Судья Бетина Г.А. гр. дело № 33–12644/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
06 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Шилова А.Е., Сорокиной Л.А.,
при секретаре Тимагине Е.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 октября 2011 года, которым постановлено:
«Иск Бочкаревой М.Ю. удовлетворить.
Обязать мэрию г.о. Тольятти поставить на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий Бочкареву М.Ю. с составом семьи 4 человека.
Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Бочкаревой М.Ю, ДД.ММ.ГГГГ г.р., Бочкареву В.И, ДД.ММ.ГГГГ г.р., ФИО1 ФИО2., вне очереди жилое помещение, с учетом дополнительной площади, в г. Тольятти, на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в общей совместной собственности Бочкарева В.И. и Бочкаревой М.Ю. жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес>
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., выслушав объяснения представителя Мэрии городского округа Тольятти – Громовой Л.Е., действующей по доверенности, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения на жалобу представителя Бочкаревой М.Ю. – Лысковой Н.В., действующей по доверенности, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Бочкарева М.Ю. обратилась в суд с иском к Мэрии городского округа Тольятти о постановке на учёт на внеочередное получение жилья, предоставлении жилого помещения.
В обосновании заявленных требований Бочкарева М.Ю. указала, что вместе со своей семьей: Бочкаревым В.И. (муж), ФИО2 (дочь), ФИО1 (дочь), проживает в однокомнатной квартире, расположенной по адресу: <адрес>.
Распоряжением заместителя мэра городского округа Тольятти № № от ДД.ММ.ГГГГ, ей с составом семьи 4 человека отказано в постановке на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий во внеочередном порядке на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Считает данный отказ незаконным, поскольку её дочь ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, страдает тяжелым заболеванием, которое входит в пункт 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ № 378 от 16.06.2006 года, при котором невозможно совместное проживание граждан в одной квартире.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Бочкарева М.Ю. просила суд обязать мэрию городского округа Тольятти поставить на учет в качестве нуждающихся во внеочередном улучшении жилищных условий, обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить ей во внеочередном порядке жилое помещение на состав семьи четыре человека по установленным законодательством нормам предоставления жилой площади, действующим на момент предоставления жилья, с учетом имеющегося в собственности жилья.
При рассмотрении дела Бочкарева М.Ю. исковые требования уточнила и просила суд предоставить ей вне очереди жилое помещение, с учетом дополнительной площади, на состав семьи четыре человека, с учётом имеющегося жилья.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
Согласно статье 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» с 1 марта 2005 года принятие на учёт граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом Российской Федерации.
В силу статьи 14 Жилищного кодекса РФ к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений относятся ведение в установленном законом порядке учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма; иные вопросы, отнесенные к полномочиям органов местного самоуправления в области жилищных отношений Конституцией Российской Федерации, настоящим Кодексом, другими федеральными законами, а также законами соответствующих субъектов Российской Федерации.
В соответствии со статьей 52 Жилищного кодекса РФ жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, которые приняты на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях, за исключением установленных настоящим Кодексом случаев.
Состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях имеют право указанные в статье 49 настоящего Кодекса категории граждан, которые могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях.
Принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.
С заявлениями о принятии на учет должны быть представлены документы, подтверждающие право соответствующих граждан состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
В соответствии со статьей 17 Федерального закона РФ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, принимаются на учёт и обеспечиваются жилыми помещениями в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации. Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов, нуждающиеся в улучшении жилищных условий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жилым помещением в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации. Жилые помещения предоставляются инвалидам, семьям, имеющим детей-инвалидов, с учетом состояния здоровья и других заслуживающих внимание обстоятельств. Инвалидам может быть предоставлено жилое помещение по договору социального найма общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека (но не более чем в два раза), при условии, если они страдают тяжелыми формами хронических заболеваний, предусмотренных перечнем, устанавливаемым уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ст. 57 ч. 2 п. 3 Жилищного кодекса РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Как следует из материалов дела, несовершеннолетняя ФИО1, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является ребенком-инвалидом, инвалидность установлена до ДД.ММ.ГГГГ, и у неё имеется тяжелая форма хронического заболевания, указанного пунктом 3 Перечня тяжелых форм хронических заболеваний, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16 июня 2006 года № 378, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами, и пунктом 2 Перечня заболеваний, дающих инвалидам, страдающим ими, право на дополнительную жилую площадь, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 21.12.2004 года № 817.
В силу ч. 2 ст. 58 Жилищного кодекса РФ, нежилое помещение по договору социального найма может быть предоставлено общей площадью, превышающей норму предоставления на одного человека, но не более чем в два раза, если такое жилое помещение представляет собой одну комнату или однокомнатную квартиру либо предназначено для вселения гражданина, страдающего одной из тяжелых форм хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Распоряжением и.о. мэра городского округа Тольятти «О рассмотрении жилищных вопросов» № № от ДД.ММ.ГГГГ, Бочкарева М.Ю. и члены её семьи – Бочкарев В.И. /муж/, ФИО1 /дочь/, ФИО2 /дочь/, с ДД.ММ.ГГГГ приняты на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма на основании п. 2 ч. 1 ст. 51 Жилищного кодекса РФ (как малоимущие), п. 2 ч. 1 ст. 3 Закона Самарской области «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» (как семья, имеющая ребенка-инвалида), что подтверждается выпиской из данного распоряжения /л.д. 28/.
Установлено также, что указанным выше распоряжением Бочкаревой М.Ю. с составом семьи четыре человека отказано в постановке на учёт в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п. 2 ч. 1 ст. 54 Жилищного кодекса РФ.
Анализируя собранные по делу доказательства, дав надлежащую оценку доводам сторон, суд пришёл к правильному выводу о том, что мэрией городского округа Тольятти в данном случае необоснованно не учтено право истицы на предоставление жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке в связи с тем, что у её имеется ребенок-инвалид с хронической формой заболевания, при котором невозможно его совместное проживание в одной квартире с другими гражданами.
При этом нуждаемость истицы и членов её семьи в жилом помещении, представителем ответчика не оспаривалось.
Из материалов дела также видно, что Бочкарев В.И. и Бочкарева М.Ю. являются собственниками однокомнатной квартиры (общая долевая собственность), расположенной по адресу: <адрес>
В данной квартире также зарегистрированы несовершеннолетние дети собственников жилого помещения: ФИО1 и ФИО2
Согласно справке Муниципального предприятия «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ, Бочкарева М.Ю., Бочкарев В.И., ФИО1, ФИО2 право на приватизацию ранее не использовали, в реестре собственников не значатся /л.д. 19/.
Доводы представителя ответчика о том, что жилое помещение должно быть предоставлено истице с учётом очередности льготников соответствующей категории, судом обоснованно не приняты во внимание, поскольку ст. 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников). Нет в ней и указаний на предоставление жилого помещения в порядке очередности лиц равной категории.
Кроме того, право истицы на получение жилого помещения во внеочередном порядке, прямо предусмотрено п. 3 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса РФ.
Отсутствие в законодательстве указания на срок, в течение которого жилье должно быть предоставлено гражданам, имеющим право на его внеочередное предоставление, свидетельствует о том, что жилье указанной категории граждан должно быть предоставлено незамедлительно после возникновения соответствующего субъективного права – права на получение жилого помещения вне очереди, а не в порядке какой-либо очереди (по списку внеочередников). Положения указанной нормы закона разъяснены в обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за IV квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда Российской Федерации от 04.03.2009 года.
При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований Бочкаревой М.Ю. о предоставлении вне очереди жилого помещения, с учётом дополнительной площади, на состав семьи четыре человека, по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья, с учётом имеющегося в общей совместной собственности Бочкарева В.И. и Бочкаревой М.Ю. жилого помещения.
Доводы кассационной жалобы Мэрии городского округа Тольятти о том, что одним из условий для постановки на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях по п.п. 4 п. 1 ст. 51 ЖК РФ является проживание в квартире нескольких семей, не могут быть приняты во внимания, поскольку основаны на неправильном токовании закона.
Доводы кассационной жалобы по существу направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, и не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 12 октября 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи