о предоставлении вне очереди жилого помещения



Судья Черкунова Л.В. гр. дело № 33-580/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

24 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего Гороховика А.С.,

судей Акининой О.А., Шилова А.Е.,

с участием прокурора Гуляевой Е.Н.,

при секретаре Асабаевой Д.Т.,

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по кассационной жалобе представителя Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Иск прокурора Автозаводского района г. Тольятти удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Хожамбаевой И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, вне очереди жилое помещение по договору социального найма составом семьи один человек в соответствии с требованиями действующего законодательства».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Шилова А.Е., выслушав заключение прокурора Гуляевой Е.Н., полагавшей решение суда оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Автозаводского района г. Тольятти Самарской области действуя в интересах Хожамбаевой И.Р. обратился в суд с иском к мэрии городского округа Тольятти о внеочередном обеспечении жилым помещением по договору социального найма.

В обосновании заявленных требований прокурор указал, что Хожамбаева И.Р. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>

ДД.ММ.ГГГГ Постановлением мэра городского округа Тольятти, Хожамбаева И.Р. с ДД.ММ.ГГГГ принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи один человек.

До настоящего времени Хожамбаева И.Р. жилым помещением не обеспечена, сохранённое за ней право на жилую площадь по адресу: <адрес>, распоряжением заместителя главы администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ отменено.

Ссылаясь на указанные выше обстоятельства, прокурор просил суд обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Хожамбаевой И.Р., ДД.ММ.ГГГГ г.р., вне очереди жилое помещение по договору социального найма в соответствии с требованиями действующего законодательства на состав семьи один человек.

Судом постановлено указанное выше решение.

В кассационной жалобе представитель Мэрии городского округа Тольятти просит решение суда отменить как незаконное и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда.

На основании статьи 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004 года «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», с 01 марта 2005 года принятие на учёт граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещения в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены Жилищным кодексом РФ.

В соответствии с п. 2 ч. 2, ч. 3 ст. 57 Жилищного кодекса РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки, а также по окончании службы в Вооруженных силах или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления.

В силу п. 2 ч. 1 ст. 8 Федерального Закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

Согласно статье 4 указанного выше закона от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дополнительные гарантии по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством. Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.

В соответствии со ст. 5 Закона РФ от 21.12.1996 года № 159-ФЗ, дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходным обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Судом установлено и представителем ответчика не оспаривалось, что Хожамбаева И.Р., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей, <данные изъяты>.

Постановлением мэра городского округа Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , Хожамбаева И.Р. с ДД.ММ.ГГГГ принята на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях муниципального жилищного фонда, предоставляемых по договорам социального найма с составом семьи один человек.

Из материалов дела следует, что Хожамбаева И.Р. закреплённого жилья не имеет, распоряжением заместителя главы администрации Автозаводского района г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ , сохранённое за ней ранее право на жилую площадь по адресу: <адрес>, отменено.

Согласно выписки из поквартирной карточки, Хожамбаева И.Р. зарегистрирована по адресу: <адрес>, где занимает одно койко-место.

Из справки МП «Инвентаризатор» от ДД.ММ.ГГГГ, сведений из Управления Росреестра по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ видно, что Хожамбаева И.Р. в реестре собственников не значится, право приватизации не использовала.

До настоящего времени Хожамбаева И.Р. жильем не обеспечена. При этом обучение в общеобразовательном и пребывание в социальном учреждениях, окончено.

Приказом Поволжского государственного университета сервиса г. Тольятти от ДД.ММ.ГГГГ, она отчислена из университета с ДД.ММ.ГГГГ по собственному желанию.

Право на внеочередное предоставление Хожамбаевой И.Р. жилья, представителем мэрии городского округа Тольятти не оспаривалось, поскольку статья 57 Жилищного кодекса РФ не ставит право на внеочередное предоставление жилья в зависимость от наличия или отсутствия иных лиц, имеющих право на получение жилой площади вне очереди, от обеспечения жильем других очередников, от времени постановки на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, от времени включения в список граждан, имеющих право на получение жилого помещения вне очереди (список внеочередников).

Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти о том, что мэрия городского округа Тольятти являясь органом местного самоуправления предоставляет жилые помещения лицам, из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лишь в пределах субвенций, поступивших из областного бюджета на осуществление переданных полномочий Самарской области по обеспечению жилыми помещениями указанной категории лиц, суд первой инстанции обоснованно не принял во внимание по следующим основаниям.

Согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации социальная защита, включая социальное обеспечение, а также защита семьи, материнства, отцовства и детства находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В силу ст. 5 Закона Самарской области от 7 июля 2005 года № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей», детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, на патронатном воспитании, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421, утверждён Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому, учёт, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

Законом Самарской области от 05.03.2005 г. № 77-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке и социальному обслуживанию населения» органам местного самоуправления городского округа Самара переданы государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также детей, находящихся под опекой (попечительством), не имеющих закрепленного жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, по окончании опеки (попечительства).

Согласно ст.ст. 5, 6, 8 вышеуказанного Закона Самарской области № 77-ГД, органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий. Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в законе Самарской области об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.

Таким образом, и на федеральном уровне и на уровне субъекта Российской Федерации, обязанность по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями возложена на органы местного самоуправления. При этом у льготников есть право на получение жилого помещения по договору социального найма либо на получение субвенции (социальной выплаты).

Указанные выше положения Законов Самарской области не подменяют собой Жилищный кодекс РФ, а направлены на дополнительное соблюдение прав отдельной категории граждан.

Принимая во внимание указанные выше обстоятельства и учитывая, что государственные полномочия по обеспечению жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей переданы органам местного самоуправления, суд пришёл к правильному выводу об удовлетворении исковых требований прокурора и обоснованно возложил на мэрию городского округа Тольятти обязанность обеспечить Хожамбаеву И.Р. жилой площадью вне очереди по договору социального найма на состав семьи 1 человек, в соответствии с требованиями действующего законодательства.

Доводы представителя мэрии городского округа Тольятти в кассационной жалобе о несогласии с решением суда по основаниям, которые приводились им в суде первой инстанции, не могут быть приняты во внимание по изложенным выше основаниям.

Разрешая заявленные требования, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства дела, применил закон, подлежащий применению, дал надлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам и постановил решение, отвечающее нормам материального права при соблюдении требований гражданского процессуального законодательства.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

Решение Центрального районного суда г. Тольятти Самарской области от 08 декабря 2011 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Мэрии городского округа Тольятти без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи