Судья Черкунова Л.В. гр. дело № 33-34/2012 (33-13762/2011)
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
10 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего Яковлевой В.В.,
судей Сорокиной Л.А., Шилова А.Е.,
при секретаре Мучкаевой Н.П.
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе мэрии г.о. Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 07 ноября 2011 года, которым постановлено:
«Иск удовлетворить.
Отменить распоряжение заместителя мэра г.Тольятти №6729-р/4 от 24.06.2011 года об отказе Паршикову А.И. в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении муниципального жилищного фонда, предоставляемого по договору социального найма.
Обязать мэрию городского округа Тольятти принять Паршикова А.И. с составом семьи 2 человека на учет нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с даты первичного обращения в мэрию с заявлением о признании нуждающихся в улучшении жилищных условий от 03.02.2010 года.
В удовлетворении требований о компенсации морального вреда Паршикову А.И. отказать.»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сорокиной Л.А., пояснения представителя мэрии г.о. Тольятти Гладковой Е.В. по доверенности от 26.12.2011г., поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Матвеева Т.А. в интересах Паршикова А.И. обратилась в суд с иском к мэрии г.о. Тольятти о признании распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти незаконным, принятии на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В обоснование заявленных требований, указав, что ее отец Паршиков А.И., ДД.ММ.ГГГГ. (85 лет) является участником Великой Отечественной войны и инвалидом, мать - Паршикова М.С., ДД.ММ.ГГГГ. (82 года) также является ветераном ВОВ.
С 1952г. по 2009г. родители проживали в <адрес> в доме без каких-либо удобств (холодного, горячего водоснабжения, с печным отоплением, без санузла). В настоящее время в связи с ухудшением общего состояния здоровья, родители не могут без посторонней помощи самостоятельно обеспечить себе необходимые условия для проживания: ведрами носить в дом воду, колоть дрова, топить печь. С целью облегчить условия проживания и улучшить качество медицинского обслуживания она перевезла и зарегистрировала родителей в своей квартире по адресу: <адрес>
В феврале 2010 года они обратились в мэрию г.Тольятти с заявлением о постановке Паршикова А.И. на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий для отдельных категорий граждан (участников, инвалидов, ветеранов ВОВ).
Согласно распоряжению заместителя мэра г.о. Тольятти №3537-р/4 от 12.04.2011г., Паршиков А.И. принят на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Однако 24.06.2011г. распоряжением № 6729-р/4 мэрия г.Тольятти отменила распоряжение о постановке на учет Паршикова А.И., в связи с обеспеченностью общей площадью более учетной нормы.
Данное распоряжение считает незаконным, так как обеспечение жильем ветеранов осуществляется независимо от их имущественного положения.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Матвеева Т.А. просила суд отменить распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти № 6729-р/4 от 26.06.2011г., обязать мэрию г.о. Тольятти поставить Паршикова А.И. на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с составом семьи два человека, взыскать с мэрии г.о. Тольятти в пользу Паршикова А.И. компенсацию морального вреда в размере 100000 руб.
Судом постановлено изложенное выше решение.
В кассационной жалобе мэрия г.о. Тольятти просит решение суда отменить, считая его незаконным и необоснованным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
Согласно ст. 15 Федерального закона от 12.01.1995г. №5-ФЗ (ред. от 09.12.2010г.) «О ветеранах» участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения.
Согласно ст.6 ФЗ РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие ЖК РФ» с 01.03.2005г. принятие на учет граждан, в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде, осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.
В соответствии с п.п. 1,2,3 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются: не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям.
Постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47 (ред. от 02.08.2007) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» признано, что жилым помещением признается: жилой дом - индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в нем. (п.5)
Согласно пункту 12 названного Постановления, жилое помещение должно быть обеспечено инженерными системами (электроосвещение, хозяйственно-питьевое и горячее водоснабжение, водоотведение, отопление и вентиляция, а в газифицированных районах также и газоснабжение).
В соответствии со ст. 4 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» в Самарской области учетная норма площади жилого помещения для ветеранов Великой Отечественной войны не может быть ниже 14 квадратных метров общей площади жилого помещения на одного человека.
Судом установлено, подтверждается удостоверениями, что Паршиков А.И. является ветераном Великой Отечественной войны, инвалидом 2 группы, супруга истца Паршикова М.С. является тружеником тыла.
Согласно выписке из поквартирной карточки, Паршиков А.И. и Паршикова М.С. зарегистрированы по адресу: <адрес>, в 2-х комнатной квартире общей площадью 51,3 кв.м., жилой - 29,3 кв.м., принадлежащей на праве собственности ФИО8 В квартире зарегистрировано 4 человека. (л.д.9)
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от 12.04.2011 года №3537-р/4 Паршиков А.И. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи 2 человека (с супругой Паршиковой М.С). (л.д. 25)
Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти № 6729-р/4 от 24.06.2011г. отменено распоряжение от 12.04.2011г. № 3537-р/4. Паршикову А.И. отказано в принятии на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, по причине наличия в собственности жилого дома по адресу: <адрес>, общей площадью 27,5 кв.м., в связи с обеспеченностью общей площадью жилого помещения более учетной нормы. (л.д.23)
Из справки БТИ Поворинского района Воронежской области от 14.01.2010г. следует, что Паршикову А.И. на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ на праве собственности принадлежит жилой дом <адрес>. (л.д. 22)
Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, Паршиков А.И. являлся собственником домовладения, состоящего из одного деревянного строения, общей жилой площадью 16,6 кв.м. со службами и дворовыми строениями, находящееся в <адрес>, расположенное на участке земли 400 кв. метров. (л.д.60)
Из сообщения БТИ Поворинского района Воронежской области от 05.09.2011г., и описания технических характеристик дома, следует, что на последнюю дату обследования - 15.03.2010г. жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет 38% износа. В фундаменте дома присутствуют трещины и сколы, наблюдается выпучивание штукатурки стен, в перегородках имеются трещины в местах сопряжений со смежными конструкциями, на чердачном перекрытии имеются трещины в местах сопряжений балок, стропила на крыше поражены гнилью, наблюдается стирание половых досок в ходовых местах, оконные переплеты расшатаны, дверные коробки местами повреждены, имеется отставания наружной обшивки от стен. Кроме того, указано, что в доме присутствует печное отопление с газовой форсункой. (л.д. 57,58)
Также из сообщения БТИ Поворинского района Воронежской области от ДД.ММ.ГГГГ домовладение <адрес>, указанное в копии договора, с 1965 года считается домовладением <адрес> в связи с перенумерацией и является одним и тем же домовладением. Договор купли-продажи р. № 1-148 от ДД.ММ.ГГГГ зарегистрирован в БТИ Поворинского -Горкомхоза ДД.ММ.ГГГГ запись в реестре №. Процент износа по основным конструктивным элементам: фундамент - 40%; стены и перегородки - 50%), перекрытия - 40 %; полы - 40%; оконные и дверные проемы - 50%; наружная отделка - 35%, крыша - 45%. (л.д.82)
Помимо этого из ответа БТИ Поворинского района Воронежской области от 03.11.2011 года № 97, следует, что согласно проведенной технической инвентаризации изменения характеристик объекта от 15.03.2010г. домовладение по адресу: <адрес> имеет печное отопление с газовой форсункой, центральная канализация и водопровод отсутствуют.
Установив вышеизложенные обстоятельства, суд пришел к правильному выводу, что состояние жилого дома принадлежащим Паршикову А.И. на праве собственности не отвечает установленным для жилым помещений требованиям, поэтому обоснованно признал Паршикова А.И. нуждающимся в улучшении жилищных условий на основании п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ.
Помимо этого, учитывая, что как ветеран ВОВ Паршиков А.И. относится к числу лиц, которых в силу их статуса государство определило в качестве нуждающихся в особых мерах социальной защиты и поддержки, принимая во внимание его возраст (85 лет), степень благоустроенности имеющегося жилья, которое объективно не обеспечивает достойных условий проживания и обусловливает возникновение нуждаемости в их улучшении, суд пришел к правильному выводу, что отказ мэрии г.о. Тольятти об отказе в принятии Паршикова А.И. на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении является необоснованным.
Доводы кассационной жалобы мэрии г.о. Тольятти о том, что Паршиков А.И. не является нуждающимся в улучшении жилищных условий, так как вышеуказанный дом не признан межведомственной комиссией нежилым, не могут быть приняты во внимание, поскольку необходимость установления непригодности жилья для проживания нормой п.3 ч.1 ст. 51 ЖК РФ не предусмотрена.
Иные доводы кассационной жалобы были предметом рассмотрения и получили в решении суда правильную оценку.
С учетом изложенного доводы кассационной жалобы не могут служить основанием к отмене решения, поскольку судом правильно определены юридически значимые обстоятельства, им дана надлежащая правовая оценка и постановлено законное и обоснованное решение при правильном применении норм права.
На основании изложенного, руководствуясь п.1 ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 07 ноября 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу мэрии г.о. Тольятти без удовлетворения.
Председательствующий –
Судьи-