Признание рыночной стоимости земельного участка его кадастровой стоимостью



Судья: Антонова Е.В. гр. дело № 33-677

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

23 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего – Пинчук С.В.

судей - Сказочкина В.Н., Пияковой Н.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Овакимян А.С. на решение Самарского районного суда г.Самара от 7 декабря 2011 года, которым постановлено:

«В удовлетворении иска Овакимян А.С. к ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (Управление Росреестра по Самарской области) о признании рыночной стоимости земельного участка кадастровой стоимостью земельного участка и об обязании внести изменения в сведения кадастрового учета о кадастровой стоимости земельного участка отказать».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Овакимян А.С. обратилась в суд с иском к ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области, Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) о признании рыночной стоимости земельного участка кадастровой стоимостью земельного участка и об обязании внести изменения в сведения кадастрового учета о кадастровой стоимости земельного участка.    

В обоснование требований указала, что 18.06.2010г. она на основании договора купли-продажи, заключенного по результатам открытого аукциона, проведенного в соответствии с распоряжением Главы г.о. Октябрьск от 12.05.2010г. № 233-р, приобрела в собственность земельный участок площадью 746,0 кв.м. под нежилое здание бани по адресу: <адрес>.

Право собственности на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке.

В марте 2011 года она получила налоговое уведомление № 413070 об уплате земельного налога и требование № 16405 об уплате налога в размере 6969 руб. Основанием для начисления налога в указанном размере является кадастровая стоимость земельного участка, которая составляет 923928 руб.

Поскольку рыночная стоимость земельного участка специалистами ООО «<данные изъяты>» была установлена в размере 100000 руб., земельный участок она приобрела за 105000 руб., истица просила признать рыночную стоимость земельного участка в размере 105000 руб. его кадастровой стоимостью. Также просила обязать ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области внести в кадастровый учет изменения в сведения о кадастровой стоимости земельного участка.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе Овакимян А.С. просит отменить решение суда как незаконное и необоснованное.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда первой инстанции, считает его правильным.

Судом установлено, что на основании договора купли-продажи от 18.06.2010г., заключенного с Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г.о. Октябрьск, истица приобрела в собственность земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <адрес>, под нежилое здание бани, общей площадью 746,0 кв.м., с кадастровым номером .

Цена земельного участка по договору составляет 105000 руб. (п. 2.1. договора).

Договор купли-продажи заключен по результатам открытого аукциона, проведенного Комитетом по управлению имуществом г.о. Октябрьск на основании распоряжения Главы г.о. Октябрьск от 12.05.2010г. № 233-р.

Право собственности истицы на земельный участок зарегистрировано в установленном порядке, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 15.07.2010г.

Кадастровая стоимость земельного участка составляет 923928 руб., что сторонами не оспаривается и подтверждается письменными отзывами ФГУП «ФКЦ «Земля», ФБУ «Кадастровая палата» по Самарской области.

Сведения о кадастровой стоимости земельного участка внесены в кадастр недвижимости на основании акта определения кадастровой стоимости от 18.02.2010г., утвержденного заместителем начальника Территориального отдела № 3 Управления Роснедвижимости по Самарской области, то есть уполномоченным органом.

Из кадастровой стоимости земельного участка налоговым органом рассчитан земельный налог, который составляет 6929,46 руб., что следует из требования об уплате налога № 16405.

Суд правильно счел необоснованными доводы истицы о том, что рыночная стоимость земельного участка - 105000 руб. должна быть внесена в сведения кадастрового учета в качестве кадастровой стоимости земельного участка, из которой подлежит исчислению земельный налог.

В соответствии с п.5 ст. 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных действующим законодательством, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.

Согласно п.2 ст. 66 ЗК РФ для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Порядок проведения государственной кадастровой оценки земель устанавливается Правительством Российской Федерации.

Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ установлено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.

Рыночная стоимость устанавливается в соответствии с Федеральным законом об оценочной деятельности (ч.1 ст. 66 ЗК РФ). Под рыночной стоимостью понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства.

В соответствии с Федеральным стандартом оценки «Определение кадастровой стоимости (ФСО № 4), утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 22.10.2010г., под кадастровой стоимостью в настоящее время понимается «установленная в процессе государственной кадастровой оценки рыночная стоимость объекта недвижимости, определенная методами массовой оценки, или, при невозможности определения рыночной стоимости методами массовой оценки, рыночная стоимость, определенная индивидуально для конкретного объекта недвижимости в соответствии с законодательством об оценочной деятельности».

Правила проведения государственной кадастровой оценки земель, которыми регулируется порядок проведения государственной кадастровой оценки земель всех категорий на территории Российской Федерации для целей налогообложения и иных целей, установленных законом, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2000г. № 316.

Согласно п. 5 Правил государственная кадастровая оценка земель осуществляется на основании статистического анализа рыночных цен и иной информации об объектах недвижимости, а также иных методов массовой оценки недвижимости.

Таким образом, несмотря на взаимосвязь рыночной стоимости земельных участков с кадастровой стоимостью земельных участков, в соответствии с действующим законодательством методики установления кадастровой и рыночной стоимости земельных участков различны, также как не тождественны и сами понятия кадастровой и рыночной стоимости земельных участков.

Как следует из статьи 24.19 Федерального закона от 29.07.1998г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости физическими лицами, юридическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся соответственно в государственной или муниципальной собственности. Основаниями для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости являются: недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости; установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую была установлена его кадастровая стоимость. В случае, если заявление о пересмотре кадастровой стоимости было подано на основании установления в отчете рыночной стоимости объекта недвижимости, комиссия принимает решение об определении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в комиссии в течение шести месяцев с даты их внесения в государственный кадастр недвижимости. Решения комиссии могут быть оспорены в суде.

Из изложенных нормативных актов следует, что кадастровая стоимость земельного участка, равная его рыночной стоимости, устанавливается не произвольно, а в исключительных случаях - при невозможности установить в процессе государственной кадастровой оценки рыночную стоимость земельного участка путем массовой оценки. Определение рыночной стоимости земельного участка не является безусловным основанием для замены кадастровой стоимости, определенной в установленном порядке, на его рыночную стоимость; рыночная стоимость земельного участка должна быть установлена на дату проведения массовой оценки земель и должна содержаться в отчете.

Согласно п.1 ст. 5 Федерального закона от 22.07.2010г. № 167-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» в отдельные законодательные акты Российской Федерации» положения настоящего федерального закона, которым введена в действие ст. 24.19 Федерального закона № 1350-ФЗ и п. 3 ст. 66 ЗК РФ, не применяются к государственной кадастровой оценке земель, договоры на проведение которой были заключены до истечения шестидесяти дней после дня официального опубликования настоящего Федерального закона и работы по проведению которой не завершились в указанной в настоящей части срок.

Договор на проведение работ по государственной кадастровой оценке земельных участков в составе земель населенных пунктов в Самарской области, результаты которой утверждены постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2008г. № 473, заключен 26.06.2007г. (государственный контракт № 4/0), то есть до истечения шестидесяти дней после официального опубликования указанного Федерального закона.

Спорный земельный участок с кадастровым номером внесен в сведения кадастрового учета 18.02.2010г., то есть ранее приобретения истицей земельного участка и установления его начальной продажной стоимости для заключения сделки. Кадастровая стоимость данного земельного участка рассчитана с применением удельных показателей средних удельных показателей кадастровой стоимости, утвержденных постановлением Правительства Самарской области от 28.12.2008г. № 473. Рыночная стоимость стартовой цены земельного участка в размере 100000 руб. установлена отчетом ООО «<данные изъяты>» на 21.04.2010г.

Таким образом, рыночная стоимость земельного участка установлена позже определения кадастровой стоимости, в связи с чем ч.3 ст. 66 ЗК РФ в редакции Федерального закона от 22.07.2010г. № 167-ФЗ в данном случае применению не подлежит.

Кроме того, как указано в самом отчете со ссылкой на ФСО № 1 от 20.07.2007г. № 256, рыночная стоимость земельного участка установлена исключительно для совершения сделок с ним и действует не более шести месяцев со дня составления отчета об оценке.

Рыночная стоимость земельного участка на дату определения кадастровой стоимости земельного участка, не установлена.

От проведения судебной экспертизы истица и ее представитель отказались.

Учитывая, что цена земельного участка, за которую истица купила его, не является его рыночной стоимостью, рыночная стоимость земельного участка была определена после установления его кадастровой стоимости, у суда отсутствовали основания для признания рыночной стоимости участка его кадастровой стоимостью. В данном случае, в связи с отсутствием сведений о рыночной стоимости земельного участка на момент установления его кадастровой стоимости, кадастровая стоимость была определена по результатам государственной кадастровой оценки земельных участок в составе земель населенных пунктов в Самарской области, утвержденной постановлением Правительства Самарской области от 20.12.2008г. № 473.

Доводы Овакимян А.С. в кассационной жалобе о незаконности и необоснованности принятого судом решения, не опровергают выводы суда, кроме того, основаны на неправильном толковании и применении норм права, в связи с чем не могут быть приняты во внимание.

При таких обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что решение суда законно и обоснованно.

На основании изложенного, руководствуясь ст. 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Самарского районного суда г.Самара от 7 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Овакимян А.С. – без удовлетворения.

Председательствующий-

Судьи-