Судья Сафонова Л.А. дело 33-13468
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
21 декабря 2011г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе
Председательствующего: Желтышевой А.И.
Судей: Пинчук С.В., Марушко Л.А.
При секретаре: Мучкаевой Н.П.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Сажневой В.А. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 26.10.2011г. (с учетом определения Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 15.11.2011г. об устранении описки), которым постановлено:
«Отказать Сажневой В.А. в удовлетворении заявления о признании незаконным Распоряжения заместителя Мэра г.о.Тольятти № от 07.06.2011 года в части отказа в постановке её на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий и обязании Мэрии г.о. Тольятти поставить ее на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Желтышевой А.И., объяснения представителя Сажневой В.А. – Ефремовой Н.И. в поддержание кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Мэрии г.о.Тольятти – Емелина В.И., судебная коллегия
У с т а н о в и л а:
Сажнева В.А. обратилась в суд с заявлением об оспаривании решения органа местного самоуправления.
В обоснование своих требований указала, является ветераном участником Великой Отечественной войны. С 23 июля 1977 года до весны 2011 года она проживала <адрес>, что подтверждается записью в домовой книге. Дом, в котором она проживала, был построен в 1951 году и требовал постоянного ремонта и ухода, условия проживания в нем являлись неблагоприятными, из удобств была только холодная вода. В настоящее время она является инвалидом второй группы, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК от 07.04.1992г. В связи с почтенным возрастом (в настоящее время 90 лет), ухудшением состояния здоровья, она не могла проживать в неблагоустроенном доме самостоятельно, так как нуждалась в постоянном уходе и помощи других лиц. Последние пять лет на осеннее-зимний период переезжала жить к своей дочери Кулинич В.В.в г.Тольятти.
09.03.2011г. Сажнева В.А продала земельный участок с расположенным на нем жилым домом <адрес> за 600.000 руб. и переехала на постоянное место жительства в г. Тольятти, зарегистрировалась в квартире своей дочери.
24.05.2011г. она обратилась в Мэрию г.о. Тольятти с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях. Однако, Распоряжением заместителя Мэра от 07.06.2011г. ей было отказано по причине намеренного ухудшения жилищных условий, так как в марте 2011 года продала вышеназванные дом и земельный участок.
Данное распоряжение Мэрии г.о.Тольятти считает незаконным и необоснованным. В настоящее время другого жилья не имеет, право приватизации не использовала, что подтверждается Справкой МП «Инвентаризатор» от 12.05.2011г. Таким образом, она нуждается в улучшении жилищных условий.
Сажнева В.А. просила суд признать отказ Мэрии г.о. Тольятти от 07.06.2011г. в постановке Сажневой В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным, обязать Мэрию г.о. Тольятти поставить Сажневу В.А. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Судом постановлено выше указанное решение.
В кассационной жалобе Сажнева В.А. просит данное решение отменить, считая его неправильным.
Проверив материалы дела, доводы кассационной жалобы судебная коллегия не находит оснований для отмены решение суда
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований или возражений, если иное не установлено федеральным законом.
В соответствии со ст.362 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в кассационном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или процессуального права.
По общему правилу граждане и организации в силу ст.ст. 3 ГПК РФ, вправе обращаться в суд за защитой своих прав, свобод и охраняемых законом интересов.
Согласно п.1 ст.254 ГПК РФ, гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу ст.255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что Сажнева В.А. является ветераном участником Великой Отечественной войны с 28.12.1943г. по 20.09.1945г,, служила рядовым-путейцем, в действующей армии в период с 20.03.1944г. по 11.05.1945г., кроме того, является инвалидом второй группы.
С 23 июля 1977 года до марта 2011 года она проживала <адрес>.
09.03.2011г. Сажнева В.А продала земельный участок с вышеуказанным домом за 600.000 руб.
С 27.04.2011г. Сажнева В.А. зарегистрирована и проживает в квартире <адрес> общей площадью 40,8 кв.м., жилой площадью 25,7 кв.м., где также проживают ее дочь К. внучка А. правнучка Г.
Квартира имеет два финансовых счета, так же в данной квартире на общей площади 19,8 кв.м. и жилой площадью 12,5 кв.м. проживает семья второй внучки заявителя П. и ее правнук Е. Оплата производится отдельно, задолженности не имеется. Все вышеуказанные лица, кроме Сажневой В.А., являются собственниками жилого помещения.
24.05.2011г. Сажнева В.А. обратилась в Мэрию г.о.Тольятти с заявлением о принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, поскольку другого жилья не имеет, право приватизации не использовала.
Распоряжением заместителя Мэра г.о.Тольятти № от 07.06.2011г. Сажневой В.А. было отказано в принятии на учет нуждающихся в жилых помещений на основании п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, в связи с неистечением срока, предусмотренного ст.53 ЖК РФ, а именно совершением в марте 2011 года действий, повлекших ухудшение жилищных условий.
Согласно п.2 ч.1 ст.51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, признаются являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственника жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.
На основании п.1 ст.3 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», нуждающимися в жилых помещениях признаются граждане, в том числе обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, определенной статьей 4 названного закона.
Учетная норма площади жилого помещения для категорий граждан, указанны пунктах 2, 2.1, 1.2 и 3 части 2 статьи 2 настоящего Закона, устанавливается местными администрациями муниципальных образований Самарской области. Для ветеранов ВОВ она не может быть ниже 1/4 квадратных метров общей площади жилого помещения одного гражданина (ст.4 Закона Самарской области от 11.07.2006 № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих территории Самарской области»).
Судом установлено, что Сажнева В.А., как член семьи собственника жилого помещения, обеспечена общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения - 14 кв.м.
В силу ст.52 ЖК РФ, принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Порядок ведения органом местного самоуправления учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях устанавливается законом соответствующего субъекта Российской Федерации.
Согласно п.2.1 Порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан, утвержденным Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями отдельных категорий граждан», формирование списков граждан нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органами местного самоуправления по месту жительства.
Указ Президента Российской Федерации от 07.05.2008 года № 714 «Об обеспечении жильем ветеранов Великой Отечественной войны 1941-1945 годов» гласит: «Считать необходимым завершить обеспечение жильем нуждающихся в улучшении жилищных условий ветеранов Великой Отечественной войны, членов семей погибших (умерших) инвалидов и участников Великой Отечественной войны, имеющих право на соответствующую социальную поддержку согласно Федеральному закону от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах"».
В соответствии с ч. 1 статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» Российская Федерация передает органам государственной власти субъектов Российской Федерации полномочия по обеспечению жильем, в соответствии со статьями 14, 15, 17- 19и21 настоящего Федерального закона категорий граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Объем средств, предусмотренный в Федеральном фонде компенсаций бюджетам субъектов Российской Федерации, определяется: по обеспечению жильем исходя из числа лиц, имеющих право на указанные меры социальной поддержки (п.п. 2 п. 3 ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах»).
Форма предоставления указанных мер социальной поддержки и определение порядка предоставления жилых помещений (по договору социального найма либо в собственность), а также единовременной денежной выплаты на строительство или приобретение жилого помещения указанным в подпункте 2 пункта 3 статьи 23.2 Закона РФ «О ветеранах» гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, устанавливается законодательством субъектов Российской Федерации (п.6, п.П ст. 23.2 Закона РФ «О ветеранах»).
Статьями 14 и 15 Закона РФ «О ветеранах» предусмотрены меры социальной поддержки инвалидов и участников Великой Отечественной войны в виде обеспечения за счет средств федерального бюджета жильем инвалидов и участников ВОВ, нуждающихся в улучшении жилищных условий, в соответствии с жилищным законодательством РФ, независимо от их имущественного положения (п.п. 4 п. 1 ст. 14; п.п. 3 п.1 ст. 15 Закона РФ «О ветеранах»).
Давая оценку приведенным выше нормам права, суд пришел к правильному выводу о том, что обеспечение жильем инвалидов и участников ВОВ производится при условии нуждаемости в улучшении жилищных условий по законам субъектов РФ.
В Самарской области обеспечение жилыми помещениями инвалидов и участников Великой Отечественной войны осуществляется на основании Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Принятие или отказ в принятии на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий данной категории граждан осуществляется по основаниям, предусмотренным Жилищным кодексом РФ и вышеуказанным Законом Самарской области.
Согласно ст.53 ЖК РФ, п.2 ст.3 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», установлено, что граждане, которые произвели действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения действий, приведших к ухудшению жилищных условий.
В случае, если не истек предусмотренный ст.53 ЖК РФ срок, то допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (п.п.3 п.1 ст.54 ЖК РФ).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Сажнева В.А. продала принадлежащий ей на праве собственности земельный участок 859 кв.м. и расположенный на нем жилой дом общей площадью 40,1 кв.м. <адрес>, за 600.000 руб.
Указанный жилой дом не был признан в установленном законом порядке непригодным к проживанию, более того, полученная за его продажу денежная сумма свидетельствует о том, что дом был пригоден для проживания. На дом составлен кадастровый паспорт.
Каким образом Сажнина В.А. распорядилась полученной от продажи дома и земельного участка суммой в размере 600.000 руб., представитель заявителя пояснить не могла.
Принимая во внимание, что жилой дом был продан 09.03.2011г., Сажнева В.А. была прописана в квартире дочери 27.04.2011г., обратилась с заявлением в Мэрию г.Тольятти о постановке на учет 24.05.2011г., то есть, практически сразу в течение двух месяцев с момента продажи жилого дома, суд пришел к правильному выводу о том. что все вышеуказанные действия свидетельствуют о имеющиеся цели воспользоваться льготой по обеспечению жилым помещением.
Доводы заявителя о том, что переезд Сажневой В.А. и регистрация в квартире ее дочери связаны с нуждаемостью заявителя в постороннем уходе в силу ее состояния здоровья, нашли подтверждение в ходе рассмотрения дела.
Сажнева В.А. является инвалидом второй группы, что подтверждается выпиской из акта освидетельствования во ВТЭК от 07.04.1992г., выпиской из истории болезни.
Однако, судом установлено, что Сажнева В.А. получает гарантированную государством компенсацию лицу (А. - внучке), занятому уходом (к трудовой пенсии) в размере 1.200 руб., что подтверждается справкой УПФ РФ.
Кроме того, представитель заявителя ссылаясь на необходимость постороннего ухода за Сажневой В.А., на ее невозможность проживать отдельно без посторонней помощи в виду состояния здоровья, просит поставить ее на учет составом семьи 1 человек и предоставить ей отдельное жилье - площадью 35 кв.м., с учетом того, что она является Ветераном ВОВ и инвалидом 2 группы.
В силу п.28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Суд пришел к правильному выводу о том, что Сажнева В.А. произвела действия, приведшие к ухудшению жилищных условий, предусмотренные ст.53 п.3 ч.1 ст.54 ЖК РФ, п.2 ст.3 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года N 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области».
Данное основание было указанной Мэрией г.о.Тольятти при отказе в принятии ее на учет нуждающихся в жилых помещениях, является законным и обоснованным.
В силу п.24 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 года N 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий органов госвласти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», принимая во внимание положения статьи 256 ГПК РФ, необходимо по каждому делу выяснять, соблюдены ли сроки обращения заявителя в суд.
3-х месячный срок обращения в суд с заявлением, предусмотренный ст.256 ГПК РФ, не пропущен. Распоряжение заместителя мэра городского округа Тольятти №5550р/4 «О рассмотрении жилищных вопросов» вынесено от 07.06.2011г., Сажнева В.А. обратилась с заявлением в суд 04.08.2011 года.
На основании изложенного, решение суда является законным и обоснованным.
Доводы кассационной жалобы проверены и отвергаются судебной коллегией, поскольку их необоснованность заложена в оспариваемом решении, что лишает судебную коллегию необходимости их повторного изложения.
Заявителем жалобы не представлено надлежащих и бесспорных доказательств в обоснование своей позиции, доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли на обоснованность и законность судебного акта, либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом кассационной инстанции несостоятельными, они не могут служить основанием для отмены постановленного судебного решения.
Нарушений норм материального или процессуального права, которые бы привели или могли привести к неправильному разрешению дела, судом не допущено.
Руководствуясь ст. 360 – 362 ГПК РФ, судебная коллегия
О п р е д е л и л а :
Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 26.10.2011г. (с учетом определения Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 15.11.2011г. об устранении описки) оставить без изменений, а кассационную жалобу Сажневой В.А. – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи