О признании незаконным распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти



Судья Попова Е.В. гр. дело № 33–12991/2011

    

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.,

судей Шилова А.Е., Сорокиной Л.А.,

при секретаре Тимагине Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Федосеевой Т.В. – Близнецовой Н.М. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 октября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении исковых требований Федосеевой Т.В. - отказать».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., выслушав объяснения представителя Федосеевой Т.В. – Близнецовой Н.М., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

у с т а н о в и л а:

Федосеева Т.В. обратилась в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о признании незаконным распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ в части отказа в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011 - 2015 г.г.

В обоснование исковых требований Федосеева Т.В. указала, что является собственником 124/629 долей в пятикомнатной неизолированной квартире по адресу: <адрес>, что соответствует жилой комнате площадью 12,4 кв.м.

До ДД.ММ.ГГГГ она проживала в указанной комнате одна. ДД.ММ.ГГГГ у неё родилась дочь.

Она /истица/ является матерью-одиночкой, и на каждого члена её семьи приходится по 6,2 кв.м. жилой площади, что значительно ниже учётной нормы площади жилого помещения на человека. Проживание с ребёнком в данном помещении невозможно, поскольку кроме них в квартире проживают больные туберкулезом, алкоголики и наркоманы.

ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о признании её семьи, состоящей из двух человек, нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 гг. Данное заявление было принято.

В настоящее время действие указанной программы закончилось.

ДД.ММ.ГГГГ она по требованию специалистов департамента предоставила новый пакет документов для включения её с ребенком в программу «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.

В ДД.ММ.ГГГГ она получила по почте выписку из распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в признании её и дочери участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг. в связи с намеренным ухудшением жилищных условий в ДД.ММ.ГГГГ. Данное распоряжение считает необоснованным, поскольку её семья обеспечена жильём менее учётной нормы.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Федосеева Т.В. просила суд признать незаконным распоряжение заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ и возложить на мэрию г.о. Тольятти обязанность включить её в список граждан, являющихся участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 гг.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Федосеевой Т.В. – Близнецова Н.М. просит решение суда отменить, считает его необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 г., утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1050 «О федеральной целевой программе «Жилище», участником подпрограммы может быть молодая семья, в том числе неполная молодая семья, состоящая из одного молодого родителя и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

В соответствии с пунктом 7 Правил, под нуждающимися в жилых помещениях понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 года, а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в жилых помещениях после 1 марта 2005 года по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, вне зависимости от того, поставлены ли они на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Согласно п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма признаются граждане, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы.

Согласно п.п. 1 п. 1 Постановления мэра городского округа Тольятти от 05.10.2005 г. № 141-1/п «Об установлении учетной нормы и нормы предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, размера дохода, приходящегося на каждого члена семьи, в целях признания граждан малоимущими и предоставления им по договорам социального найма жилых помещений муниципального жилищного фонда и стоимости одного квадратного метра жилья для определения стоимости приобретения жилого помещения, наличие которого не дает оснований для признания заявителя и членов его семьи (одиноко проживающего гражданина) нуждающимися в жилых помещениях муниципального жилищного фонда по договорам социального найма на территории г.о. Тольятти», учетная норма площади жилого помещения, в целях принятия граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, составляет менее 12,0 кв.м. общей площади жилого помещения на человека.

В соответствии со ст. 53 Жилищного кодекса РФ граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Из содержания данной нормы следует, что действиями по ухудшению жилищных условий, препятствующими принятию граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях в течение пяти лет с момента их совершения, являются действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.

В случае, если не истек предусмотренный ст. 53 Жилищного кодекса РФ срок, допускается отказ в принятии граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях (пп. 3 п. 1 ст. 54 ЖК РФ).

Из материалов дела усматривается, что ДД.ММ.ГГГГ Федосеева Т.В. обратилась в мэрию городского округа Тольятти с заявлением о признании её и несовершеннолетнего ребёнка ФИО1 нуждающимися в улучшении жилищных условий и включении в список молодых семей, изъявивших желание получить социальную выплату в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 г.г.

Поскольку действие указанной программы закончилось, Федосеева Т.В. предоставила в мэрию городского округа Тольятти новый пакет документов с заявлением о включении её с ребёнком в программу «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг.

Согласно выписке из распоряжения заместителя мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Федосеевой Т.В. с составом семьи два человека отказано в признании участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 гг. в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в пп. «б» п. 6 Правил (пп. «а» п. 18 Правил) /л.д. 6/.

В силу п. 18 п.п. «а» Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (в ред. Постановлений Правительства РФ от 14.07.2011 г. № 575, от 06.10.2011 г. № 825), основанием для отказа в признании молодой семьи участницей программы является несоответствие молодой семьи требованиям, предусмотренным пунктом 6 данных Правил.

Судом установлено, что Федосеевой Т.В. принадлежит 124/629 долей в праве общей долевой собственности на пятикомнатную квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним от ДД.ММ.ГГГГ /л.д. 49/. Указанная доля соответствует жилой комнате площадью 12,4 кв.м.

Согласно справки МП «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ, ранее Федосеева Т.В. имела 1/6 долю в праве общей долевой собственности на квартиру, общей площадью 70,1 кв.м., расположенную по адресу: <адрес>, которая соответствует 11,6 кв.м.

Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Федосеева Т.В. подарила ФИО2 (матери) принадлежащую ей 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, расположенную по адресу: <адрес>, что подтверждается договором дарения от ДД.ММ.ГГГГ.

При этом сделка по отчуждению 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру, совершена за два месяца до обращения с заявлением в мэрию городского округа Тольятти.

Суд обоснованно не принял во внимание доводы истицы о том, что 1/6 доли подарена ФИО2 в счёт возмещения денежных средств, переданных для приобретения жилого помещения, поскольку данное обстоятельство доказательствами не подтверждается.

Учитывая изложенное, суд обоснованно указал, что отчуждение доли в праве общей долевой собственности на квартиру перед подачей заявления о признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, является намеренным ухудшением жилищных условий, поскольку до отчуждение указанной выше доли Федосеева Т.В. и её дочь не могли относиться к числу граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства и представленные сторонами доказательства, и учитывая, что со дня отчуждения принадлежащей Федосеевой Т.В. 1/6 доли в праве общей долевой собственности на квартиру прошло менее пяти лет, суд пришёл к правильному выводу об отказе Федосеевой Т.В. в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы о необоснованности решения суда, не могут быть приняты во внимание, поскольку приведенные в кассационной жалобе доводы об обеспеченности жилой площадью менее учётной нормы, являлись предметом судебного исследования, выводы суда первой инстанции основаны на всестороннем, полном и объективном исследовании имеющихся в деле доказательств, правовая оценка которым дана судом по правилам ст. 67 ГПК РФ, и соответствует нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.

Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом при рассмотрении дела не допущено.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

о п р е д е л и л а:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 24 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Федосеевой Т.В. – Близнецовой Н.М. без удовлетворения.

    

Председательствующий

    

Судьи