О включении периодов работы в специальный стаж для назначения досрочной трудовой пенсии по старости, признании права на досрочную трудовую пенсию



Судья: Двоеглазова О.В. гр.дело № 33-484/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

19 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Моргачевой Н.Н.,

Судей: Набок Л.А., Калинниковой О.А.,

при секретаре – Кондратьевой О.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Государственного учреждения «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г. Самары» на решение Ленинского районного суда г.Самары от 30 ноября 2011 года, которым постановлено:

«Ривкиной Е.Г. включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периоды:

- С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ- время нахождения на курсах повышения квалификации,

- С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время работы в должности <данные изъяты> женской консультации ТМО № 8 Ленинского района г. Самары с учетом отпуска по уходу за ребенком,

- С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - время обучения в клинической ординатуре,

- С ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - период работы в должности <данные изъяты> курорта «Сергиевские минеральные воды» п. Серноводск Сергиевского района Куйбышевской области - в льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца.

Обязать УПФР в Ленинском и Самарском районах г. Самары произвести перерасчет трудовой пенсии по старости, выплачиваемой Ривкиной Е.Г., за период с 14 июля 2011 года».

Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., возражения Ривкиной Е.Г. на доводы кассационной жалобы, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Ривкина Е.Г. обратилась в суд с иском у ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары» о включении отдельных периодов работы в специальный стаж, признании права на досрочную трудовую пенсию.

В обоснование требований указала, что ДД.ММ.ГГГГ она обратилась к ответчику с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости, в связи с осуществлением более 30 лет деятельности, связанной с охраной здоровья населения. Решением от ДД.ММ.ГГГГ в назначении досрочной пенсии ей отказано, поскольку в специальный медицинский стаж включены лишь 19 лет 10 месяцев 24 дня. В льготный стаж не зачтены период работы <данные изъяты> женской консультации ТМО № 8 Ленинского района г. Самары с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку учреждение не предусмотрено Списком № 781; время обучения в клинической ординатуре со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; периоды нахождения на курсах повышения квалификации с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, период работы в должности <данные изъяты> курорта «Сергиевские минеральные воды» п.Серноводск Сергиевского района Куйбышевской области с 01.09.1980г. по 26.11.1981г. зачтен в календарном, а не льготном исчислении как один год работы за один год и три месяца. С решением органа пенсионного фонда она не согласна.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, Ривкина Е.Г. просила суд признать за ней право на досрочную трудовую пенсию по старости, в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения, обязать УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары включить в ее специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии оспариваемые периоды и назначить досрочную пенсию с момента обращения с заявлением, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе ГУ «УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары» просит решение отменить, принять новое решение, отказав истице в удовлетворении требований о включении периода обучения в клинической ординатуре в специальный стаж и назначении досрочной трудовой пенсии.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене в обжалуемой части, в связи с неправильным толкованием судом норм материального права.

Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Ривкина Е.Г. обратилась в Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г. Самары с заявлением о назначении досрочной трудовой пенсии по старости.

Решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ в назначении пенсии по п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ» отказано, из-за отсутствия требуемого специального стажа 30 лет.

В льготный стаж истицы включено 19 лет 10 мес. 24 дня.

В специальный стаж как медицинскому работнику не засчитаны периоды:

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ( 9 мес. 25 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (6 лет 6 мес. 13 дн.), включая отпуск по уходу за ребенком – работа в должности <данные изъяты> женской консультации Территориального медицинского объединения (ТМО) № 8 Ленинского района г. Самары, поскольку наименование учреждения «ТМО» не поименовано Списками учреждений здравоохранения, работа в которых засчитывается в специальный (медицинский) стаж и работодателем не подтверждена структура ТМО;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 год 11 мес. 29 дн.) – обучение в клинической ординатуре, поскольку не относится к периодам работы;

- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (28 дней), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 мес. 13 дн.), с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (1 мес. 28 дн) – курсы повышения квалификации (усовершенствования).

Кроме того, период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ( 1 г. 2 мес. 25 дн.) в должности <данные изъяты> на курорте «Сергиевские минеральные воды» засчитан в специальный стаж календарно, поскольку поселок Серноводск преобразован из курортного поселка в поселок сельского типа решением Самарского областного Совета народных депутатов № 164 12.09.1991 г.

В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.

Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

В соответствии с п.п. 20 п. 1 ст. 27 Федерального закона РФ № 173 от 17.12.2001г. «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 настоящего Федерального закона, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста.

Согласно положениям указанного закона, списки соответствующих работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством РФ.

При подсчете выслуги лет за период работы до 01.11.1999г. применяется Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г.

В соответствии с данным Списком, в выслугу лет, дающую право на досрочную трудовую пенсию, включается работа в должностях врачей и среднего медицинского персонала, независимо от наименования должности, лечебно - профилактических и санитарно – эпидемиологических учреждений всех форм собственности.

При этом, согласно постановлению Минтруда России от 14.04.2001 г. № 38 «О порядке включения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет по нормам ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ», периодов работы в ТМО», работа в должностях предусмотренных Списком 1991 года в лечебно-профилактических структурных подразделениях территориальных медицинских объединений включается в стаж, дающий право на досрочно назначаемую пенсию по старости за периоды до 01.11.1999 г.

Как установлено судом, в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ и с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истица работала в должности <данные изъяты> Территориального медицинского объединения (ТМО) № 8 Ленинского района г. Самары, относящегося к числу лечебно-профилактических учреждений, в структуру которого входила женская консультация.

О реорганизации ТМО в деле имеется историческая справка, из которой видно, что в состав медицинского объединения, при объединении медицинских учреждений в порядке эксперимента, вошла и городская поликлиника № 17, в которую первоначально ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу истица на должность <данные изъяты>, о чем имеется запись № 13 в трудовой книжке (л.д. 47).

В связи с этим суд пришел к правильному выводу о наличии правовых оснований для включения указанного периода в льготный стаж Ривкиной Е.Г., включая время ее нахождения в отпуске по уходу за ребенком, который до ДД.ММ.ГГГГ засчитывался в трудовой стаж наряду с трудовой деятельностью.

В силу п. 2 постановления Совета Министров РСФСР № 464 от 06.09.1991г. при исчислении срока выслуги лет работникам здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, указанным в Списке, один год работы в сельской местности или поселке городского типа засчитывается за один год и три месяца.

Поскольку из материалов дела следует, что курорт «Сергиевские минеральные воды», где в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Ривкина Е.Г. работала в должности <данные изъяты>, был расположен в курортном поселке Серноводск Сергиевского района Куйбышевской области, относящемся по данным Администрации сельского поселения к поселкам городского типа, суд обоснованно указал на наличие оснований к включению указанного периода работы истицы в специальный стаж не в календарном, а в льготном исчислении: как один год за один год и три месяца.

Так же правильно суд указал, что периоды нахождения на курсах повышения квалификации подлежат включению в специальный стаж Ривкиной Е.Г., поскольку в соответствии со ст. 196 ТК РФ необходимость профессиональной подготовки и переподготовки кадров для собственных нужд определяет работодатель.

В случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, работодатель обязан проводить повышение квалификации работников, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Согласно Федеральному закону «Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан» от 22.07.1993г. № 5487 - для медицинских специалистов предусмотрено обязательное профессиональное усовершенствование на курсах повышения квалификации. Для медицинских специалистов повышение квалификации не реже 1 раза в 5 лет является неотъемлемой частью профессиональной деятельности.

Материалами дела подтвержден факт нахождения Ривкиной Е.Г. в спорные периоды на курсах, направлялась истица на курсы повышения квалификации руководством медицинского учреждения на основании приказов, в этот период за ней сохранялась заработная плата, уплачивались страховые взносы, необходимые для исчисления страхового стажа. Истица повышала свою квалификацию как медицинский работник, в соответствии с занимаемой ею должностью; для нее, как для работника, осуществляющего лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, в силу специальных нормативных актов (приказы Минздрава РФ № 286 от 19.12.1994 года, № 186 от 05.06.1998 года, № 314 от 09.08.2001 г.) повышение квалификации являлось обязательным условием выполнения работы.

В указанной части решение суда является законным и обоснованным и сторонами не оспаривается.

Вместе с тем, судебная коллегия полагает, что решение суда в части включения в специальный стаж истицы периода обучения в клинической ординатуре с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ нельзя признать правильным.

Удовлетворяя иск в указанной части, суд указал, что согласно справки Самарского Государственного медицинского университета - Ануфриева (в браке Ривкина) Е.Г. была зачислена на кафедру акушерства и гинекологии №1, обучалась до ДД.ММ.ГГГГ, с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ей предоставлялся очередной отпуск. В период прохождения обучения на нее велась личная карточка рабочего и служащего, оплата за время обучения производилась истице как лицу, имеющему стаж работы свыше 5 лет в сумме 155 руб. Суд также исходил из того, что согласно п. 18 Положения о клинической ординатуре, утвержденного Министерством здравоохранения РФ от 17.02.93 г. № 23 - срок обучения в клинической ординатуре засчитывается в трудовой стаж врача.

Судебная коллегия полагает, что судом неправильно истолкованы нормы материального права.

Согласно п.6 Положения о клинической ординатуре, утвержденное приказом Министра здравоохранения Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N23, обучение в клинической ординатуре осуществляется с отрывом от основного места работы в течение 2 (5) лет. Врачам, обучающимся в клинической ординатуре, выплачивается стипендия (п. 16 Положения) со дня зачисления, но не ранее получения ими окончательного расчета по месту прежней работы (п. 17 Положения).

Это означает, что данный период не является работой и не совмещается с ней.

Пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, осуществляется в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации».

В силу подп. 11 п. 1 ст. 28 данного Федерального закона лица, осуществлявшие лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и в поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста приобретают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.

Таким образом, право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости обусловлено наличием стажа лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения.

При этом, в силу ст. 10 федерального закона № 173-ФЗ, в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный Фонд РФ.

Статьей 11 закона № 173-ФЗ предусмотрены иные периоды, которые засчитываются в страховой стаж. Перечень данных периодов является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Время обучения в клинической ординатуре в данном перечне не указано.

Согласно п. 3 ст. 28 этого же Федерального закона списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается трудовая пенсия, а также правила исчисления периодов работы и назначения трудовых пенсий при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Правила исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья в учреждениях здравоохранения, утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. N 781.

Пунктом 3 вышеназванных Правил установлено, что в стаж, дающий право на досрочную пенсию, засчитывается работа в должностях и учреждениях, перечисленных в вышеуказанном Списке.

Некоторые вопросы исчисления стажа на соответствующих видах работ регулируются также Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со ст. ст. 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516.

В силу п. 5 указанных Правил в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды, когда работа по специальности не осуществлялась.

К ним относятся периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в связи с временной нетрудоспособностью, а также периоды ежегодных оплачиваемых отпусков, включая дополнительные.

Однако период обучения в клинической ординатуре в данном пункте не указан.

Ранее действующее законодательство также не предусматривало возможность зачета время учебы в клинической ординатуре в страховой стаж для назначения досрочной пенсии по старости, в связи с лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения.

Таким образом, период обучения в клинической ординатуре не подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии, в связи с осуществлением лечебной деятельности.

При таких обстоятельствах, учитывая, что без учета периода обучения истицы в клинической ординатуре на момент ее обращения за назначением досрочной трудовой пенсии ( ДД.ММ.ГГГГ) у нее отсутствовал необходимый для этого 30-летний стаж, судебная коллегия полагает необходимым решение суда в указанной части отменить и постановить новое решение об отказе в удовлетворении заявленных Ривкиной Е.Г. требований о включении данного периода в специальный стаж, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 360, 362 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 30 ноября 2011 года в части удовлетворения исковых требований Ривкиной Е.Г. о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода обучения в клинической ординатуре со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, а также о возложении обязанности на ГУ УПФ РФ в Ленинском и Самарском районах г. Самары произвести перерасчет трудовой пенсии по старости, выплачиваемой Ривкиной Е.Г., за период с ДД.ММ.ГГГГ - отменить.

Постановить в указанной части новое решение, которым в удовлетворении исковых требований Ривкиной Е.Г. к Государственному учреждению «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г. Самары» о включении в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной трудовой пенсии по старости периода обучения в клинической ординатуре со ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, признании права на назначение досрочной трудовой пенсии и назначении пенсии с ДД.ММ.ГГГГ - отказать.

В остальной части решение суда оставить без изменения, удовлетворив кассационную жалобу ГУ «Управление Пенсионного фонда РФ в Ленинском и Самарском районах г.Самары».

Председательствующий:

Судьи:

Копия верна:Судья: