Об оспаривании решения органа государственной власти



Судья: Доценко И.Н. гр.дело № 33-12898/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

08 декабря 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Моргачевой Н.Н.,

Судей: Акининой О.А., Калинниковой О.А.,

при секретаре Кузьмине М.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Пшенина И.А. в лице представителя Лукьянова А.В. на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 11 октября 2011 года, которым постановлено:

«Заявление Пшенина И.А. оставить без удовлетворения».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Пшенина И.А. – Лукьянова А.В. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Пшенин И.А. обратился в суд с заявлением об оспаривании решения органа государственной власти.

В обоснование требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> площадью 2500,00 кв.м, для использования под садоводство. К заявлению были приложены ответы из Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, в которых сообщалось об отсутствии зарегистрированных прав на испрашиваемый земельный участок, а также об отсутствии сведений о предоставлении ему каких-либо земельных участков на территории г.Самары. Министерством были сделаны необходимые для принятия решения запросы и получены ответы. По сообщению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области испрашиваемый земельный участок к землям лесного фонда и к участкам городских лесов не относится, а также находится вне водоохраной зоны и береговой полосы. По информации Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ не определены; согласно Генеральному плану г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками; все предусмотренные градостроительные регламенты о видах разрешенного использования земельного участка в данной правовой зоне будут определены Правилами застройки и землепользования в г.Самаре после их приведения в соответствие с Генеральным планом г.о.Самара. На основании указанной информации из Департамента строительства и архитектуры, Министерство отказало ему в предоставлении земельного участка и возвратило пакет документов, указав, что использование указанного земельного участка под садоводство не предусмотрено зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством; принятие министерством в настоящее время решения о предоставлении в собственность земельного участка не представляется возможным. Считает, что отказ Министерства в предоставлении земельного участка противоречит действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы. В настоящее время правовой режим для испрашиваемого земельного участка не регламентирован, поскольку документом градостроительного зонирования по-прежнему остаются Правила застройки и землепользования в городе Самаре, утвержденные Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , действие которых распространяется только на территорию города Самары по ранее установленным границам. Полагает, что при рассмотрении его заявления Министерству необходимо было учитывать положения последнего абзаца ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», введенного Законом Самарской области от 06.04.2011 № 24-ГД и устанавливающего, что до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, правил землепользования и застройки земельный участок из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется в случаях, предусмотренных частью 2 статьи 9 Закона, без учета зонирования территории, проводимого в соответствии с градостроительным законодательством. Данное обстоятельство не было учтено Министерством при рассмотрении его заявления и, тем самым, создало незаконное препятствие в получении им земельного участка по основаниям, указанным в ст. 9 Закона Самарской области 11.03.2005 № 94-ГД «О земле».

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Пшенин И.А. просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области, указанный в письме от ДД.ММ.ГГГГ в предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью 2500,00 кв.м., для использования под садоводство и обязать Министерство имущественных отношений Самарской области принять решение о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка, площадью 2500,00 кв.м. для использования под садоводство, расположенного в г.о.Самара по координатам точек: 1: X - «6980,20», У - «6586,90»; 2: X - «-7030,63», У -«6581,43», расстояние - «50,72», дирекционный угол - «186°11&apos;20"»; 5: X - «-7036,85», У -«6628,61», расстояние - «47,58», дирекционный угол - «97°30&apos;50"»; 4: X - «-6983,29», У -«6634,84», расстояние - «53,91», дирекционный угол - «6°38&apos;04"»; 1: X - «-6980,20», У -«6586,90», расстояние - «48,03», дирекционный угол - «273°41&apos;25"».

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Пшенин И.А. в лице представителя Лукьянова А.В. просит решение суда отменить, принять новое решение об удовлетворении его заявления.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.

В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", за исключением случая, предусмотренного частью 3 настоящей статьи, и при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, в том числе для садоводства.

Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о.Самаре» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в г.о.Самара для целей, не связанных со строительством.

Согласно ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.

Из материалов следует, что ДД.ММ.ГГГГ Пшенин И.А. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, площадью 2500,00 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> под садоводство.

Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Министерством имущественных отношений Самарской области в адрес Пшенина И.А. направлено уведомление об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.

В обоснование принятого решения Министерство указало, что Правилами застройки и землепользования в г.Самаре, утвержденными Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ , градостроительные регламенты в пределах рассматриваемой территории не определены. В соответствии с Генеральным планом городского округа Самара, утвержденным решением Думы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ , испрашиваемый земельный участок находится в зоне малоэтажной застройки индивидуальными жилыми домами с приусадебными участками. Все предусмотренные градостроительные регламенты о видах разрешенного использования земельного участка в данной правовой зоне будут определены Правилами застройки и землепользования в г.Самаре после их приведения в соответствие с Генеральным планом г.о.Самара.

Разъяснение Министерства в указанной части основано на информации, поступившей из Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 10.06.2011г., куда были направлены документы в целях утверждения местоположения испрашиваемого заявителем земельного участка на кадастровом плане территории.

Отказывая в предоставлении участка, Министерство также указало, что поскольку использование указанного земельного участка под садоводство не предусмотрено зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством, принятие в настоящее время решения о предоставлении в собственность земельного участка не представляется возможным. Вместе с тем, министерством на основании соответствующего заявления с приложением установленных действующим законодательством документов может быть рассмотрен вопрос о предоставлении рассматриваемого земельного участка в собственность после утверждения в установленном порядке градостроительного регламента соответствующей территориальной зоны (корректировки Правил застройки землепользования в г.Самаре) согласно вышеназванному Генеральному плану г.о.Самара, и в случае подтверждения Департаментом соответствия использования земельного участка под садоводство видам разрешенного использования недвижимости, предусмотренным для данной территориальной зоны...».

Согласно п. 6 ст. 1 Градостроительного Кодекса РФ градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.

Как следует из п. 8 ст.1 Градостроительного Кодекса РФ, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков.

Пунктом 4 статьи 85 ЗК РФ установлено, что земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.

Учитывая изложенное, суд правильно указал, что вывод о соответствии испрашиваемого земельного участка градостроительному зонированию может быть сделан лишь при условии буквального соответствия цели использования, определенной заявлением о его предоставлении, конкретному виду разрешенного использования, определенному градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.

Ведение информационных систем, включающих сведения о принадлежности земельных участков в г.о.Самара к той или иной территориальной зоне, а также о соответствующих видах разрешенного использования земельных участков, отнесено к компетенции Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары.

Согласно п. 2.4 Порядка предоставления земельных участков…, утвержденного постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года, после получения запрашиваемой информации …, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории (далее – схема расположения земельного участка) с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.

При выявлении на основании полученной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.

В соответствии с п. 3.3 Порядка, после получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления г.о. Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».

В двухнедельный срок с момента предоставления заявителем кадастрового паспорта земельного участка, Министерство принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.

Таким образом, принятию Министерством имущественных отношений Самарской области решения о предоставлении земельного участка, в данном случае, должна была предшествовать процедура утверждения Департаментом строительства и архитектуры г.о. Самара схемы расположения участка на кадастровом плане территории.

Однако, схема расположения испрашиваемого Пшениным И.А. земельного участка, Департаментом утверждена не была.

Таким образом, соответствие испрашиваемого заявителем земельного участка под садоводство разрешенным видам использования недвижимости, предусмотренным для данной территориальной зоны, уполномоченным органом не подтверждено.

Действия Департамента заявителем в установленном порядке не оспорены и незаконными не признаны.

Ссылки Пшенина И.А. на положения абз. 3 ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле», устанавливающие возможность предоставления земельных участков без учета зонирования территории до утверждения на территории муниципального образования, в границах которого испрашивается земельный участок, Правил землепользования и застройки, суд правильно не принял во внимание, поскольку испрашиваемый заявителем земельный участок является территорией г.о.Самара, в котором Правила застройки и землепользования Постановлением Самарской городской думы от ДД.ММ.ГГГГ утверждены.

При таких обстоятельствах, суд пришел к правильному выводу о том, что решение Министерства имущественных отношений Самарской области об отказе в предоставлении Пшенину И.А. земельного участка соответствует положениям законодательства, регулирующего правоотношения сторон, в связи с чем обоснованно отказал в удовлетворении заявленных требований.

По доводам кассационной жалобы Пшенина И.А. решение отмене не подлежит, поскольку обстоятельства, изложенные в кассационной жалобе, аналогичны тем, на которые ссылался заявитель в обоснование своей позиции в суде первой инстанции. Данные обстоятельства являлись предметом исследования суда и получили надлежащую правовую оценку.

Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.

Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 11 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Пшенина И.А. в лице представителя Лукьянова А.В. - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи