Судья: Лопутнев В.В. гр.д. № 33-12856/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
08 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего Моргачевой Н.Н.,
Судей Калинниковой О.А., Сорокиной Л.А.,
с участием прокурора Шабановой Ю.Н.,
при секретаре Елютиной И.Е.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 17 октября 2011 года, которым постановлено:
«Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области и МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и в срок до 01.12.2011 года провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия в здании МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» по адресу г.Нефтегорск, ул.Мира, 9:
- из конференц-зала оборудовать второй эвакуационный выход;
- на двери, установленные в складах пищеблока, предоставить сертификаты соответствия по пожарной безопасности;
- двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки оборудовать приспособлениями для самопроизвольного закрывания и уплотнения в притворах;
- проход проводов и кабелей системы АПС и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнить с использованием отрезков труб, короба и т.п.;
- расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка установить не менее 150 мм;
- провода и кабели соединительных линий СОУЭ защитить негорючими материалами;
- прокладку шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произвести на расстоянии не менее 0,1 м от потолка;
- разделить участки прокладки соединительных линий АПС и линии напряжением 220В;
- в помещении установки приемно-контрольных приборов (круглосуточного дежурства персонала) установить аварийное освещение;
- в помещениях (спальня ручеек, бухгалтерии, пищеблоке) расстояние между точечными пожарными извещателями и стеной установить не более 4,5 м;
- точечные дымовые извещатели расположить от вентиляционного отверстия не менее 1 м в помещениях (воспитательная ОСР, фойе, дополнительное образование, коридор девочек);
- запотолочное пространство в коридоре на первом этаже (более 0,4 м) защитить автоматическими установками пожарной сигнализации;
- в подвальном помещении, пищеблоке, помещении процедурной, коридорах 2-го этажа отделения РО установить пожарные извещатели системы АПС;
- шлейфы АПС, расположенные на 2 этаже, привести в работоспособное состояние».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Нестеровой С.В. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, представителя МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» Пахомовой Е.М. (по доверенности), объяснения представителя ОНД Алексеевского ГУ МЧС России по Самарской области Кибатьярова Г.М., заключение прокурора Шабановой Ю.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А :
Нефтегорский межрайонный прокурор Самарской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к Муниципальному учреждению «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» и Министерству имущественных отношений Самарской области об устранении нарушений требований пожарной безопасности.
В обоснование своих требований ссылался на то, что прокуратурой проведена проверка соблюдения Федерального закона «О пожарной безопасности», в ходе которой в МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» выявлен ряд нарушений, перечень которых указан в иске. Полагает, что сложившееся положение создает опасные условия для нахождения в данном учреждении неопределенного круга лиц, ставя под угрозу их жизнь и здоровье, в случае возникновения пожара.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать ответчиков устранить выявленные нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности, путем проведения необходимых организационно-хозяйственных мероприятий, перечень которых был уточнен, в здании МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» по адресу <адрес> в срок до ДД.ММ.ГГГГ
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии со ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
В соответствии с Положением о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденным постановлением Правительства Самарской области № 79 от 20.06.2007 года, оно является органом исполнительной власти, осуществляющим функции уполномоченного органа по управлению имуществом Самарской области, и наделено полномочиями по реализации политики Самарской области в сфере управления и распоряжения собственностью Самарской области.
Согласно ст. 20 указанного выше Закона к нормативным документам пожарной безопасности относятся нормы и правила пожарной безопасности (НПБ и ППБ), в частности НПБ 110-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 315 от 18.06.2003 года, НПБ 104-03, утвержденными приказом МЧС РФ № 323 от 20.06.2003 года, ППБ 01-03, утвержденные приказом МЧС РФ № 313 от 18.06.2003 года.
Согласно п. 1 ППБ 01-03 требования пожарной безопасности обязательны для применения и исполнения органами государственной власти и местного самоуправления, организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, ПБОЮЛ, гражданами. Наряду с настоящими Правилами следует также руководствоваться иными нормативными документами по пожарной безопасности и нормативными документами, содержащими требования пожарной безопасности, утвержденными в установленном порядке (п.3 ППБ 01-03).
В силу п.1 НПБ 110-03 настоящие нормы устанавливают основные требования пожарной безопасности, регламентирующие защиту зданий, сооружений, помещений и оборудования на всех этапах их создания и эксплуатации автоматическими установками пожаротушения и пожарной сигнализации. По смыслу данной нормы ее требования распространяются и на все объекты, связанные с массовым пребыванием людей.
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведенной прокуратурой Нефтегорского района Самарской области совместно с ОГПН ДД.ММ.ГГГГ, в МУ «СРЦ» по адресу <адрес>, выявлены многочисленные нарушения требований пожарной безопасности: в конференц-зале отсутствует второй эвакуационный выход (п.50 ППБ 01-03, п.6.12 СНиП 21-01-97); в столовой двери запасного выхода через кабинет бухгалтерии загромождены мебелью (п.п.2.1.8, 2.1.10 НПБ 101-89); на двери, установленные в складах пищеблока, не предоставлены сертификаты соответствия по пожарной безопасности (п.3 ППБ 01-03, п.5.14 СНиП 21-01-97, п.1.82 СНиП 2.08.02-89); соединения проводов выполнены в виде скруток в подвальном помещении (п.3 ППБ 01-03, ПУЭ п.2.1.21); на материалы (обои, покраска), используемые для отделки стен на путях эвакуации (холл, коридоры) не предоставлены сертификаты соответствия по пожарной безопасности (п. 53 ГГПБ 01-03); двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки не имеют приспособлений для самопроизвольного закрывания и уплотнения в притворах (п.3 ППБ 01-03, п.6.18 СНиП 21-01-97, п.2.1.11 НПБ 101-89); в лестничной клетке № 3 установлена отопительная батарея, выступающая из плоскости стены на высоте до 2,2 м от поверхности проступей и площадки лестницы (п.6.32 СНиП 21-01-97); на лестничной клетке второго этажа на двери установлено простое стекло (п.53 ППБ 01-03); на смонтированные системы АПС и СОУЭ отсутствует проектная и исполнительная документация (п.98 ППБ 01-03); проход проводов и кабелей системы АПС и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнены без отрезков труб, короба и т.п. (ПУЭ раз.2 п.2.1.58); расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка менее 150 мм (п.3 ППБ 01-03, п.З. 17 НПБ 104-03); провода и кабели соединительных линий СОУЭ не защищены негорючими материалами (п.3 ППБ 01-03, п.3.9 НПБ 104-03); прокладку шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведены на расстоянии менее 0,1 м от потолка (А ГОСТ Р 50775-95 п.7.4 РД 78.145-93); имеются участки прокладки соединительных линий АПС совместно с линиями напряжением 220В (п. 12.66 НПБ 88-2001); в помещении установки приемно-контрольных приборов (круглосуточного дежурства персонала) отсутствует аварийное освещение (п.3 ППБ 01-03, п. 12.56 НПБ 88-2001); в помещениях (спальня «Ручеек», бухгалтерии, пищеблоке) расстояние между точечными пожарными извещателями и стеной более 4,5 м (п.3 ППБ 01-03, п. 12.2 НПБ 88-2001); точечные дымовые извещатели расположены от вентиляционного отверстия менее 1 м в помещениях (воспитательная ОСР, фойе, дополнительное образование, коридор девочек) (п.3 ППБ 01-03, п. 12.19 НПБ 88-2001); запотолочное пространство в коридоре на первом этаже (более 0,4 м) не защищено автоматическими установками пожарной сигнализации (п.3 ППБ 01-03, п. 12.20 НПБ 88-2001, п.п.4, 14 НПБ 110-03); в подвальном помещении, пищеблоке, помещении процедурной, коридорах 2-го этажа отделения РО отсутствуют пожарные извещатели системы АПС (п.3 ППБ 01-03, п.п.4, 14 НПБ 110-03); шлейфы АПС, расположенные на 2 этаже, находятся в неработоспособном состоянии (п.98 ППБ 01-03), по результатам которой вынесено предписание № 124/1/23 с установлением срока устранения выявленных нарушений до ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 10-13).
Как установлено судом, по результатам проверки в адрес руководителя Социально-реабилитационного центра внесено предписание об устранении выявленных нарушений, часть нарушений на момент рассмотрения дела была устранена.
До настоящего времени не устранены следующие нарушения требовании пожарной безопасности: отсутствует второй эвакуационный выход из конференц-зала; не имеется сертификатов пожарной безопасности на двери, установленные в складах пищеблока; двери на путях эвакуации, выходы на лестничные клетки не оборудованы приспособлениями для самопроизвольного закрывания, отсутствуют уплотнения в притворах; проход проводов и кабелей системы АПС и СОУЭ через стены, междуэтажные перекрытия выполнен без использования отрезков труб, короба; расстояние от настенных звуковых оповещателей до потолка менее 150 мм; провода и кабели соединительных линий СОУЭ не защищены негорючими материалами; прокладка шлейфов пожарной сигнализации по стенам внутри помещений произведена на расстоянии менее 0,1 м от потолка; не разделены участки прокладки соединительных линий АПС и линии напряжением 220В; в помещении установки приемно-контрольных приборов (круглосуточного дежурства персонала) отсутствует аварийное освещение; в помещениях (спальня ручеек, бухгалтерии, пищеблоке) расстояние между точечными пожарными извещателями и стеной превышает 4,5 м; точечные дымовые извещатели в помещениях (воспитательная ОСР, фойе, дополнительное образование, коридор девочек) расположены от вентиляционного отверстия на расстоянии менее 1 м; запотолочное пространство в коридоре на первом этаже (более 0,4 м) не защищено автоматическими установками пожарной сигнализации; в подвальном помещении, пищеблоке, помещении процедурной, коридорах 2-го этажа отделения РО не установлены пожарные извещатели системы АПС; шлейфы АПС, расположенные на 2 этаже не работают.
Система АПС в учреждении была смонтирована без проекта.
Таким образом, суд правильно указал, что состояние противопожарной безопасности в здании Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, не позволяет гарантировать требуемый уровень безопасности находящихся в здании детей, в том числе с ограниченными возможностями, а также работников учреждения и иных граждан, посещающих учреждение, поскольку в случае возникновении пожара выявленные нарушения будут способствовать распространению пожара по помещениям учебного заведения и затруднят организацию быстрой эвакуации людей, создавая тем самым непосредственную угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц.
Установлено, что здание МУ «СРЦ» является собственностью Самарской области, а Министерство имущественных отношений Самарской области осуществляет функции уполномоченного органа по управлению данным имуществом, то есть функции собственника.
Нежилое помещение со всем инженерным оборудованием и коммуникациями, составляющими его неотъемлемую часть, по адресу <адрес> для осуществления полномочий по социальной помощи семье и детям на основании договора от ДД.ММ.ГГГГ передано Министерством имущественных отношений Самарской области в безвозмездное пользование МУ «СРЦ».
Финансирование Центра осуществляется из областного бюджета. К компетенции министерства имущественных отношений Самарской области относится регулирование в пределах своих полномочий отношений собственности в Центре, в том числе контроль эффективности его использования (разделы 5, 6 Устава учреждения, л.д. 29-40).
С учетом изложенного, суд правильно указал, что выполнение мероприятий по обеспечению пожарной безопасности самим учреждением, не освобождает Министерство имущественных отношений Самарской области, как собственника здания, от обязанности обеспечивать выполнение мер пожарной безопасности.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Нефтегорского межрайонного прокурора Самарской области, обязав Министерство имущественных отношений Самарской области и МУ «Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних муниципального района Нефтегорский» устранить нарушения законодательства по обеспечению требований пожарной безопасности и в срок до ДД.ММ.ГГГГ провести необходимые организационно-хозяйственные мероприятия в здании учреждения.
Доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о том, что оно является ненадлежащим ответчиком по делу, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку ст. 210 ГК РФ обязанность содержания принадлежащего ему имущества возложена на собственника, а ст. 38 ФЗ «О пожарной безопасности» возлагает на собственника имущества ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что в соответствии с Законом Самарской области от 03.04.2002 г. № 15-ГД «О порядке управления и распоряжения собственностью Самарской области» и Положением о Министерстве имущественных отношений Самарской области, утвержденном Правительством Самарской области от 20.06.2007 г. № 79, Министерство осуществляет функции уполномоченного органа лишь по управлению и распоряжению имуществом, являющимся собственностью Самарской области, что предполагает лишь обеспечение передачи имущества в безвозмездное пользование, а также контроль за использованием по назначению и сохранностью имущества Самарской области, не могут быть учтены судебной коллегией.
По смыслу закона выполнение задач по сохранности имущества, предполагает, в том числе и обеспечение проведения организационно-хозяйственных мероприятий, связанных с исполнением требований противопожарной безопасности, поскольку не принятие своевременных и надлежащих мер по устранению нарушений пожарной безопасности в зданиях, принадлежащих Самарской области, может повлечь и причинение ущерба данному имуществу.
Таким образом, каких либо иных полномочий, кроме прямо указанных в законодательстве, решением суда на Министерство имущественных отношений не возложено, в связи с чем оснований полагать, что принятое решение является неисполнимым, не имеется.
Порядок финансирования необходимых организационно-хозяйственных мероприятий не снимает с собственника имущества возложенных на него законом обязанностей.
Ссылки в кассационной жалобе на главу 25 ГК РФ несостоятельны, поскольку в данном случае, прокурор обратился в суд с исковым заявлением, а не с требованиями о признании действий (бездействия) незаконными.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Нефтегорского районного суда Самарской области от 17 октября 2011г. оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи