О признании участником подпрограммы `Обеспечение жильем молодых семей`



Судья: Бородина Л.А. Дело № 33-13770.

                О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

    10 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :

председательствующего Николаевой Н.М.

судей Ефремовой Л.Н. и Гороховика А.С.

при секретаре Кузьмине М.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе

Лаврушина Е.В. на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 ноября 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Лаврушина Е.В. о признании незаконным и отмене распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ года «О признании граждан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» в части исключения Лаврушина Е.В. с составом семьи 3 человека и признании состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ – отказать».

    Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Николаевой Н.М., доводы Лаврушина Е.В. в поддержание жалобы, возражения представителя мэрии г.о. Тольятти Самарской области – Веселковой О.В. (по доверенности), судебная коллегия

        

У С Т А Н О В И Л А :

    Лаврушин Е.В., действуя за себя и в интересах несовершеннолетнего ФИО1, обратился в суд с иском к Мэрии г.о. Тольятти о признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 г.г., признании состоящим на учете в качестве нуждающегося в жилых помещениях с составом семьи 3 человека с ДД.ММ.ГГГГ.

В обоснование своих требований указал, что ДД.ММ.ГГГГ семьей истца подано в мэрию г.о. Тольятти заявление о включении их в состав участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы.     

ДД.ММ.ГГГГ мэром г. о. Тольятти было издано постановление «О признании граждан нуждающимися в улучшении жилищных условий в рамках подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить субсидию в ДД.ММ.ГГГГ году.

ДД.ММ.ГГГГ семья Лаврушиных приобрела в собственность квартиру путем ипотечного займа, который они заключили с ОАО <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ было издано распоряжение мэра г.о. Тольятти «О признании граждан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы».

Согласно данного распоряжения в связи с обеспеченностью общей площадью по норме истец был снят с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Лаврушин Е.В. с составом семьи 3 человека был признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011- 2015 годы с даты подачи заявления на участие в подпрограмме ДД.ММ.ГГГГ.

С данными распоряжениями Лаврушин Е.В. не согласен в части снятия его с учета нуждающихся ДД.ММ.ГГГГ и постановки на учет нуждающихся с ДД.ММ.ГГГГ.

Согласно областной целевой программы «Жилище» на 2009-2015 годы, в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» социальная выплата, предоставляемая молодым семьям, может направляться: на погашение основной суммы долга и уплату процентов по кредитам или займам, предоставляемым для приобретения жилых помещений или строительства объектов индивидуального жилищного строительства, в том числе по ипотечным кредитам при условии, что такая молодая семья была признана нуждающейся в улучшении жилищных условий на момент заключения соответствующего кредитного договора, но не ранее ДД.ММ.ГГГГ.

В случае истца кредитный договор был заключен ДД.ММ.ГГГГ.        Заявление в адрес ответчика было подано в период действия вышеуказанной программы и до вступления в силу ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ. В основу решения о снятии семьи Лаврушина Е.В. с учета нуждающихся в жилых помещениях было положено вышеуказанное постановление, согласно которому социальная выплата используется для уплаты только первоначального взноса при получении жилищного кредита.     Лаврушин Е.В. считает, что данная норма ухудшает положение его семьи и не могла быть применена. На момент формирования текущего списка молодых семей – участников подпрограммы, и на момент формирования сводного списка семья истца не исключена из числа участников подпрограммы, так как снятие с учета нуждающихся в жилом помещении само по себе не влечет исключения из числа указанных участников. Наличие в собственности семьи истца квартиры не является основанием для не включения в список семей участников программы. Будучи признанными ДД.ММ.ГГГГ нуждающимися в улучшении жилищных условий и фактической очередностью в 2011 году, семья истца должна быть включена в списки участников программы «Обеспечение жильем молодых семей» в 2011 году. Однако этого не произошло в связи с принятием мэром г.о. Тольятти распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем истец был вынужден вновь подать заявление о признании его семьи нуждающейся в улучшении жилищных условий в июле 2011 года. При этом распоряжением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана нуждающейся с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ, то есть фактически в настоящий момент его очередь в списке четырехлетней давности утрачена.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, истец просил признать незаконным и отменить распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» в части исключения Лаврушина Е.В. с составом семьи 3 человека. Признать Лаврушина Е.В. с составом семьи 3 человека состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ

    Судом постановлено вышеуказанное решение.

    В кассационной жалобе Лаврушин Е.В. просит решение суда отменить, считает его неправильным.

    Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы Лаврушина Е.В., судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

    В соответствии с пунктом 1 Правил предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья в рамках реализации подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 - 2010 годы, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2006 года № 285, настоящие Правила устанавливают порядок предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, которые могут направляться, в том числе, на уплату первоначального взноса при получении ипотечного жилищного кредита или займа на приобретение жилья или строительство индивидуального жилого дома, а также на погашение основной суммы долга и уплату процентов по этим ипотечным жилищным кредитам или займам, за исключением иных процентов, штрафов, комиссий и пеней за просрочку исполнения обязательств по этим кредитам или займам (далее - социальные выплаты), в рамках реализации подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 17 сентября 2001 г. N 675, а также выполнения в 2006 году обязательств по компенсации части затрат на приобретение или строительство жилья, произведенных молодыми семьями - участниками подпрограммы "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 г. N 638, при рождении (усыновлении) ребенка. (в ред. Постановлений Правительства РФ от 11.08.2007 N 510, от 10.04.2008 N 257)

    В соответствии с п. 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

    Из материалов дела усматривается, что Постановлением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Лаврушин Е.В. с составом семьи 3 человека принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях и включен в список молодых семей – участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы, изъявивших желание получить социальную выплату на приобретение жилья в ДД.ММ.ГГГГ

    Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между АК <данные изъяты> и Лаврушиным Е.В., ФИО2. заключен кредитный договор №. на приобретение жилого помещения – квартиры.

Согласно договору купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ Лаврушин Е.В. и Лаврушина Т.А. в общую совместную собственность приобрели жилое помещение – квартиру общей площадью 65,9 кв.м., жилой площадью 39,3 кв.м., расположенную по адресу <адрес>

    Регистрация права собственности Лаврушина Е.В. и ФИО2. на указанную квартиру подтверждается свидетельством о государственной регистрации права.

    Установлено, что Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. №1050 «ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» принята подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы.

    В связи с чем подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы прекратила свое действие в связи с истечением срока ее действия.

Согласно п.2 Правил предоставления молодым семья социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года № 1050 и являющихся Приложением № 3 к подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, предусмотрен исчерпывающий перечень направлений использования молодой семьей средств социальной выплаты, полученной в рамках данной подпрограммы. Данный перечень не содержат условия, аналогичного условию подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2002-2010 годы о том, что социальная выплата может быть использована на погашение основной суммы долга и уплату текущих платежей и процентов по жилищным кредитам или займам.

В соответствии с п. 6 вышеуказанных Правил применительно к настоящим Правилам под нуждающимися в улучшении жилищных условий понимаются молодые семьи, поставленные на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 марта 2005 г., а также молодые семьи, признанные органами местного самоуправления по месту их постоянного жительства нуждающимися в улучшении жилищных условий после 1 марта 2005 г. по тем же основаниям, которые установлены статьей 51 Жилищного кодекса Российской Федерации для признания граждан нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма.

Установлено, что Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Лаврушин Е.В. составом семьи 3 человека снят с учета нуждающихся в жилых помещениях в связи с обеспеченностью общей площадью по норме (п. 2 ч. 1 ст. 56 ЖК РФ) и Лаврушину Е.В. отказано в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010г. № 1050, в связи с несоответствием молодой семьи требованию, указанному в п.п. «б» п. 6 Правил.

Таким образом, суд правильно указал в решении на то обстоятельство, что семья истца имела право на получение и использование социальной выплаты в рамках ранее действующей редакции подпрограммы, но не реализовала свое право, поскольку не была включена в списки участников подпрограммы, что не означает, что это право за ними сохраняется и в случае прекращения действия подпрограммы.

Суд пришел к правильному выводу о том, что Распоряжение заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ об отказе Лаврушину Е.В. в признании участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015г., утвержденной Постановлением Правительства РФ от 17.12.2010 года №1050, принято в соответствии с требованиями закона.

Установлено также, что Постановлением Правительства РФ от 14.07.2011 года № 575 в ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, вступившим в действие с 26.07.2011 года, были внесены изменения, в силу которых допускается использование социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты текущих платежей и процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, или жилищным займам на приобретение жилого помещения, полученным до 01.01.2011 года.

В силу указанной редакции подпрограммы для участия в целях использования социальной выплаты для погашения основной суммы долга и уплаты процентов по жилищным кредитам, в том числе ипотечным, молодая семья должна подать в орган местного самоуправления документы, в том числе документ, подтверждающий тот факт, что молодая семья была признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с п. 7 Правил на момент заключения соответствующего кредитного договора.

Таким образом, установлено, что семья истца вновь приобрела право на участие в подпрограмме «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, поскольку на момент получения ипотечного кредита (ДД.ММ.ГГГГ года) истец с составом семьи 3 человека состоял на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Распоряжением заместителя мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ Лаврушин Е.В. с составом семьи 3 человека признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы с даты подачи заявления на участие с ДД.ММ.ГГГГ и включен в список молодых семей – участников подпрограммы с даты постановки на учет в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы истца о том, что оспариваемым распоряжением мэра г.о. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ семья истца признана нуждающейся с даты подачи заявления – ДД.ММ.ГГГГ обоснованно оставлены без внимания, поскольку указанным распоряжением Лаврушин Е.В. с ДД.ММ.ГГГГ признан участником подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы, а включен в список молодых семей – участников подпрограммы с даты постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий с ДД.ММ.ГГГГ, то есть, с даты вынесении соответствующего Постановления мэра г.о. Тольятти № , которым Лаврушин Е.В. принят на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

Оценивая все представленные доказательства в их совокупности, суд пришел к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований о признании незаконным и отмене распоряжения заместителя мэра г.о. Тольятти № от ДД.ММ.ГГГГ «О признании граждан участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» ФЦП «Жилище» на 2011-2015 годы» в части исключения Лаврушина Е.В. с составом семьи 3 человека и признании состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях с ДД.ММ.ГГГГ.

Доводы кассационной жалобы Лаврушина Е.В. о том, что суд необоснованно отказал в удовлетворении его требований, не могут служить основанием к отмене правильного по существу решения суда, поскольку все приведенные им в жалобе обстоятельства были предметом исследования в суде и им дана правильная правовая оценка в соответствии со ст.67 ГПК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия

                О П Р Е Д Е Л И Л А :

    Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 11 ноября 2011 года – оставить без изменения, кассационную жалобу Лаврушина Е.В. - без удовлетворения.

            

Председательствующий –

Судьи -