Судья: Рапидова И.В. гр.дело № 33-419/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
19 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Моргачевой Н.Н.,
Судей: Набок Л.А., Калинниковой О.А.,
при секретаре – Асабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Министерства имущественных отношений Самарской области на решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 ноября 2011 года, которым постановлено:
«Заявленные требования Кишмирян М.Л. удовлетворить.
Признать незаконным действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в возврате документов при рассмотрении заявления Кишмирян М.Л. № о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу:, <адрес>.
Обязать Министерство имущественных отношений Самарской области в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу возобновить дальнейшую работу по заявлению Кишмирян МЛ. № о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 962,0 кв.м».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя Министерства имущественных отношений Самарской области Фитчиной А.О. (по доверенности) в поддержание доводов кассационной жалобы, возражения представителя Кишмирян М.Л. – Чернова А.К. (по доверенности) на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
ДД.ММ.ГГГГ Кишмирян М.Л. обратилась в суд с заявлением об оспаривании действий Министерства имущественных отношений Самарской области.
В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно свободного от прав третьих лиц земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 962,0 кв.м, приложив все необходимые документы. ДД.ММ.ГГГГ МИО в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары было направлено обращение об утверждении схемы расположения испрашиваемого ею земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории. Ею были оплачены услуги МП «Архитектурно-планировочное бюро» по изготовлению графических материалов необходимых для утверждения схемы. За собственный счет было обеспечено выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, из ФГУ «Земельная кадастровая Палата Самарской области» получен кадастровый паспорт сформированного земельного участка с присвоением кадастрового №. ДД.ММ.ГГГГ она обратилась в МИО с заявлением, в котором уточнила цель использования земельного участка - для личного подсобного хозяйства. По сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый ею земельный участок находится в районе малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным правилам использования для иной территориальной зоны, участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования. Пунктом 3.3. Порядка предоставления земельных участков государственная собственность на которые не разграничена в г.о. Самара для целей не связанных со строительством, установлена прямая обязанность Министерства в течение двух недель после предоставления кадастрового паспорта испрашиваемого земельного участка принять решение о предоставлении заявителю этого участка на испрашиваемом праве. Считает, что в нарушение данной нормы МИО допущены незаконные действия, поскольку ДД.ММ.ГГГГ (по истечении 8 месяцев) Министерством в виде исходящего письма ей был возвращен пакет документов, чем нарушены ее права и законные интересы.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, Кишмирян М.Л. просила суд признать незаконным действия Министерства имущественных отношений Самарской области, выразившиеся в возврате документов при рассмотрении ее заявления о предоставлении в собственность земельного участка и обязать в десятидневный срок после вступления в законную силу решения суда по настоящему делу возобновить дальнейшую работу по ее заявлению.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе Министерство имущественных отношений Самарской области просит решение отменить, принять новое решение, отказав истцу в удовлетворении требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
Согласно ч. 2 ст. 34 Земельного Кодекса РФ граждане, заинтересованные в предоставлении или передаче земельных участков в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, для целей, не связанных со строительством, подают заявления в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006г. № 67 «Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара» полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 1 июля 2006 года возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением Правительства Самарской области от 21.06.2006г. № 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, для целей не связанных со строительством.
В силу п. п. 2.1, 2.2. Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в министерство имущественных отношений Самарской области заявление о предоставлении земельного участка с указанием цели использования земельного участка, его предполагаемые размеры и местоположение, испрашиваемое право на землю с приложением документов, указанные в приложении № 2 к настоящему Порядку.
Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям. Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю (п. 2.3 Порядка).
Согласно п. 2.4 Порядка, в двухнедельный срок начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка министерство направляет запросы в соответствующие органы с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
После получения запрашиваемой информации при наличии оснований, предусмотренных действующим законодательством для предоставления земельного участка, министерство направляет в уполномоченный орган местного самоуправления городского округа Самара обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории с приложением копии плана-схемы земельного участка, а также сведений, подтверждающих отсутствие прав третьих лиц в отношении земельного участка, испрашиваемого гражданами или юридическими лицами.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Согласно п. 3.3 Порядка, после получения утвержденной уполномоченным органом местного самоуправления городского округа Самара схемы расположения земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета данного земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости".
В двухнедельный срок с момента представления заявителем кадастрового паспорта земельного участка в случае необходимости определения рыночной стоимости земельного участка либо права его аренды для последующего предоставления земельного участка министерство обеспечивает проведение оценки земельного участка либо права его аренды в порядке, установленном законодательством об оценочной деятельности, и принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность либо в аренду.
В соответствии с ч. 1 ст.254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Кишмирян М.Л. обратилась в Министерство имущественных отношений Самарской области с заявлением о предоставлении в соответствии со ст. 9 Закона Самарской области «О земле» в собственность бесплатно земельного участка, площадью 962 кв.м., расположенного по адресу: <адрес> для садоводства, приложив план, испрашиваемого участка, выписки из ЕГРП, подтверждающие отсутствие прав третьих лиц на данный участок (л.д. 70).
Заявление принято Министерством к рассмотрению.
ДД.ММ.ГГГГ Министерство направило обращение в адрес Департамента строительства и архитектуры г.о. Самары об утверждении схемы расположения испрашиваемого земельного участка на кадастровой карте соответствующей территории.
Распоряжением ДСА соответствующая схема расположения земельного участка утверждена.
Кишмирян М.Л. за собственный счет было обеспечено выполнение в отношении земельного участка кадастровых работ, получен кадастровый паспорт сформированного земельного участка с кадастровым №.
ДД.ММ.ГГГГ кадастровый паспорт испрашиваемого земельного участка представлен в Министерство имущественных отношений Самарской области.
ДД.ММ.ГГГГ Кишмирян М.Л. обратилась в Министерство с заявлением об уточнении цели использования земельного участка - для личного подсобного хозяйства (л.д.66).
По сообщению Департамента строительства и архитектуры г.о.Самары от ДД.ММ.ГГГГ испрашиваемый земельный участок находится в районе малоэтажной жилой застройки индивидуальными домами (Ж-1). Использование земельного участка под садоводство соответствует основным разрешенным правилам использования для иной территориальной зоны, участок не находится в границах красных линий и не является территорией общего пользования (л.д. 81).
ДД.ММ.ГГГГ, по истечении 8 месяцев со дня представления Кашмирян М.Л. кадастрового паспорта земельного участка, Министерство имущественных отношений Самарской области возвратило заявителю пакет документов, ссылаясь на несоответствие их установленным Приложением № 2 к Порядку предоставления земельных участков требованиям, в связи с наличием на участке строения, непригодного для жилья и справки БТИ от ДД.ММ.ГГГГ, согласно которой данный участок ранее находился в фактическом владении ФИО1 , при отсутствии документов, о государственной регистрации прав заявителя на объект недвижимости.
Как установлено судом, на стадии принятия заявления Кашмирян М.Л. оснований к возврату документов заявителю, Министерством не усмотрено.
Осмотр испрашиваемого земельного участка специалистами Министерства был осуществлен лишь ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, к моменту возврата документов ДСА была утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, осуществлен государственный кадастровый учета земельного участка, получен кадастровый паспорт.
Данные обстоятельства, как правильно указал суд, свидетельствует о том, что заявление Кишмирян М.Л. было принято Министерством к рассмотрению без замечаний к представленным документам.
Учитывая, что возможность возврата заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю, с учетом требований п.п. 2.1, 2.2, 2.3 Порядка предоставления земельных участков.., утвержденного Постановлением Правительства Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № 74, предусмотрена лишь на стадии принятия заявления и проверки приложенных к нему документов на соответствие установленным требованиям, суд пришел к правильному выводу о том, что возвращение Министерством Кашмирян М.Л. документов более чем через 1 год и 4 месяца со дня их принятия к рассмотрению, противоречит требованиям действующего законодательства, регулирующего правоотношения сторон, удовлетворив заявленные Кашмирян М.Л. требования.
При этом, суд обоснованно исходил из того, что возврат документов, в данном случае, нарушает права заявителя на получение в предусмотренные законом и Порядком сроки решения Министерства о предоставлении либо отказе в предоставлении испрашиваемого земельного участка.
Доводы кассационной жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области о наличии на испрашиваемом заявителем земельном участке объекта недвижимости, что является препятствием для принятия решения о предоставлении земельного участка, основанием к отмене решения суда не являются.
Установив в ходе рассмотрения заявления, что на испрашиваемом заявителем земельном участке имеется строение, в целях установления факта наличия или отсутствия прав третьих лиц на данное строение, Министерство имущественных отношений Самарской области было обязано проверить это путем направления соответствующих запросов в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке.
По результатам проверки, в силу п. 2.4. Порядка, при наличии оснований для предоставления земельного участка, министерство обязано направить в уполномоченный орган местного самоуправления обращение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории либо, при выявлении препятствий для предоставления земельного участка - направить отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
Решение о предоставлении либо отказе в предоставлении Кашмирян М.Л. земельного участка предметом обжалования не являлось.
Правовых оснований для возврата Кашмирян М.Л. заявления со всеми приложенными документами не имелось, что убедительно мотивировано судом.
Вместе с тем, учитывая, что при разрешении настоящего дела суд был невправе предрешать вопросы не относящиеся к предмету заявленных Кашмирян М.Л. требований и входящие в исключительную компетенцию Министерства имущественных отношений Самарской области, касающиеся наличия или отсутствия оснований предоставления заявителю земельного участка, судебная коллегия считает необходимым исключить из мотивировочной части решения суда ссылки на ст. 39 Земельного Кодекса РФ, а также суждения, касающиеся вопроса отнесения имеющегося на испрашиваемом земельном участке строения пригодным или непригодным для жилья, как и несоответствия его признакам объекта недвижимости.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А :
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 16 ноября 2011 года по существу оставить без изменения.
Исключить из мотивировочной части решения суда ссылки на ст. 39 Земельного Кодекса РФ, суждения, касающиеся вопроса отнесения имеющегося на испрашиваемом Кашмирян М.Л. земельном участке строения пригодным или непригодным для жилья, а также о несоответствии его признакам объекта недвижимости, частично удовлетворив кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области.
Председательствующий:
Судьи: