О признании бездействия мэрии г.о. Тольятти по не непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности



Судья Бетина Г.А. гр. дело № 33-12014/2011

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

06 декабря 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Яковлевой В.В.,

судей Шилова А.Е., Сорокиной Л.А.,

с участием прокурора Пискаревой И.В.,

при секретаре Тимагине Е.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационному представлению Прокурора города Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 22 сентября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении заявления Прокурора г. Тольятти в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия мэрии г.о. Тольятти по не непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г.о. Тольятти, незаконным – отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., выслушав прокурора Пискареву И.В., поддержавшую доводы кассационного представления, возражения на кассационное представление представителя мэрии г.о. Тольятти – Галкиной Е.А., действующей по доверенности, объяснения представителя отдела надзорной деятельности г.о. Тольятти и муниципального района Ставропольский – Кириллова И.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор города Тольятти, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском о признании бездействия мэрии городского округа Тольятти по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории г. Тольятти – незаконным.

В обоснование заявленных требований указал, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной ОНД городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский в ДД.ММ.ГГГГ выявлено, что мэрией городского округа Тольятти допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор г. Тольятти просил суд признать бездействие органа местного самоуправления - мэрии городского округа Тольятти по непринятию мер к устранению нарушений требований пожарной безопасности на территории городского округа Тольятти незаконным и обязать мэрию городского округа Тольятти устранить нарушения законодательства о пожарной безопасности:

2.1. Для населенного пункта, расположенного в лесных массивах (прилегающие к лесу территории: <адрес>, санаторий «<данные изъяты>», мкрн. <данные изъяты>, мкрн. «<данные изъяты>», район <адрес>, ЖСК «<данные изъяты>», «<данные изъяты>» и другие), разработать и выполнить мероприятия, исключающие возможность переброса огня при лесных пожарах на здания и сооружения (устройство защитных противопожарных полос, посадка лиственных деревьев, удаление в летний период сухой растительности и другие) (ППБ 01-03 п. 112);

2.2. Предусмотреть в бюджете финансирование обеспечения первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа (ФЗ-69 от 21.12.1994 г. ст. 10, 19; ФЗ-123 от 22.07.2008 г. ст. 63);

2.3. Ввиду непосредственного размещения в лесных массивах г.о. Тольятти большого количества объектов (2.230 - из которых: 2.056 частных жилых домов, 134 многоквартирных жилых дома, 8 садоводческих (дачных) объединений, 8 дошкольных образовательных учреждений, 15 объектов отдыха для взрослых и детей, 7 санаториев-профилакториев, 2 больницы), обеспечить наличие требуемых противопожарных расстояний от границ застройки городского поселения до лесных массивов не менее 50 м., а также от границ участков садоводческих товариществ и приусадебных участков районов одно - двухэтажной индивидуальной застройки до лесных массивов не менее 15 м., в том числе у строящихся новых объектов капитального строительства - многоквартирных жилых домов на <адрес> (ООО «<данные изъяты>», ООО «<данные изъяты>»), <адрес> за спорткомплексом «<данные изъяты>», ЖСК «<данные изъяты>» и «<данные изъяты>», жилой комплекс на территории бывшей б/о «<данные изъяты>», коттеджные поселки за пансионатом «<данные изъяты>» и ЗАО «<данные изъяты>», мкрн. <адрес> (ППБ 01-03 п. 21; СНиП 2.07.01-89, прил. 1 п. 5, ФЗ-123 от 22.07.2008 г. ст. 69 п. 15);

2.4. Обеспечить пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением муниципальные оздоровительные учреждения (МУЗ ДС «<данные изъяты>»), расположенные в сельской местности (ППБ 01-03 п. 31);

2.5. Обеспечить территории муниципальных оздоровительных учреждений (пансионат «<данные изъяты>», пансионат «<данные изъяты>», МУП «<данные изъяты>», СДЮШОР № МУЗ ДС «<данные изъяты>», детские оздоровительные лагеря «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», МУП Пансионат «<данные изъяты>», детский оздоровительный лагерь «<данные изъяты>»), расположенные в массивах хвойных лесов, по периметру защитной минерализованной полосой шириной не мерее 3 м. (ППБ 01-03 п. 30);

2.6. Обеспечить пожарную безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения связи и оповещения населения о пожаре. Места общего пользование объектов, расположенных в лесных массивах, а также непосредственной близости от них (в пределах 100 метров от лесных массивов), обеспечить исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Установить на вышеуказанных территориях средства звуковой сигнализации для оповещения людей на случай пожара (ППБ 01-03 п. 114, 118; ФЗ-123 от 22.07.2008 г. ст. 6, 63);

2.7. Обеспечить пожарную безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения устройства и надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения объектов, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов (в пределах 100 м. от лесных массивов). Обеспечить водоснабжение и наличие запасов воды для целей пожаротушения на территории г.о. Тольятти в районе расположения объектов: садоводческие (дачные) объединения по дороге на <данные изъяты>, садоводческие (дачные) объединения за территорией ФБУ ИК-, садоводческие (дачные) объединения за территорией городской нефтебазы, полуостров <адрес>, ж/д станция «<данные изъяты>», мкрн. <данные изъяты>, дачи в поселке <данные изъяты> (ППБ 01-03 п. 114; ФЗ-123 от 22.07.2008 г. ст. 6, 63, 68, СНиП 2.04.02-84 п.2.11);

2.8. Обеспечить пожарную безопасность городского округа Тольятти в рамках реализации первичных мер пожарной безопасности, в части обеспечения устройства и надлежащего состояния источников наружного противопожарного водоснабжения, расположенных в непосредственной близости от лесных массивов. У естественных водоисточников (река Волга в районе яхт-клуба «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», базы отдыха «<данные изъяты>», озера в районе <данные изъяты>, СНТ по дороге на <данные изъяты>) устроить подъезды с площадками (пирсами) с твердым покрытием размерами не менее 12 x 12 м. для установки пожарных автомобилей и забора воды в любое время года (ППБ 01-03 п. 94; ФЗ-123 от 22.07.2008 г. ст. 6, 63).

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационном представлении прокурор города Тольятти просит отменить решение суда, считает его незаконным и необоснованным.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационного представления, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.

В силу статьи 20 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 69-ФЗ «О пожарной безопасности», нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности представляет собой принятие органами государственной власти нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений, связанных с обеспечением пожарной безопасности.

В рамках нормативно правового регулирования в области пожарной безопасности, Министерство по чрезвычайным ситуациям Российской Федерации Приказом от 18 июня 2003 года № 313 утвердило Правила пожарной безопасности в Российской Федерации (далее - ППБ 01-03), регулирующие правоотношения в области пожарной безопасности и устанавливающие обязательные для исполнения требования пожарной безопасности.

В соответствии с пунктом 1 ППБ 01-03, указанные выше Правила пожарной безопасности устанавливают требования пожарной безопасности, обязательные для применения и исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их должностными лицами, предпринимателями без образования юридического лица, гражданами Российской Федерации, иностранными гражданами, лицами без гражданства в целях защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества, охраны окружающей среды.

Требования пожарной безопасности – специальные условия социального и (или) технического характера, установленные в целях обеспечения пожарной безопасности законодательством Российской Федерации, нормативными документами или уполномоченным государственным органом.

Согласно пункту 10 Правил пожарной безопасности, собственники имущества, лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители и должностные лица организаций, лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности, должны обеспечивать своевременное выполнение требований пожарной безопасности.

В соответствии с частью 1 статьи 38 Закона РФ «О пожарной безопасности» ответственность за нарушение требований пожарной безопасности в соответствии с действующим законодательством несут, в частности, собственники имущества, а также лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом.

Согласно статье 4 Правил пожарной безопасности в лесах, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 г. № 417, меры пожарной безопасности в лесах, указанные в п. 3 настоящих Правил, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Из материалов дела усматривается, что в ходе внеплановой выездной проверки, проведенной ОНД г.о. Тольятти и м.р. Ставропольский выявлено, что мэрией городского округа Тольятти допускаются нарушения законодательства о пожарной безопасности.

В результате проверки ОГПН городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский составлен акт от ДД.ММ.ГГГГ, где указаны нарушения, выявленные в ходе проверки, и составлено предписание № по устранению нарушений обязательных требований пожарной безопасности от ДД.ММ.ГГГГ. Данное предписание было направлено ответчику.

Между тем судом установлено, что мэрией городского округа Тольятти реализованы мероприятия, указанные в Перечне мероприятий по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, предусмотренные Положением об обеспечении первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа Тольятти, утвержденным постановлением мэрии городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ

Кроме того, мэрией городского округа Тольятти вынесено Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима», Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «О запрещении нахождения людей в лесных массивах на период действия особого противопожарного режима» и Постановление от ДД.ММ.ГГГГ «Об установлении особого противопожарного режима», что не оспаривалось прокурором.

Таким образом, мероприятия по обеспечению первичных мер пожарной безопасности, в рамках своих полномочий мэрией городского округа Тольятти реализуются /пункт 2.2 требований/.

Анализируя представленные доказательства в их совокупности, суд пришёл к правильному выводу о том, что исполнение требований по разработке и выполнению мероприятий в лесных массивах, а также обеспечение противопожарных расстояний от границ застройки до лесных массивов, обеспечение пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением оздоровительные учреждения, расположенные в сельской местности, и требования по обеспечению защитной минерализованной полосой, не может быть возложено на мэрию городского округа Тольятти.

Согласно сообщению Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, сплошные вырубки, которые необходимо производить для выполнения указанных в предписании и в иске прокурора требований, в защитных лесах Лесным кодексом не предусмотрено. Возможно проведение опашки по границе с жилой застройкой с целью создания минерализованной полосы. Прилегающий лесной массив шириной 50 метров необходимо очистить от горючих материалов (валёжной древесины, сухостоя).

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 16 Федерального закона РФ от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения городского округа относится обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах городского округа.

Согласно Закону Самарской области от 28.02.2005 г. № 69-ГД, Ставропольский район Самарской области, где расположены МУЗ ДС «<данные изъяты>», детские оздоровительные лагеря «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», «<данные изъяты>», а также детский оздоровительный лагерь ДОЛ «<данные изъяты>», который находится в <адрес>, не входят в границы городского округа Тольятти.

Кроме того, согласно СНиП 2.07.01-89. «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», настоящие нормы и правила распространяются на проектирование новых и реконструкцию существующих городских и сельских поселений и включают основные требования к их планировке и застройке, поэтому устранение нарушений пожарной безопасности по объектам, в том числе частным жилым и многоквартирным домам, которые построены и введены в эксплуатацию в соответствии с ранее действующим законодательством, в настоящее время невозможно.

В соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства РФ от 30.06.2007 г. № 417 «Об утверждении Правил пожарной безопасности в лесах» меры пожарной безопасности в лесах включают в себя: а) предупреждение лесных пожаров, противопожарное обустройство лесов и обеспечение средствами предупреждения и тушения лесных пожаров; б) мониторинг пожарной опасности в лесах и лесных пожаров; в) разработку и утверждение планов тушения лесных пожаров; г) иные меры пожарной безопасности в лесах.

Вышеуказанные меры пожарной безопасности в лесах, осуществляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации или органами местного самоуправления - в отношении лесов, расположенных на землях, находящихся соответственно в собственности субъектов Российской Федерации или муниципальных образований.

Между тем документы о месте нахождении лесного массива, а также документы, подтверждающие право собственности субъекта Российской Федерации (Самарской области) или городского округа Тольятти на указанные выше лесные массивы, не представлены.

В соответствии с разделом 2 «Рекомендаций по противопожарной профилактике в лесах и регламентации работы лесопожарных служб» практическое обеспечение охраны лесов от пожаров, в том числе противопожарной профилактики, предотвращение и пресечение нарушений правил пожарной безопасности возложено на государственную лесную охрану.

Учитывая изложенное, суд пришёл к правильному выводу о том, что возложение на мэрию городского округа Тольятти требований по устранению нарушений законодательства о пожарной безопасности на указанной выше территории, Ставропольском и Шигонском районах Самарской области, и в лесных массивах, неправомерно.

В части выполнения ответчиком пунктов 2.7., 2.8 требований, суд правильно указал, что в предписании указаны организации, на которых, в силу пунктов 1, 10 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 18 июня 2003 года № 313 МЧС России, может быть возложена обязанность по надлежащему содержанию находящихся в их пользовании земельных участков и исполнения законодательства о пожарной безопасности, поскольку мэрия городского округа Тольятти не является собственником земельных участков, на которых необходимо провести противопожарные мероприятия.

Кроме того, вопросы обеспечения первичных мер пожарной безопасности в сельских населенных пунктах решаются органами местного самоуправления соответствующих поселений в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и пунктами 21, 23, 27, 31, 89, 90, 95, 105-107, 112-114, 116-118 Правил пожарной безопасности в Российской Федерации, утвержденных приказом МЧС России от 18.06.2003 г. № 313.

В соответствии с п. 118 ППБ 01-03 населенные пункты и отдельно расположенные объекты должны быть обеспечены исправной телефонной или радиосвязью для сообщения о пожаре в пожарную охрану. Не разрешается переводить линии связи «01» в таксофонах на платное обслуживание.

В силу ч. 1 ст. 56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Судом обоснованно указано, что доводы представителя ответчика о наличии в дачных и садоводческих объединениях телефонной связи, заявителем не опровергнуты.

Судом установлено также, что мэрией производятся действия, направленные на реализацию полномочий, по решению задач в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций.

Вывод об отсутствии оснований для возложения на мэрию городского округа Тольятти обязанностей по устранению указанных выше нарушений пожарной безопасности, судом сделан на всестороннем исследовании всех обстоятельств дела и представленных сторонами доказательств.

Кроме того, решением Арбитражного суда Самарской области от 19.09.2011 года, вступившим в законную силу 30.11.2011 года, предписание отдела государственного пожарного надзора городского округа Тольятти и муниципального района Ставропольский ГУ МЧС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, на основании которого прокурором заявлены исковые требования, признано незаконным.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и, учитывая, что заявленные прокурором требования в их совокупности не могут быть возложены на мэрию городского округа Тольятти, суд пришёл к правильному выводу об отказе в удовлетворении требований прокурора.

Доводы кассационного представления прокурора о несоответствии выводов суда, изложенных в решении, обстоятельствам дела, направлены на переоценку доказательств, которым судом первой инстанции дана надлежащая оценка в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ, поэтому не могут служить основанием к отмене постановленного по делу решения.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области 22 сентября 2011 оставить без изменения, кассационное представление Прокурора города Тольятти без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи