о взыскании компенсации морального вреда



Судья: Попова Е.В. № 33-12957

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

13 декабря 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Гороховика А.С.,

Судей: Калинниковой О.А., Акининой О.А.,

При секретаре: Кузьмине М.А.

Рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе представителя Торосян Э.А., Гарибян А.А., Гарибян К.А. на решение Центрального районного суда г. Тольятти от 21 октября 2011 года, которым постановлено:

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с ООО «ВолгаКарб» в пользу Гарибян А.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

Взыскать с ООО «ВолгаКарб» в пользу Гарибян К.А. компенсацию морального вреда в размере 50000 рублей.

В остальной части иска отказать.

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Акининой О.А., выслушав объяснения Торосян Э.А., Гарибян А.А., Гарибян К.А. и их представителя – Рогова В.Б., поддержавших доводы жалобы, возражения против удовлетворения жалобы представителей ООО «ВолгаКарб» - Гапонова В.Н., выслушав заключение прокурора Нехаевой О.А., полагавшей решение подлежащим частичной отмене, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Истцы обратились в суд с иском к ответчику о взыскании компенсации морального вреда в связи с потерей кормильца.

В обоснование иска указано, что 24 декабря 2010г. при исполнении своих трудовых обязанностей на производстве погиб Гарибян А.Г. - муж Торосян Э.А., и отец Гарибян А.А. и Гарибян К.А.

По данному факту было возбуждено уголовное дело по обвинению Саркисова А.В. по ч.2 ст. 143 УК РФ, в ходе рассмотрения которого установлено, что исполнительным директором ООО «ВолгаКарб» Саркисовым А.Г. не был соблюден ряд требований, необходимых для обеспечения безопасности при производстве работ с повышенной опасностью, что повлекло по неосторожности смерть подчиненного ему работника Гарибяна А.Г.

Саркисов А.В., являясь ответственным руководителем по безопасности ремонтных работ элеватора ленточного ковшового ЛГ-400, не обеспечив безопасность подчиненных ему работников, покинул территорию ООО «ВолгаКарб», не осуществлял контроль за проведением опасных ремонтных работ, которые по наряду-допуску было поручено выполнять разнорабочим Гарибяну А.Г. и Доронькину И.Н. на рабочем месте в производственном цехе ООО "ВолгаКарб".

Организация ООО «ВолгаКарб» не выполнила свои обязанности по обеспечению безопасного производства, предусмотренные законодательством РФ, что повлекло за собой несчастный случай, повлекший смерть Гарияна А.Г.

Указанные события стали возможны ввиду халатного отношения к исполнению своих служебных обязанностей руководства данной организации в лице исполнительного директора - Саркисова А.Г., ответственного за соблюдение правил охраны труда, условий безопасности работников на производстве при эксплуатации опасного оборудования.

Постановлением мирового судьи с/у № 115 Самарской области Рыжовой А.Г. от 17 июня 2011г. прекращено уголовное дело по ст. 25 УПК РФ в отношении Саркисова А.Г. в связи с примирением сторон с признанием в действиях последнего состава преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 143 УК РФ – нарушение правил охраны труда, повлекшее по неосторожности смерть человека.

Торосян Э.А. состояла в браке с Гарибян А.Г. с сентября 1982г., от брака имеет двоих дочерей: Гарибян А.А., 1985г.р. и Гарибян К.А., 1988г.р.

Ссылаясь на то, что трагическая гибель Гарибян А.Г. принесла истцам огромные нравственные страдания, они просили суд взыскать с ООО «ВолгаКарб» в порядке компенсации морального вреда в пользу: Торосян Э.А. - 330.000,00 рублей, Гарибян А.А. - 335.000,00 рублей, Гарибян К.А. - 335 000 рублей, а также судебные издержки.

Судом постановлено указанное выше решение, законность которого просят проверить истицы.

Обсудив доводы кассационной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия считает, что решение суда подлежит частичной отмене, в связи с неправильным применением норм материального права.

Согласно ст. 1064 ГК РФ - вред, причиненный личности или имуществу гражданина, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

В соответствии с п.1 ст. 1079 ГК РФ, юридические лица и граждане, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (использование транспортных средств, механизмов, электрической энергии высокого напряжения, атомной энергии, взрывчатых веществ, сильнодействующих ядов и т.п.; осуществление строительной и иной, связанной с нею деятельностью и др.), обязаны возместись вред, причиненный источником повышенной опасности, если не докажут, что вред возник вследствие непреодолимой силы или умысла потерпевшего.

Исходя из требований ст. 1068 ГК РФ вред, причиненный работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей, возмещает юридическое лицо либо гражданин, работником которого является причинитель вреда.

Судом установлено, что 11.09.2009 г. с работником ООО «ВолгаКАрб» Гарибяном А.Г., находившимся при исполнении трудовых обязанностей, произошел несчастный случай, квалифицированный производственным несчастным случаем. В результате полученных травм Гарибян А.Г. скончался на месте.

В отношении исполнительного директора ООО «ВоглаКАрб» Саркисова А.Г. возбуждено уголовное дело по ч.2 ст. 143 УК РФ.

Постановлением мирового судьи судебного участка № 115 Самарской области 17.06.2011г. прекращено уголовное дело по обвинению Саркисова А.В. по ч.2 ст. 143 УК РФ в связи с примирением сторон. Саркисов А.В. выплатил Торосян Э.А. компенсацию морального вреда в сумме 330 000 рублей.

Оценив фактические обстоятельства, и проанализировав статью 151 ГК РФ о компенсации морального вреда, суд пришел к правильному выводу, что истцы имеют право на компенсацию морального вреда.

Вместе с тем, отказывая в удовлетворении исковых требований о взыскании компенсации морального вреда в пользу Торосян Э.А. - вдовы погибшего, суд исходил из того, что моральный вред Торосян Э.А., причиненный гибелью супруга Гарибяна А.Г., возмещен с учетом требований разумности и справедливости и дополнительного взыскания не требует.

Судебная коллегия не может согласиться с таким выводом, поскольку он основан на неверном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 1068 ГК РФ Юридическое лицо либо гражданин возмещает вред, причиненный его работником при исполнении трудовых (служебных, должностных) обязанностей.

Поскольку закон не содержит оснований для освобождения юридического лица от ответственности за причиненный его работником вред, в случае возмещении такового виновным лицом, то судом необоснованно отказано в иске о взыскании компенсации морального вреда с юридического лица.

Принимая во внимание изложенное, судебная коллегия полагает решение суда в части отказа в иске Торосян Э.А. о взыскании с ООО «ВолгаКарб» подлежащим отмене, с вынесением в этой части нового решения о взыскании с ответчика компенсации морального вреда в пользу Торосян Э.А. в размере 100 000 рублей.

Кроме того, судебная коллегия считает необходимым изменить решение в части взыскания компенсации морального вреда в пользу Гарибян А.А., Гарибян К.А., увеличив его до 100 000 рублей в пользу каждой, поскольку суд не учел в достаточной степени нравственные страдания дочерей погибшего Гарибяна А.Г.

На основании изложенного, руководствуясь статьей 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Центрального районного суда г. Тольятти от 21 октября 2011 года в части отказа в удовлетворении исковых требований отменить.

Постановить в этой части новое решение. Взыскать с ООО «ВолгаКарб» в пользу Торосян Э.А. компенсацию морального вреда в размере 100 000 рублей.

В остальной части решение изменить, увеличив размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ООО «ВолгаКарб» в пользу Гарибян А.А. и Гарибян К.А. до 100 000 рублей в пользу каждой.

Председательствующий

Судьи

Копия верна