Бабкин С.В.
Гр.д. № 33-463
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
23.01.2012 года, судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе :
Председательствующего Пинчук С.В.
Судей Пияковой Н.А., Сказочкина В.Н.
При секретаре Асабаевой Д.Т.
Рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области на решение Сызранского городского суда от 31 октября 2011 года, которым постановлено :
« Заявление Калинкиной Н.А. удовлетворить.
Признать решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении лесного участка, площадью 0,1 га, находящегося под индивидуальным жилым домом, расположенного по адресу : <адрес>, в аренду на срок 49 лет, и об отказе в предоставлении лесного участка, площадью 0,35 га, расположенного по адресу : <адрес>, в срочное пользование на праве аренды на срок 49 лет, для ведения сельского хозяйства, незаконным.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставить Калинкиной Н.А. лесной участок площадью 0,1 га, находящийся под индивидуальным жилым домом, расположенный по адресу : <адрес>, в аренду на срок 49 лет.
Обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставить Калинкиной Н.А. лесной участок, площадью 0,35 га, расположенный по адресу : <адрес>, в срочное пользование на праве аренды на срок 49 лет, для ведения сельского хозяйства».
Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Пинчук С.В., возражения Калинкиной Н.А., судебная коллегия
УСТАНОВИЛА :
Калинкина Н.А. обратилась в суд к Министерству лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением об обжаловании отказа в предоставлении земельного участка и понуждении в предоставлении земельного участка на правах аренды.
В обоснование требований указала, что на основании договора купли-продажи, удостоверенного нотариусом Шигонского района Самарской области ФИО1 15.06.2004 г. по реестру № 3452, она является собственником жилого дома, общей площадью 47,40 кв.м., жилой площадью 25,60 кв.м., по адресу : <адрес>, которым с момента его приобретения и по настоящее время она пользуется по назначению.
При совершении сделки данный жилой дом был расположен на огороженном земельном участке площадью около 0,12 га, которым прежний владелец жилого дома пользовался в своих личных целях, необходимых для обслуживания домовладения.
Так же прежний владелец жилого дома пользовался в своих личных целях и земельным участком, площадью 0,35 га, примыкающим к огороженному земельному участку с расположенным на нем жилым домом, на котором он вел свое личное подсобное хозяйство, в том числе на нем была и пчелиная пасека.
20.06.2011 г. она обратилась в Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области с заявлением о предоставлении ей в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ в аренду земельный участок площадью 0,1 га, находящийся под индивидуальным жилым домом, расположенный по адресу : <адрес>, а так же о предоставлении ей в соответствии со ст.ст. 25,38 Лесного кодекса РФ земельного участка площадью 0,35 га, прилегающего к жилому дому, расположенному по указанному адресу, в безвозмездное срочное пользование, для ведения сельского хозяйства на срок 49 лет.
Однако, руководитель управления использования потенциала лесов департамента лесного хозяйства ФИО2 письмом № от ДД.ММ.ГГГГ отказал ей в предоставлении земельного участка площадью 0,35 га, указав, что лесохозяйственным регламентом Шигонского лесничества не предусмотрено использование земель лесного фонда в 92 квартале Львовского участкового лесничества Шигонского лесничества для ведения сельского хозяйства, а по вопросу предоставления ей в соответствии со ст. 36 Земельного кодекса РФ в аренду земельного участка площадью 0,1 га, находящегося под индивидуальным жилым домом, вообще ни какого не дал ответа.
Не согласившись с данным отказом, поскольку в соответствии с абз. 1,2 п. 1 ст. 36 ЗК РФ и п. 6 ч. 1 ст. 25, ст. 38 Лесного кодекса РФ, она имеет право на получение в аренду указанных выше земельных участков, Калинкина Н.А. обратилась в суд, просила признать отказ Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской область № от ДД.ММ.ГГГГ незаконным, а также обязать Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставить ей в аренду земельный участок площадью 0,1 га, находящийся под индивидуальным жилым домом, расположенным по указанному выше адресу, на срок 49 лет, а также земельный участок площадью 0,35 га, расположенный там же в срочное пользование на праве аренды на срок 49 лет, для ведения сельского хозяйства.
Судом постановлено изложенное выше решение, которое Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области в кассационной жалобе просит отменить, ссылаясь на то, что оно является неправильным.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает решение суда отменить, как постановленное с неправильным применением норм материального права.
Из материалов дела следует, что Калинкина Н.А является собственником жилого дома общей площадью 47.40 кв.метров, жилой площадью 25,60 кв.метров, расположенного по адресу : <адрес> на основании договора купли-продажи жилого дома от 15.06.2004 г.,
Право собственности зарегистрировано в ЕГРП, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права серии 63-АБ № 187002 от 23.06.2004 г.
Указанный дом расположен на земельном участке, находящемся в <адрес>, на земельном участке, площадью 488760000 кв.метров, по адресу : <адрес>, с кадастровым номером №.
Данный земельный участок, как самостоятельный объект права, находится в собственности Российской Федерации, что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права серии 63-АБ № 899688 от 17.02.2006 г.
Калинкина Н.А не оспаривает право федеральной собственности на испрашиваемые участки.
Калинкина Н.А. обратилась в Министерство природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области с заявлением о предоставлении в аренду земельный участок площадью 0,1 га, находящийся под индивидуальным жилым домом, расположенным по указанному выше адресу, на срок 49 лет, а также земельный участок площадью 0,35 га, расположенный там же, в срочное пользование на праве аренды на срок 49 лет, для ведения сельского (личного подсобного) хозяйства.
При этом она ссылалась на положения ст. 36 Земельного Кодекса РФ 20.06.2011 г.
По результатам рассмотрения заявления руководитель управления использования потенциала лесов департамента лесного хозяйства Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области ФИО2 в своем письме № от ДД.ММ.ГГГГ уведомил Калинкину Н.А., что лесохозяйственным регламентом Шигонского лесничества не предусмотрено использование земель лесного фонда в 92 квартале Львовского участкового лесничества Шигонского лесничества для ведения сельского хозяйства.
Признавая данное решение незаконным и обязывая Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставить Калинкиной Н.А. лесной участок площадью 0,1 га, находящийся под индивидуальным жилым домом, суд сослался на то, что поскольку лесным законодательством т вопросы по оформлению права землепользования под объектом недвижимости не урегулированы, предоставление заявителю испрашиваемого участка для использования под объектом недвижимости должно осуществляться по правилам ст. 36 Земельного кодекса РФ, имеющей в данном случае приоритет перед нормами, предусмотренными ч. 1 ст. 74 Лесного кодекса РФ.
Признавая незаконным отказ Калинкиной Н.А. в предоставлении лесного участка площадью 0,35 га, для ведения сельского хозяйства, суд сослался на то, что согласно ст. 38 Лесного кодекса РФ леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства, и в силу положений Согласно ст. 71, 72 Лесного кодекса РФ могут предоставляться в аренду.
Доводы Министерства природопользования, лесного хозяйства и охраны окружающей среды Самарской области о том, что использование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется в соответствии с лесным планом Самарской области и лесохозяйственным регламентом Шигонского лесничества, согласно которого использование земель лесного фонда площадью 0,35 га, в квартале № 92 Львовского участкового лесничества Шигонского лесничества для ведения сельского хозяйства не предусмотрено, суд не принял во внимание, ссылаясь на то, что лесной план Самарской области Министерством не был предоставлен суду, а ксерокопия Лесохозяйственного регламента Шигонского лесничества Самарской области суду была предоставлена не в полном объеме, не была скреплена и не заверена в установленном законом порядке.
Данный документ не принят судом как допустимое доказательство.
Выводы суда нельзя признать законными и обоснованными.
Согласно ст. 38 Лесного кодекса РФ, леса могут использоваться для ведения сельского хозяйства (сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, пчеловодства, северного оленеводства, выращивания сельскохозяйственных культур и иной сельскохозяйственной деятельности).
На лесных участках, предоставленных для ведения сельского хозяйства, допускается размещение ульев и пасек, возведение изгородей, навесов и других временных построек.
Граждане, юридические лица осуществляют использование лесов для ведения сельского хозяйства на основании договоров аренды лесных участков.
Правила использования лесов для ведения сельского хозяйства устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В соответствии с п.6,7,8 Правил использования лесов для ведения сельского хозяйства( утверждены Приказом Минсельхоза РФ от 14.05.2010 N 161, использование лесных участков для ведения сельского хозяйства осуществляется в соответствии с лесным планом субъекта Российской Федерации и лесохозяйственным регламентом лесничества.
Невыполнение гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование лесов, лесохозяйственного регламента и проекта освоения лесов является основанием для досрочного расторжения договора аренды лесного участка, а также принудительного прекращения права постоянного (бессрочного) или безвозмездного срочного пользования лесным участком.
Использование лесов для ведения сельского хозяйства может ограничиваться в соответствии со статьей 27 Лесного кодекса Российской Федерации.
В соответствии со ст. 87 Лесного кодекса РФ, основой осуществления использования, охраны, защиты, воспроизводства лесов, расположенных в границах лесничества, лесопарка, является лесохозяйственный регламент лесничества, лесопарка.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков утверждаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 настоящей статьи.
Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных в границах территорий субъектов Российской Федерации, указанных в части 2 статьи 83 настоящего Кодекса, а также лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях обороны и безопасности, землях особо охраняемых природных территорий, утверждаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти. Лесохозяйственные регламенты лесничеств, лесопарков, расположенных на землях, находящихся в муниципальной собственности, и землях населенных пунктов, на которых расположены городские леса, утверждаются органами местного самоуправления.
Лесохозяйственный регламент составляется на срок до десяти лет.
В лесохозяйственном регламенте в отношении лесов, расположенных в границах лесничеств, лесопарков, устанавливаются:
1) виды разрешенного использования лесов, определяемые в соответствии со статьей 25 настоящего Кодекса;
2) возрасты рубок, расчетная лесосека, сроки использования лесов и другие параметры их разрешенного использования;
3) ограничение использования лесов в соответствии со статьей 27 настоящего Кодекса;
4) требования к охране, защите, воспроизводству лесов.
6. Лесохозяйственные регламенты обязательны для исполнения гражданами, юридическими лицами, осуществляющими использование, охрану, защиту, воспроизводство лесов в границах лесничества, лесопарка.
Согласно п.1 ч.2 ст. 27 ЛК РФ допускается установление следующих ограничений использования лесов:
запрет на осуществление одного или нескольких видов использования лесов, предусмотренных частью 1 статьи 25 настоящего Кодекса.
Согласно ч.1 ст 25 ЛК РФ, использование лесов может быть следующих видов:
1) заготовка древесины;
2) заготовка живицы;
3) заготовка и сбор недревесных лесных ресурсов;
4) заготовка пищевых лесных ресурсов и сбор лекарственных растений;
5) осуществление видов деятельности в сфере охотничьего хозяйства;
6) ведение сельского хозяйства;
7) осуществление научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности;
8) осуществление рекреационной деятельности;
9) создание лесных плантаций и их эксплуатация;
10) выращивание лесных плодовых, ягодных, декоративных растений, лекарственных растений;
10.1) выращивание посадочного материала лесных растений (саженцев, сеянцев);
11) выполнение работ по геологическому изучению недр, разработка месторождений полезных ископаемых;
12) строительство и эксплуатация водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений и специализированных портов;
13) строительство, реконструкция, эксплуатация линейных объектов;
14) переработка древесины и иных лесных ресурсов;
15) осуществление религиозной деятельности;
16) иные виды, определенные в соответствии с частью 2 статьи 6 настоящего Кодекса.
Согласно материалам дела, лесохозяйственный регламент Шигонского лесничества утвержден правовым актом - приказом департамента лесного хозяйства Самарской области 31 декабря 2008 года, как и еще 17 лесохозяйственных регламентов лесничеств Самарской области, который доведен до сведения всех заинтересованных лиц путем размещения его на официальном сайте Правительства Самарской области в сети «Интернет», и обязателен для исполнения всеми органами и должностными лицами.
Данный регламент приложен ответчиком к отзыву на заявление Калинкиной Н.А. и поступил в суд 31.10.11года ( л.д. 72-93).
Указанные документы суд не принял во внимание без достаточных на то оснований.
Между тем, в соответствии с лесохозяйственным регламентом Львовского участкового лесничества ведение сельского хозяйства в 92 квартале запрещено.
Квартал №92 Львовского участкового лесничества отнесен к категории земель - леса, имеющие научное или историческое значение.
Такой же запрет установлен и Лесным планом Самарской области, утвержденным постановлением Губернатора Самарской области от 31.12.2008 года №149, который также доведен до сведения всех заинтересованных лиц путем размещения его на официальном сайте Правительства Самарской области в сети «Интернет», и обязателен для исполнения всеми органами и должностными лицами.
Кроме того. доказательств тому, что прежнему собственнику дома из земель лесного фонда для ведения сельского хозяйства в установленном законом порядке выделялся земельный участок в размере 0.35га не имеется.
В связи с изложенным судебная коллегия полагает, что не имеется предусмотренных законом оснований для предоставления Калинкиной Н.А. лесного участка площадью 0,35 га, по адресу : <адрес>, в срочное пользование на праве аренды на срок 49 лет, для ведения сельского хозяйства
Судебная коллегия также полагает, что не имеется оснований предусмотренных законом для предоставлении Калинкиной Н.А. земельного участка площадью 0.1га в аренду на 49 лет под индивидуальным жилым домом.
Согласно ст. 105 Лесного кодекса РФ в лесах запрещается размещение объектов капитального строительства, за исключением гидротехнических сооружений.
Таким образом, в настоящее время законодательство содержит прямой запрет на размещение объектов капитального строительства (жилых домов) на лесных участках, следовательно, требования заявителя не подлежат удовлетворению в любом случае.
Кроме того, площадь дома составляет 47, 7 кв.м., размер же участка испрашиваемого Калинкиной Н.А. под данный объект 0, 1 га.
В материалах дела также отсутствуют доказательства предоставления бывшему собственнику дома земельного участка площадью 0, 1га в установленном законом порядке.
Кроме того, заслуживают внимания доводы кассационной жалобы лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, что 12.12.1978 года лесной участок из состава земель лесного фонда Шигонского лесничества Самарской области площадью 488760000 кв.м. был передан в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Волжское ГООХ», о чем представлено свидетельство о государственной регистрации права от 17 января 2005 года. ( л.д. 1333)
В соответствии с приказом Рослесхоза от 15.08.2005 года №213 «Об определении границ территории лесного фонда Российской Федерации, в пределах которой ФГУ «Рачейский лесхоз», осуществляет функции, определенные уставом», в составе территории ФГУ «Волжское ГООХ» находятся кварталы №№1-125 Львовского участкового лесничества.
Таким образом. испрашиваемый заявителем лесной участок (в квартале 92) располагается на землях лесного фонда, раннее предоставленных в постоянное (бессрочное) пользование ФГУ «Волжское ГООХ» ( л.д. 131).
При наличии указанных обстоятельств решение суда подлежит отмене, и поскольку по делу не требуется установлении новых обстоятельств, судебного коллегия полагает постановить по делу новое решение об отказе в удовлетворении требований Калинкиной Н.А. в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.362 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА :
Решение Сызранского городского суда от 31.10.2011года отменить.
Постановить по делу новое решение.
Отказать Калинкиной Н.А. о в удовлетворении требований о признании незаконным решение Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области № от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в предоставлении ей лесного участка, площадью 0,1 га, находящегося под индивидуальным жилым домом, расположенного по адресу : <адрес>, в аренду на срок 49 лет, и об отказе в предоставлении лесного участка, площадью 0,35 га, расположенного по адресу : <адрес>, в срочное пользование на праве аренды на срок 49 лет, для ведения сельского хозяйства.
Отказать Калинкиной Н.А. в удовлетворении требований об обязании Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставить ей лесной участок площадью 0,1 га, находящийся под индивидуальным жилым домом, расположенный по адресу : <адрес>, в аренду на срок 49 лет.
Отказать Калинкиной Н.А. в удовлетворении требований об обязании Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области предоставить ей лесной участок площадью 0,35 га, расположенный по адресу : <адрес>, в срочное пользование на праве аренды на срок 49 лет, для ведения сельского хозяйства.
Председательствующий
Судьи