О признании отказа администрации в заключении договора аренды земельных участков незаконным и о понуждении к заключению договора аренды земельного участка



Судья: Никонова Л.Ф. гр.д. № 33-13228

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

«19» декабря 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего: Книстяпиной Н.А.

судей: Елистратовой Е.В., Желтышевой Е.В.

при секретаре: Кузьмине М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе администрации г.о. Жигулевск Самарской области и по кассационной жалобе Богдановой В.В. на решение Жигулевского городского суда Самарской области от 26 октября 2011 г., которым постановлено:

«Исковые требования Прожериной Г.И. удовлетворить.

Обязать администрацию г.о. Жигулевск заключить с Прожериной Г.И. договор аренды в отношении составного земельного участка площадью 497, 6 кв.м., предоставленного Прожериной Г.И. в аренду распоряжением мэра г. Жигулевска от 24 июня 2002 года ».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Книстяпиной Н.А., объяснения представителя администрации г.о. Жигулевск Самарской области – Баландиной Ю.Г., действующей на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, и Богдановой В.В., в поддержание доводов кассационных жалоб, возражения на жалобы Прожериной Г.И. и ее представителя – Зумбадзе Р.А., действующего на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Прожерина Г.И. обратилась в суд с иском к администрации г.о. Жигулевск о признании отказа в заключении договора аренды земельных участков незаконным, понуждении к заключению договора аренды, указав, что она является собственником квартиры <адрес>. Данный жилой дом является одноэтажным зданием, состоящим из пяти квартир, каждая из которых имеет отдельный выход на прилегающий к дому земельный участок.

Земельный участок при доме имеет ограждение с момента заселения дома и используется владельцами квартир, в том числе, под огороды. С момента заселения дома (с 1948 г.) ее семья использовала под огород спорный участок, расположенный с задней части их дома, через дорогу. В 2002 г. она обратилась к ответчику с заявлением о предоставлении ей в аренду фактически используемого земельного участка, состоящего из 4-х составных частей: участка под огородом (по замерам, выполненным МУП «Кадастровое бюро» в 2001 г., площадь участка составляла 229,1 кв.м.), участок под гаражом, возведенным на месте ранее имевшегося при доме дровяного сарая (площадью 41,6 кв.м.), участок над погребом (площадью 50,1 кв.м.), участок под квартирой и при входе в квартиру (площадью 176, 8 кв.м.).

Распоряжением мэра г. Жигулевска от ДД.ММ.ГГГГ составной земельный участок общей площадью 497,6 кв.м. предоставлен ей в аренду сроком на 49 лет. Однако, договор аренды с ней администрацией г.о. Жигулевск заключен только на участок при квартире площадью 176,8 кв.м. В заключении договор аренда других трех участков ей ответчиком отказано.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, а также на то, что отказ ответчика от заключения договоров аренды нарушает её права, Прожерина Г.И. (с учетом уточненных требований) просила признать незаконным отказ администрации г.о. Жигулевск в заключении с ней договоров аренды в отношении земельных участков площадью 50 кв.м., 39 кв.м. и 153 кв.м., расположенных по адресу: <адрес>, возложить на ответчика обязанность заключить с ней договор аренды составного земельного участка, предоставленного ей в арендное пользование на 49 лет распоряжением мэра г.о. Жигулевск от 24.06.02 г., а также заключить договор аренды земельного участка площадью 176 кв.м., расположенного по указанному выше адресу.

Определением Жигулевского городского суда Самарской области от 13.10.11 г. к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Богданова В.В.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационных жалобах администрация г.о. Жигулевск Самарской области и Богданова В.В. просят решение суда отменить, считают его неправильным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

Согласно ст.11.1 ЗК РФ, земельным участком является часть земной поверхности, границы которой определены в соответствии с федеральными законами.

По смыслу положений Земельного кодекса Российской Федерации и Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», земельный участок считается сформированным, если в его отношении проведен государственный кадастровый учет.

В соответствии с п.1 ст.11.3 ЗК РФ, образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьей 29 настоящего Кодекса.

В соответствии со ст.6 ЗК РФ, (в редакции от 25.10.01 г., действовавшей по состоянию на 2002 г.), объектами земельных отношений признавались земельные участки и части земельных участков, а также было определено, что делимым является земельный участок, который может быть разделен на части, каждая из которых после раздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использование которого может осуществляться без перевода его в состав земель иной категории, за исключением случаев, установленных федеральными законами.

Согласно ст.34 ЗК РФ, граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.

В силу ст.29 ЗК РФ, предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции в соответствии со статьями 9, 10 и 11 настоящего Кодекса.

Исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка в собственность за плату или бесплатно либо о передаче в аренду земельного участка заявителю, указанному в пункте 4 настоящей статьи, и направляет ему копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.

Договор купли-продажи или аренды земельного участка заключается в недельный срок со дня принятия указанного в пункте 5 настоящей статьи решения.

Согласно ч.3 ст.36 ЗК РФ, в случае, если здание (помещения в нем), находящееся на неделимом земельном участке, принадлежит нескольким лицам на праве собственности, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание.

Правилами присвоения кадастровых номеров земельным участкам (п. 5), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 6 сентября 2000 г. N 660, впервые предусматривалась возможность по заявлению правообладателя учитывать несколько обособленных земельных участков, представляющих собой единое землепользование, в качестве одного объекта недвижимого имущества с присвоением одного кадастрового номера.

Установлено, что истица, на основании договора на передачу и продажу квартир (домов) в собственность граждан от ДД.ММ.ГГГГ является собственницей квартиры <адрес>.

Из материалов дела следует, что 16.06.11 г. истица обратилась к ответчику с заявлением о заключении договора аренды в отношении земельного участка, состоящего из четырех частей, расположенного по адресу: <адрес>, указав, что в 2009 г. она предоставляла схему участка в отдел архитектуры и градостроительства администрации г.о. Жигулевск.

01.07.11 г. первый заместитель мэра г.о. Жигулевск письмом на обращение истицы сообщил, что администрация г.о. Жигулевск не вправе предоставить ей земельный участок ввиду не предоставления документов, необходимых для разрешения вопроса.

Между тем, указанный вывод ответчика нельзя признать правильным.

Из материалов дела следует, что распоряжением мэра г. Жигулевска от 24.06.02 г. истице, в соответствии с п.2 ст.22 и п.1 ст.36 ЗК РФ, предоставлен для индивидуальной жилой застройки из жилой зоны застроенных земель поселений в аренду сроком на 49 лет составной земельный участок общей площадью 497, 6 кв.м., состоящий из земельных участков 176, 8 кв.м. с правом выкупа; 50,1 кв.м., 41, 56 кв.м., 229,1 кв.м. – без права выкупа, при квартире <адрес>.

11.07.02 г. между муниципальным образованием г. Жигулевск и Прожериной Г.И., на основании распоряжения мэра г. Жигулевска от 24.06.02 г., заключен договор аренды на срок – 49 лет в отношении земельного участка площадью 176,8 кв.м., расположенного по адресу: <адрес>, с кадастровым .

Приложением № 1 к данному договору аренды являлся план земельного участка, состоящего из 4-х частей площадью 176,8 кв.м., 50,01 кв.м., 41,6 кв.м., 229,1 кв.м., составленный 21.12.01 г. МУП «Кадастровое бюро» и утвержденный председателем Комитета по земельным ресурсам и землеустройству г. Жигулевска. В плане участка обозначены следующие кадастровые (участок площадью 176,8 кв.м.), (участок площадью 50,01 кв.м.), (участок площадью 41,6 кв.м.), (участок площадью 229,1 кв.м.).

Согласно кадастровому паспорту земельного участка площадью 176,8 кв.м. от 03.10.11 г., указанный в распоряжении мэра кадастровый номер данного земельного участка носил условный характер, в государственный кадастр недвижимости сведения о данном участке внесены под 17.03.09 г. Сведения об остальных участках в государственном кадастре недвижимости отсутствуют, равно как и об общем участке <адрес>.

Согласно ответу отдела департамента архитектуры, градостроительства и земельных отношений администрации г.о. Жигулевска, п.п.1.1 распоряжения мэра г. Жигулевска от ДД.ММ.ГГГГ, в части предоставления истице составного земельного участка общей площадью 497,6 кв.м. при квартире <адрес>, не отменялся.

Согласно сообщению МУП «Кадастровое бюро» от 12.01.11 г., 19.05.09 г., по договору подряда специалистами данного предприятия были осуществлены замеры земельного участка, состоящего из четырех частей, расположенного по адресу: <адрес>. 25.09.09 г. подготовленная схема расположения земельного участка передана на согласование в отдел архитектуры и градостроительства г.о. Жигулевск. 06.11.09 г. начальник отдела градостроительства ФИО1 на схеме указала, что участки – земли общего пользования.

Кроме того, согласно пояснениям специалиста – руководителя отдела по земельным отношениям администрации г.о. Жигулевск – ФИО2, участки под садовыми насаждениями, огородом и гаражом, используемые истицей, в состав участка многоквартирного дома <адрес> не входят, расположены на отдаленной территории. Эта территория представляет из себя площадь, занятую гаражами и огородами, как территория общего пользования она не используется.

Учитывая, что ответчик, выступая на территории г.о. Жигулевск распорядителем земель, право государственной собственности на которые не разграничено, в установленном порядке образовал составной земельный участок и предоставил его в арендное пользование истице, однако, ответчик возложенные на него земельным законодательством обязанности по утверждению и выдаче заявителю схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории не исполнил, суд пришел к правильному выводу о том, что данные действия ответчика явились препятствием к исполнению истицей обязанности по постановке участка на кадастровый учет спорных земельных участков.

Правильно также, с учетом вышеизложенных обстоятельств, суд указал, что действия администрации г.о.Жигулевск, выразившиеся в фактическом отказе в заключении с истицей договора аренды в отношении земельного участка, уже предоставленного на таких условиях в пользование, являются незаконными, а поэтому обоснованно удовлетворил исковые требования Прожериной Г.И.

Доводы кассационной жалобы администрации г.о. Жигулевск о том, что спорный земельный участок не сформирован, в связи с чем, не может быть предоставлен в аренду Прожериной Г.И., не могут быть приняты во внимание, поскольку усматривается, что стороны администрации чинятся препятствия по формированию и постановке на кадастровый учет земельного участка.

Доводы жалобы Богдановой В.В. не могут быть приняты во внимание, поскольку заключение с истицей договора аренды на спорный участок, права и законные интересы Богдановой В.В. не нарушает. Наличие общих границ со спорным земельным участком не образует у смежного землепользователя безусловного права на приобретение такого объекта в собственность, либо в пользование.

При таких обстоятельствах, решение суда является правильным, оснований к его отмене не имеется.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Жигулевского городского суда Самарской области от 26 октября 2011 г. оставить без изменения, а кассационную жалобу администрации г.о. Жигулевск Самарской области и кассационную жалобу Богдановой В.В. – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи: