Судья: Жемчугова Л.М. гр.дело № 33-13121
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
14 декабря 2011 г. судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Шуликиной С.М.
судей Пискуновой М.В., Елистратовой Е.В.
при секретаре Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, которым постановлено:
«Признать бездействие должностных лиц мэрии городского округа Тольятти в обеспечении мер пожарной безопасности в МОУ СОШ № городского округа Тольятти незаконным.
Обязать мэрию городского округа Тольятти и МОУ СОШ № городского округа Тольятти в пределах своей компетенции (своих полномочий), установленной законом, устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № городского округа Тольятти, а именно:
- обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны путем заключения договора с предприятием связи о выделении отельной телефонной линии;
- произвести работы по демонтажу и снятию горючих материалов со стен тамбура эвакуационного выхода из спортзала.
- Обязаться администрацию МОУ СОШ № после получения денежных средств заключить договора (контракты) со сторонними организациями по устранению нарушений.
- В удовлетворении остальной части исковых требований - отказать».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пискуновой М.В., заключение прокурора Тихоновой Ю.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, а кассационную жалобу без удовлетворения, исследовав материалы дела, проверив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Автозаводского района г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти, МОУ СОШ № г.о. Тольятти о признании бездействия должностных лиц незаконным и обязании устранить выявленные нарушения, указав, что прокуратурой Автозаводского района г. Тольятти была проведена проверка соблюдения требований пожарной безопасности в МОУ СОШ №. В ходе проверки было установлено, что в МОУ СОШ № имеются нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание по устранению нарушений, согласно которому, выявлено 11 нарушений. Ссылаясь на то, что до настоящего времени нарушения правил пожарной безопасности не устранены, истец с учетом уточнения требований, просил суд признать бездействие должностных лиц мэрии городского округа Тольятти в обеспечении финансирования на устранение нарушений требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № г.о. Тольятти незаконным, а также обязать мэрию городского округа Тольятти МОУ СОШ № городского округа Тольятти осуществить финансирование работ в МОУ СОШ № г.о. Тольятти по обеспечению требований пожарной безопасности, а именно: обеспечению прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны путем заключения договора с предприятием связи о выделении отельной телефонной линии; произведении работ по демонтажу и снятию горючих материалов со стен тамбура эвакуационного выхода из спортзала; выполнению зазора шириной не менее 75 мм между поручнями ограждений лестничных маршей путем смещения ограждения, используя газоэлектросварочный аппарат; производству расширения дверных проемов эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу из помещений кухни, в свету более 0,8 метра, а также обязать администрацию МОУ СОШ № после получения денежных средств заключить договора (контракты) со сторонними организациями по устранению нарушений.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить, считает его неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает решение по существу правильным и не находит оснований к его отмене.
Согласно ч.1 ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Установлено, что прокуратурой Автозаводского района г.о. Тольятти была проведена проверка соблюдений требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № г.о. Тольятти, расположенном по адресу: <адрес>, в целях создания безопасных условий воспитания, обучения, ухода, присмотра оздоровления учащихся и работающего персонала.
Из материалов дела следует, что в ходе проверки установлено, что МОУ СОШ № г.о. Тольятти были выявлены нарушения правил пожарной безопасности, в связи с чем ОГПН г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выдано предписание № по устранению нарушений требований пожарной безопасности (л.д.9-14).
Как следует, из вышеуказанного предписания, в МОУ СОШ № г.о. Тольятти было выявлено 11 нарушений, срок устранения которых был установлен до ДД.ММ.ГГГГ
Согласно акта проверки ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский от ДД.ММ.ГГГГ, в образовательном учреждении выявлено нарушения из ранее выданного предписания, а именно: - здание школы не обеспечено прямой телефонной связью с ближайшим подразделением пожарной охраны, в нарушение п. 39 ППБ 01-03; - пути эвакуации в здании облицованы и окрашены горючим материалом, полы рекреаций выполнены из паркета и покрашены лаком, в нарушение п. 53 ППБ 01-03; - зазор между маршами лестниц и между поручнями ограждений лестничных маршей внутренних лестничных клеток 1-го типа в здании школы шириной в свету менее 75 мм (по факту 40-45 мм) нарушение п.З ППБ-01-03, п.8.9. СНиП 21-01-97*; - при эвакуации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектного решения и требований нормативных документов по пожарной безопасности, установленных требованием п. 1.ДД.ММ.ГГГГ СНиП ДД.ММ.ГГГГ* - дверной проем эвакуационного выхода ведущего непосредственно в тамбур помещений актового зала в свету менее 1,2 м (по факту 88 см.) нарушение п.3,51 ППБ 01-03, п.6.16 СНиП 21-01-97*; при эксплуатации эвакуационных путем и выходов не обеспечено соблюдение проектного решения и требований нормативных документов по пожарной безопасности установленных требованием п. 1.1. 6. 16 СНиП 21-01-97* -дверной проем эвакуационного выхода, ведущего наружу из помещения тамбура актового зала в свету менее 1,2 м (по факту 88 см). Нарушение п.3.51 ППБ 01.03, п.6.16 СНиП 21-01-97*; - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектного решения и требований нормативных документов по пожарной безопасности, установленных требованием п. 1.1, 6.16 СНиП 21-01-97* - дверной проем эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу из помещения спортзала в свету менее 1,2 м (по факту 89 см.) Нарушение п.3.51 ППБ 01.03, п.6.16 СНиП 21-01-97*; - при эксплуатации эвакуационных путей и выходов не обеспечено соблюдение проектного решения и требований нормативных документов по пожарной безопасности, установленных требованием п. 1.1, 6.16 СНиП 21-01-97* - дверной проем эвакуационного выхода, ведущего непосредственно наружу из помещения кухни в свету менее 0,8 м (по факту 72 см.) Нарушение п.3.51 ППБ 01.03, п.6.16 СНиП 21-01-97*.
Согласно ст. 38 Федерального Закона РФ «О противопожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании» образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся воспитанников.
Установлено, что в настоящее время значительную часть указанных нарушений требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № г.о. Тольятти устранены, что подтверждается материалами дела, что не оспаривалось сторонами по делу.
Вместе с тем, до настоящего времени не заключен договор об обеспечении прямой телефонной связи с ближайшим подразделением пожарной охраны путем заключения договора с предприятием связи о выделении отдельной телефонной линии, а также в нарушении п.3.51 ППБ 01.03, п.6.16 СНиП 21-01-97 * не произведены работы по демонтажу и снятию горючих материалов со стен тамбура эвакуационного выхода из спортзала.
Таким образом, принимая во внимание вышеизложенное, суд пришел к правильному выводу, что система противопожарной защиты здания МОУ СОШ № не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности, как для самого здания, так и для детей посещающих данную школу.
Судом установлено, что финансирование МОУ СОШ № осуществляется мэрией г.о. Тольятти.
Согласно ст. 31 Закона РФ «Об образовании» к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий.
Статья 19 ФЗ «О пожарной безопасности» относит к полномочиям органов местного самоуправления в области пожарной безопасности обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселений.
В силу ст. 132 Конституции РФ органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
Таким образом, суд пришел к правильному выводу, что без привлечения дополнительных средств МОУ СОШ № самостоятельно не имеет возможности устранить выявленные нарушения требований пожарной безопасности из-за отсутствия денежных средств на противопожарные мероприятия, а финансирование мэрии г.о. Тольятти на устранение указанных нарушений пожарной безопасности осуществляется недостаточно.
Оценивая предоставленные доказательства в совокупности, суд обоснованно признал бездействие должностных лиц мэрии городского округа Тольятти в обеспечении мер пожарной безопасности в МОУ СОШ № городского округа Тольятти незаконным, обязав мэрию г.о. Тольятти и МОУ СОШ № г.о. Тольятти в пределах своей компетенции (своих полномочий), установленной законом, устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности в МОУ СОШ № городского округа Тольятти, а именно: обеспечить прямую телефонную связь с ближайшим подразделением пожарной охраны путем заключения договора с предприятием связи о выделении отельной телефонной линии; произвести работы по демонтажу и снятию горючих материалов со стен тамбура эвакуационного выхода из спортзала. При этом, обязав администрацию МОУ СОШ № после получения денежных средств заключить договора (контракты) со сторонними организациями по устранению нарушений.
Доводы кассационной жалобы о том, что возложение обязанности по устранению нарушений на орган местного самоуправления противоречит нормам ст. 120 ГК РФ, не могут являться основанием для отмены судебного постановления, поскольку основаны на неправильном толковании норм права.
Доводы кассационной жалобы о незаконности и необоснованности принятого судебного решения не доказаны кассатором, поскольку все обстоятельства были с достаточной полнотой исследованы в судебном заседании, суд дал надлежащую оценку доказательствам и постановил законное решение.
Судебная коллегия считает, что судебное решение принято при правильном применении норм материального и процессуального права, в связи с чем, у суда кассационной инстанции отсутствуют, предусмотренные ст. 362 ГПК РФ, основания для отмены принятого по делу судебного решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Автозаводского районного суда г. Тольятти Самарской области от 17 октября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: