Судья: Чернышев М.В. Дело № 33-13550/2011
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
22 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Сокол Т.Б.
Судей: Захарова С.В., Сорокиной Л.А.
при секретаре Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства управления финансами Самарской области на решение Ленинского районного суда г. Самары от 03 июня 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Красноглинского района г. Самары удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Куманову А.Р. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. Самары согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сокол Т.Б., заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Красноглинского района г. Самары обратился в суд в интересах Куманова А.Р. с иском к Главе городского округа Самара, Администрации городского округа Самара, Департаменту управления имуществом городского округа Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения.
В обоснование требований указал, что Куманов А.Р. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилого помещения для проживания не имеет, включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договорам социального найма по гор. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации городского округа Самара. Однако до настоящего времени жилое помещение ему не предоставлено, чем нарушаются его права.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просил обязать Главу г.о. Самара, администрацию г.о. Самара и департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить единовременную социальную выплату на приобретение жилья в черте городского округа Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство управления финансами Самарской области просит решение суда изменить, ссылается на его незаконность.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для изменения решения суда.
В соответствии со ст.57 Жилищного кодекса РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 данной статьи случаев.
Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
На основании п. 3 ст. 52 Жилищного кодекса РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
Согласно ст.8 Федерального закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч.1 ст.1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.2005 года № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
Исходя из положений Постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 года № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Согласно ст. ст. 5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Анализируя приведенные выше нормы материального права, суд пришел к правильному выводу о том, что право на внеочередное обеспечение жилым помещением у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, возникает с момента приобретения ими данного статуса, что закреплено в ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ и ст. 8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».
Из материалов дела видно, что Куманов (Зинатуллин) А.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории лиц из числа детей-сирот. Над несовершеннолетним установлена опека, опекуном назначена бабушка. Жилого помещения за Кумановым А.Р. не закреплялось, в настоящее время он проживает в съемной квартире, личного жилья для проживания не имеет.
Распоряжением первого заместителя главы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма, городскому округу Самара на 2011г. В данном списке Куманов А.Р. значится под номером №.
До настоящего времени жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья Куманову А.Р. не предоставлены.
В ходе рассмотрения дела Куманов А.Р. подтвердил свои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
Доводы о том, что при реализации права Куманова А.Р. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.
Суд правомочно возложил обязанность по предоставлению Куманову А.Р. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара за счет средств бюджета Самарской области на Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом городского округа Самара, поскольку ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006г. № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара (в редакции решений Думы г.о. Самара от 06.08.2009г) в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара входят:
а) Дума городского округа Самара - представительный орган городского округа Самара;
б) Глава городского округа Самара - высшее должностное лицо городского округа Самара, избираемое на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах;
в) Администрация городского округа Самара - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара;
г) Департамент управления имуществом городского округа Самара и Департамент строительства и архитектуры городского округа Самара (далее также - иные органы местного самоуправления городского округа Самара).
В соответствии с Уставом г.о. Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.
При таких обстоятельствах, суд обоснованно удовлетворил требования об обязании Главы г.о. Самара, Администрации г.о. Самара, Департамента управления имуществом г.о. Самара предоставить Куманову А.Р. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара согласно действующему законодательству за счет средств бюджета Самарской области.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии обязанности органов местного самоуправления на выделение бюджетных средств несостоятельны по изложенным выше основаниям.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 03 июня 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства управления финансами Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: