Судья: Курмаева А.Х. Гр. дело № 33-13546/2011
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
22 декабря 2011 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
председательствующего – Моргачёвой Н.Н.,
судей – Николаевой Н.М., Набок Л.А.,
при секретаре Кузьмине М.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Лещенко И.Г. – адвоката Лапшиной И.А. (по доверенности) на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 ноября 2011 г., которым постановлено:
«В удовлетворении заявления Лещенко И.Г., отказать».
Заслушав доклад по делу судьи областного суда Моргачёвой Н.Н., объяснения представителя Лещенко И.Г. – адвоката Лапшиной И.А. (по доверенности и ордеру), в поддержание доводов кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Лещенко И.Г. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении в собственность земельного участка.
В обоснование требований указал, что 22.12.10г. он обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность земельного участка, площадью 461,90 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>. Уведомлением от 23.08.2011г. Министерство отказало ему в предоставлении участка, ссылаясь на заключение Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 01.07.2011г., где было отказано в утверждении схемы испрашиваемого участка, так как это противоречит Правилам застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённым Постановлением Самарской Городской Думы № 61 от 26.04.2001г., испрашиваемый участок находится в зоне Р-3 (зона природных ландшафтов), где использование земельного участка под садоводство не соответствует установленным регламентам правового зонирования.
Ссылаясь на то, что отказ Министерства имущественных отношений не соответствует действующему законодательству, нарушает его права и законные интересы, поскольку он обратился в Министерство имущественных отношений по Самарской области в период действия Правил землепользования и застройки от 15.07.10г., согласно которым испрашиваемый участок располагался в зоне Ж 1-1 (коллективных садоводство и дачных кооперативов), что соответствовало испрашиваемой цели использования участка – садоводство, а также на то, что при рассмотрении его заявления Министерство имущественных отношений Самарской области нарушило сроки его рассмотрения, Лещенко И.Г. просил суд признать незаконным отказ Министерства имущественных отношений Самарской области в предоставлении ему в собственность земельного участка площадью 461,90 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>; признать незаконным заключение Департамента строительства и архитектуры г. Самары № от ДД.ММ.ГГГГ; обязать Департамент строительства и архитектуры г.о. Самара утвердить схему расположения испрашиваемого в собственность участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории с учетом Правил землепользования и застройки г.о. Самара, утвержденных решением Думы г.о. Самара от 15.07.10г.; после получения распоряжения Департамента об утверждении схемы испрашиваемого участка обязать Министерство имущественных отношений рассмотреть заявление Лещенко И.Г. от 22.12.2010г.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе представитель Лещенко И.Г. – Лапшина И.А. просит решение суда отменить как незаконное и необоснованное и вынести новое решение, удовлетворив заявление Лещенко И.Г. в полном объеме.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В соответствии с частью 1 статьи 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Согласно ст. 255 ГПК РФ к решениям, действиям (бездействию) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся коллегиальные и единоличные решения и действия (бездействие), в результате которых: нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к ответственности.
В соответствии с ч. 2 ст. 9 Закона Самарской области «О земле» от 11.03.2005г. N 94-ГД (с изменениями и дополнениями) земельные участки, в том числе с расположенными на них зданиями, строениями, сооружениями, принадлежащими гражданам на праве собственности, из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются в собственность граждан бесплатно однократно по каждому из оснований, указанных в настоящей части, при отсутствии у граждан земельных участков с тем же разрешенным использованием, которыми они обладают на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения либо которые они приобрели в собственность в соответствии с пунктом 5 статьи 20, или пунктом 3 статьи 21 Земельного кодекса Российской Федерации, или пунктом 9.1 статьи 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" при наличии свободных от прав третьих лиц земельных участков, предусмотренных зонированием территории, проводимым в соответствии с градостроительным законодательством: для садоводства (в том числе).
Постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 года № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области № 74 от 21.06.2006 года утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в г.о. Самара для целей, не связанных со строительством.
Согласно п.6 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительное зонирование - зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
Согласно п. 8 ст.1 Градостроительного кодекса РФ, градостроительным регламентом в первую очередь устанавливаются виды разрешенного использовании земельных участков.
На основании п.4 ст.85 Земельного кодекса РФ, земельный участок не соответствует градостроительному регламенту, если вид его использования не входит в перечень видов разрешенного использования.
В силу ст. 9 Закона Самарской области от 11.03.2005г. N 94-ГД "О земле", не могут быть предоставлены земельные участки, испрашиваемая цель использования которых не входит в перечень видов разрешенного использования, определенных градостроительным регламентом соответствующей территориальной зоны.
Согласно п.2 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ, градостроительные регламенты входят в состав правил землепользования и застройки.
Из материалов дела видно, что 22.12.2010г. Лещенко И.Г. обратился в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении ему в собственность бесплатно земельного участка площадью 461,90 кв.м., расположенного по адресу: <данные изъяты>, под садоводство (л.д. 27).
Письмом от 23.08.2011г. Министерство имущественных отношений Самарской области отказало Лещенко И.Г. в предоставлении испрашиваемого земельного участка, в связи с полученным на обращение Министерства Заключением Департамента строительства и архитектуры г.о. Самара от 01.07.2011г. о невозможности утверждения схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровом плане (кадастровой карте) соответствующей территории, так как это противоречит Правилам застройки и землепользования в г. Самаре, утверждённым Постановлением Самарской Городской Думы № 61 от 26.04.01г., испрашиваемый земельный участок находится в зоне Р-3 (зона природных ландшафтов), где использование земельного участка под садоводство не соответствует установленным регламентам правового зонирования и основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне (л.д. 5, 6).
При таких обстоятельствах, проверив доводы сторон, исследовав материалы дела, суд пришел к правильному выводу о том, что отказ Министерства в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка является обоснованным, поскольку испрашиваемый земельный участок находится в зоне природных ландшафтов (Р-3), где использование земельного участка под садоводство не соответствует установленным регламентам правового зонирования и основным разрешенным видам использования земельных участков в указанной зоне. Вывод министерства об отнесении испрашиваемого земельного участка к зоне естественного природного ландшафта основан на информации, представленной уполномоченным органом местного самоуправления, к исключительной компетенции которого относится утверждение схем расположения земельных участков на кадастровом плане соответствующей территории.
С учетом изложенного, суд сделал правильный вывод, что нарушения действующего законодательства, прав и законных интересов заявителя не установлено, и правомерно отказал Лещенко И.Г. в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным отказа в предоставлении ему в собственность бесплатно испрашиваемого земельного участка.
Доводы представителя Лещенко И.Г. – Лапшиной И.А., изложенные в кассационной жалобе, о незаконности решения суда и доводы о том, что суд дал неправильную оценку обстоятельствам дела, доказательствам и нормам материального права, являются необоснованными, не могут быть приняты во внимание и служить основанием для отмены правильного по существу решения суда по приведенным выше мотивам.
Доводы в кассационной жалобе о том, что Лещенко И.Г. обратился в Министерство в период, когда действовали Правила землепользования и застройки г.о. Самара от 15.07.2010г., не могут быть приняты во внимание, поскольку суд обоснованно указал в решении, что названные Правила на момент принятия Министерством решения об отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка были отменены судебным актом Самарского областного суда 05.05.2011г. Нарушение Министерством сроков рассмотрения заявления Лещенко И.Г. также не является основанием для признания отказа незаконным.
Доводы жалобы не опровергают правильность выводов суда об отсутствии оснований для признания незаконными действий Министерства имущественных отношений Самарской области и принятых решений об отказе в предоставлении заявителю испрашиваемого земельного участка.
Судебная коллегия полагает, что суд полно и всесторонне исследовал представленные доказательства, установил имеющие значение для дела обстоятельства, сделав правильные выводы по существу требований заявителя, а доводы кассационной жалобы не опровергают обстоятельств, установленных судом при рассмотрении дела, и не влияют на законность принятого решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Нормы материального права при рассмотрении дела применены судом правильно, нарушения процессуальных норм, влекущие отмену или изменение решения, не установлены. Таким образом, оснований для отмены решения суда по доводам кассационной жалобы не усматривается.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 15 ноября 2011 г. оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Лещенко И.Г. – Лапшиной И.А. – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: