Судья: Чернышев М.В. гр. дело № 33-743/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Моргачевой Н.Н.,
Судей: Лазаревой М.А., Калинниковой О.А.,
с участием прокурора Пискаревой И.В.,
при секретаре Асабаевой Д.Т.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом городского округа Самара на решение Ленинского районного суда г. Самары от 08 декабря 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Прокурора Куйбышевского района г.Самары удовлетворить.
Обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Новогординскому А.А. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г. Самары согласно действующему законодательству».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., возражения Новогординского А.А. на доводы кассационной жалобы, заключение прокурора Пискаревой И.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Прокурор Куйбышевского района г.Самары, действуя в интересах Новогординского А.А. обратился в суд с иском к Главе г.о. Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилого помещения, указав, что Новогординский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является лицом, относящимся к числу детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Жилое помещение за Новогординским А.А. не закреплялось, жилья для проживания он не имеет. На основании заявления Новогординский А.А. был включен в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилья по договору социального найма по г.о. Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о.Самара. Однако до настоящего времени жильем не обеспечен.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Главу г.о. Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Новогординскому А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о.Самара согласно действующему законодательству.
Судом постановлено вышеуказанное решение.
В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о. Самара просит отменить решение суда, считает себя ненадлежащим ответчиком.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища.
Согласно п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы.
Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия данных решений.
В силу п.2 ч.1 ст.8 Федерального закона № 159-ФЗ от 21.12.1996 года «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди равноценной ранее занимаемому ими (или их родителями) жилому помещению жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
В соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.06 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот.
Согласно ст. 5 Закона Самарской области 07.07.05 № 152 ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.
В соответствии с положениями Постановления Правительства Самарской области от 29.10.08 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учёт, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляются органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.
Из материалов дела следует, что Новогординский А.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте. Его мать – Новогординская Т.Н. умерла в ДД.ММ.ГГГГ., отец – Новогординский А.А. умер в ДД.ММ.ГГГГ.
Жилого помещения за Новогординским А.А. не закреплялось, личного жилья для проживания он не имеет.
На основании личного заявления, распоряжением первого заместителя Главы г.о.Самара № от ДД.ММ.ГГГГ Новогординский А.А. включен в Список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г. Самаре.
Право Новогординского А.А. на внеочередное предоставление жилого помещения ответчиками не оспаривается.
До настоящего времени Новогординскому А.А. жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.
В ходе рассмотрения дела Новогординский А.А. подтвердил свои намерения получить социальную выплату на приобретение жилого помещения.
При таких обстоятельствах суд пришел к правильному выводу о том, что требования прокурора, заявленные в интересах Новогординского А.А., подлежат удовлетворению.
Доводы о том, что при реализации права Новогординского А.А. на предоставление социальной выплаты должны соблюдаться права иных очередников, а также об отсутствии достаточных финансовых средств, выделяемых на указанные цели, суд обоснованно не принял во внимание, указав, что разрешение требований о предоставлении детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, жилой площади во внеочередном порядке либо социальной выплаты на приобретение жилья, не ставится законом в зависимость от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом, а также и от иных условий.
Суд правомерно возложил обязанность по предоставлению Новогординскому А.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара за счет средств бюджета Самарской области на Главу г.о. Самара, Администрацию г.о.Самара и Департамент управления имуществом городского округа Самара, поскольку в соответствии с ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 года № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан», полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области.
В соответствии со ст. 22 Устава городского округа Самара Глава городского округа Самара, Администрация г.о.Самара, возглавляемая Главой, а также Департамент управления имуществом г.о. Самара входят в структуру органов местного самоуправления г.о. Самара.
Именно названные органы местного самоуправления, в соответствии с Уставом г.о. Самара, при разрешении вопросов о предоставлении жилых помещений и социальных выплат лицам, относящимся к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наделены на различных этапах соответствующей компетенцией (полномочиями).
С учетом изложенного, правильно применяя положения законодательства, регулирующего правоотношения сторон, суд обоснованно удовлетворил требования прокурора Октябрьского района г. Самары, обязав Главу г.о. Самара, Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Новогординскому А.А. социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.о. Самара.
Доводы кассационной жалобы о том, что Департамент управления имуществом г.о.Самара является ненадлежащим ответчиком по данному гражданскому делу несостоятельны по мотивам, изложенным выше.
Не могут служить основанием для отмены правильного решения и другие доводы кассационной жалобы, поскольку они не опровергают выводы суда по имеющим значение для дела вопросам.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст.360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
Решение Ленинского районного суда г. Самары от 08.12.2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о. Самара – без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: