Судья Абрамов А.Ю. Дело № 33-13768
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
11 января 2011 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Елистратовой Е.В.
Судей: Марушко Л.А., Минеевой О.Г.
При секретаре: Тимагине Е.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мудревской Д.И., Наумовой О.П., Молотковой Л.Ф., Тереховой Е.Н., Акимовой Н.Ю., Андреевой Н.И., Ремезова П.А., Ремозовой Т.Б., Мыленковой М.В., Агеевой И.Г., Курамшиной О.П., Шеминой Л.М., Устименко Н.А., Кульпановой Е.И., Говоровой Е.Н., Вьюновой Н.М., Королёвой Г.А., Бурлаковой И.А., Бурлакова Д.Н., Литвин Ж.Н., Соколовой Е.А., Зимовец Л.В., Полибициной Е.В., Тепловой Э.Н., Исабалаевой З.М., Хлызовой Е.Л., Лементарь В.В., Лементарь О.В., Белобородова А.В. на решение Автозаводского районного суда г.Тольятти от 16.11.11г., которым постановлено:
«В иске Мудревской Д.И., Наумовой О.П., Молотковой Л.Ф., Тереховой Е.Н., Акимовой Н.Ю., Андреевой Н.И., Ремезова П.А., Ремозовой Т.Б., Мыленковой М.В., Агеевой И.Г., Курамшиной О.П.3 Шеминой Л.М., Устименко Н.А., Кульпановой Е.И., Говоровой Е.Н., Вьюновой Н.М., Королёвой Г.А., Бурлаковой И.А., Бурлакова Д.Н., Литвин Ж.Н., Соколовой Е.А., Зимовец Л.В., Полибициной Е.В., Тепловой Э.Н., Исабалаевой З.М., Хлызовой Е.Л., Лементарь В.В., Лементарь О.В., Белобородова А.В. к Военно-техническому кадетскому корпусу Министерства обороны РФ об оспаривании приказов № № «О передаче личного состава обучающихся Военно-технического кадетского корпуса в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище», № № «Об изменении условий труда работников Военно-технического кадетского корпуса» и взыскании заработной платы – отказать»
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Марушко Л.А., объяснения представителей Мудревской Д.И. – Милевской Р.И. и Вейнерт В.В., поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия,
УСТАНОВИЛА
Истцы обратились в суд с иском к ответчику об оспаривании приказов и взыскании заработной платы.
В обоснование требований указали, что все они являются работниками
(гражданский персонал, преподавательский состав) Военно-технического кадетского корпуса Министерства обороны РФ, расположенного в г. Тольятти.
ДД.ММ.ГГГГ руководством Военно-технического кадетского корпуса поставлены в известность работники корпуса о предстоящем уменьшении размера заработной платы до двух третей должностного оклада.
В обосновании этого было сообщено, что набор обучающихся в ДД.ММ.ГГГГ г. был менее 50 % от нормативного, в ДД.ММ.ГГГГ. набор курсантов не осуществлялся и ДД.ММ.ГГГГ г. набор также не планируется. После очередного выпуска, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ в корпусе остаётся 34 курсанта при расчётном количестве 300 человек. В связи с этим администрация кадетского корпуса предупредила истцов, что после выхода работников из ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с ч. 2 ст. 155 ГК РФ им будет выплачено две трети должностного оклада в связи с невыполнением должностных обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника.
После выхода из летних отпусков ДД.ММ.ГГГГ., руководство Военно-технического кадетского корпуса сообщило работникам корпуса, что Правительство РФ и Министерство обороны РФ приняли решение о реорганизации Военно-технического кадетского корпуса МО РФ в г. Тольятти в форме слияния с Ульяновским гвардейским суворовским училищем и на их базе будет образовании федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны РФ».
ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника Военно-технического кадетского корпуса МО РФ в г. Тольятти издан приказ № № о передаче личного состава обучающихся курсантов Военно-технического кадетского корпуса до ДД.ММ.ГГГГ в Ульяновское гвардейское суворовское училище, а также об отчислении курсантов не пожелавших проходить обучение в Ульяновском гвардейском суворовском училище.
В связи с реорганизацией Военно-технического кадетского корпуса МО РФ в г. Тольятти в форме слияния с Ульяновским гвардейским суворовским училищем и на их базе образованного федерального государственного казенного общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны РФ», а также в связи с передачей личного состава обучающихся курсантов в Ульяновское гвардейское суворовское училище ДД.ММ.ГГГГ издан приказ за № №
В соответствии с данным приказом, в связи с отсутствием учебной нагрузки для педагогического состава по причинам, не зависящим от работодателя и работника, в соответствии с ч. 2 ст. 155 ТК РФ принято решение о выплате работникам корпуса заработной платы в размере две трети должностного оклада.
Истцы считают, что приказы № № являются незаконными и нарушающими права и законные интересы работников по следующим основаниям:
Во-первых, об изменении организационных условии труда они узнали только ДД.ММ.ГГГГ, а приказ №№ не видел ни один из работников Военно-технического кадетского корпуса, хотя должны были ознакомить их не менее чем за два месяца до произошедших изменений.
Во-вторых, истцы считают, что оснований для изменения условий труда и как следствие, уровня заработной платы не имеется, поскольку именно по вине работодателя они не могут осуществлять свои трудовые, образовательные функции. До настоящего момента работников корпуса не ознакомили с распоряжением Правительства РФ и приказом Министерства обороны РФ, на которые ответчик ссылается как на основания изменения организационных условий работы.
В-третьих, по мнению истцов, работодатель в соответствии с ч. 5 ст. 75 ТК РФ при реорганизации юридического лица не имел право расторгать трудовые договора с работниками.
На основании изложенного истцы просят:
Признать незаконным с момента издания приказ №№ от ДД.ММ.ГГГГ Врио начальника Военно-технического кадетского корпуса МО РФ г.о.Тольятти «Об изменении условий труда работников Военно-технического кадетского корпуса».
Признать незаконным с момента издания приказ № № от ДД.ММ.ГГГГ. Врио начальника Военно-технического кадетского корпуса МО РФ г.о. Тольятти «О передаче личного состава обучающихся Военно-технического кадетского корпуса в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище».
Обязать начальника Военно-технического кадетского корпуса МО РФ г.о. Тольятти произвести с ДД.ММ.ГГГГ оплату труда работникам Военно-технического кадетского корпуса в полном объеме, исходя из ранее имевшейся заработной платы.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе истцы просят отменить решение.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.
В соответствии со ст. 74 ТК РФ. «в случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника. О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость таких изменений, работодатель обязан уведомить работника в письменной форме не позднее, чем за два месяца, если иное не предусмотрено настоящим кодексом.»
В ходе рассмотрения дела суд пришел к правильному выводу о том, что истцы знали о предстоящих изменениях условий труда еще в апреле 2011г., в связи с чем, суд обоснованно критически отнесся к доводам истцов о том, что они не были своевременно, за два месяца предупреждены работодателем об изменении условий труда.
В судебном заседании истцы не отрицали, что ДД.ММ.ГГГГ руководство Военно-технического кадетского корпуса их поставило в известность о предстоящем уменьшении размера заработной платы до двух третей должностного оклада из-за того, что набор обучающихся в корпусе в 2009 г. был менее 50 % от нормативного, в 2010 г.- набор курсантов не осуществлялся, а в 2011г. набор также не планировался.
Истцам сообщили, что после очередного выпуска обучающихся, намеченного на ДД.ММ.ГГГГ в корпусе остаётся 34 курсанта при расчётном количестве 300 человек.
В связи с этим после выхода работников из ежегодного оплачиваемого отпуска в соответствии с ч. 2 ст. 155 ТК РФ им предполагалось выплатить две трети должностного оклада в связи с невыполнением должностных обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника.
Кроме того, одним из доказательств заблаговременного извещения работников о предстоящем изменении условий труда явилось мотивированное мнение от ДД.ММ.ГГГГ представителя работников кадетского корпуса ФИО1, приобщенное истцами к исковому заявлению в котором она выражала своё несогласие с предстоящими изменениями труда.
К материалам дела приобщены уведомления от ДД.ММ.ГГГГ о заблаговременном извещении работников корпуса о предстоящих изменениях условий трудового договора в которых рекомендовалось принять меры к самостоятельному поиску работы или обратиться в службу занятости по месту жительства.
Как следует из материалов дела обжалуемый истцами приказ № 140 от ДД.ММ.ГГГГ не является приказом об изменении условий труда. Указанный приказ является приказом «О передаче личного состава обучающихся Военно-технического кадетского корпуса в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище». Приказ касается именно перевода обучающихся в г.Ульяновск до ДД.ММ.ГГГГ, т.е., до начала нового учебного года и он доведен до лиц, исполняющих данный приказ.
В соответствии со ст. 155 ТК РФ «при невыполнении норм труда, неисполнений трудовых (должностных) обязанностей по вине работодателя оплата труда производится в размере не ниже средней заработной платы работника, рассчитанной пропорционально фактически отработанному времени. При невыполнении норм труда, неисполнении трудовых (должностных) обязанностей по причинам, не зависящим от работодателя и работника, за работником сохраняется не менее двух третей тарифной ставки, оклада (должностного оклада), рассчитанных пропорционально фактически отработанному времени.»
Согласно приказу №№ от ДД.ММ.ГГГГ «Об изменении условий труда работников Военно-технического кадетского корпуса» в связи с передачей личного состава в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище в соответствии с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №р, а также в соответствии с приказом №№ изменились условия труда работников.
Суд пришел к выводу о том, что отсутствие учебной нагрузки для педагогических работников возникло по причинам, не зависящим от сторон, поскольку распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ и приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ №№ принято решение о реорганизации Военно-технического кадетского корпуса МО РФ в г Тольятти в форме слияния с Ульяновским гвардейским суворовским училищем и на их базе образовании федерального государственного казённого общеобразовательного учреждения «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны РФ».
Во исполнение решений, принятых Правительством РФ и Министерства обороны РФ, руководителем Департамента образования Минобороны РФ выдано ДД.ММ.ГГГГ руководителю кадетского корпуса в г.Тольятти указание за № № о направлении обучающихся кадетского корпуса для продолжения обучения в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище.
Проанализировав представленные доказательства в обоснование сторон, суд обоснованно посчитал неубедительными ссылки истцов на то, что они не ознакомились с распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № №, приказом Министра обороны РФ отДД.ММ.ГГГГ №№ и указанием руководителя Департамента образования Мин обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ за № №. Как видно из материалов дела с приказами истцы ознакомлены под роспись.
После опубликования в сети Интернет указанных выше приказа и распоряжения истцам выдавались уведомления (в дополнение к ранее выданным уведомлениям от ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ ), о предстоящем изменении условий груда.
Суд правильно посчитал необоснованными доводы истцов о том, что работодатель неправомерно не перевёл их вместе с кадетами по новому месту работы - в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище и посчитал заслуживающими внимания доводы ответчика о том, что работодатель не мог этого сделать, поскольку данное учебное заведение, как и Военно-технический кадетский корпус МО РФ в г. Тольятти, находился в стадии реорганизации и приём на работу в это учебное заведение был невозможен. Новое юрлицо: Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение «Ульяновское гвардейское суворовское военное училище Министерства обороны РФ» на момент вынесения решения суда не было образовано.
Суд пришел к обоснованному выводу о том, что оснований для признания незаконным с момента издания приказа от ДД.ММ.ГГГГ № № «О передаче личного состава обучающихся Военно-технического кадетского корпуса в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище», не имеется, поскольку личный состав уже передан в Ульяновское гвардейское суворовское военное училище и с ДД.ММ.ГГГГ приступил к обучению. С ДД.ММ.ГГГГ Военно-технический кадетский корпус прекращает свое существование.
При наличии указанных обстоятельств суд пришел к обоснованному выводу об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Доводы кассационной жалобы о том, что судом нарушены нормы материального права, неубедительны, поскольку приказы, которые истцы просят признать незаконными, изданы на основании соответствующих распоряжений вышестоящих органов.
Доводы истцов о неправомерности оплаты труда не в полном размере, несостоятельны. Как установлено в кассационной инстанции Самарского областного суда на решение ответчика о выплате истцам по 2/3 должностного оклада за время простоя, государственным инспектором выдано ответчику предписание о выплате 69 работникам учреждения по 2/3 среднего заработка.
Оснований для взыскания среднего заработка в полном размере, как того требовали истцы, не имеется.
Судом правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, им дана надлежащая правовая оценка, спор разрешен в соответствии с действующим законодательством.
На основании изложенного, руководствуясь ст.361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА
Решение Автозаводского районного суда г.Тольятти Самарской области от 16 ноября 23011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Мудревской Д.И., Наумовой О.П., Молотковой Л.Ф., Тереховой Е.Н., Акимовой Н.Ю., Андреевой Н.И., Ремезова П.А., Ремозовой Т.Б., Мыленковой М.В., Агеевой И.Г., Курамшиной О.П.3 Шеминой Л.М., Устименко Н.А., Кульпановой Е.И., Говоровой Е.Н., Вьюновой Н.М., Королёвой Г.А., Бурлаковой И.А., Бурлакова Д.Н., Литвин Ж.Н., Соколовой Е.А., Зимовец Л.В., Полибициной Е.В., Тепловой Э.Н., Исабалаевой З.М., Хлызовой Е.Л., Лементарь В.В., Лементарь О.В., Белобородова А.В. без удовлетворения.