Келиной Г.М. о признании незаконным отказа Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области в государственной регистрации права собственности на земельный участок оставить без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: