О выделении социальной выплаты на приобретение жилого помещения



Судья: Чернышев М.В гр. дело № 33-750/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

26 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

Председательствующего: Захарова С.В.,

судей: Улановой Е.С., Набок Л.А.,

с участием прокурора Пискарёвой И.В.,

при секретаре Иванниковой Н.В.,

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Департамента управления имуществом г.о.Самара на решение Ленинского районного суда г.Самара от 15.12.2011 года, которым постановлено:

«Исковые требования Прокурора Октябрьского района г.Самара удовлетворить. Обязать Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Поповой Е.И. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения в черте г.Самары согласно действующему законодательству».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Набок Л.А., заключение прокурора Пискарёвой И.В, судебная коллегия,

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Советского района г.Самара обратился в суд с иском в интересах Поповой Е.И. к Главе г.о.Самара, Администрации г.о.Самара, Департаменту управления имуществом г.о.Самара о выделении социальной выплаты на приобретение (строительство) жилого помещения.

В обоснование требований указал, что Попова Е.И. является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте, в связи с чем был включена в список граждан из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади Администрации г.о.Самара. До настоящего времени жилое помещение Поповой Е.И. не предоставлено.

Ссылаясь на указанные обстоятельства, прокурор просил суд обязать Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Поповой Е.И. единовременную социальную выплату на приобретение жилого помещения.

Судом постановлено изложенное выше решение.

В кассационной жалобе Департамент управления имуществом г.о.Самара решение суда отменить, принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения.

В соответствии со ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.

Вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям -сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях специального обслуживания, в приемных семьях, в детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в вооруженных силах РФ или по возвращении из учреждений, исполняющих наказания в виде лишения свободы.

На основании п. 3 ст. 52 ЖК РФ принятие на учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства.

Согласно ст.8 ФЗ от 21.12.1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети - сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательных учреждениях или в учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, обеспечиваются органом исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью, не ниже установленных социальных норм.

На основании ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области наделяются отдельными государственными полномочиями в Самарской области по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот.

В соответствии со ст.5 Закона Самарской области от 07.07.2005 № 152-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей предоставляется жилое помещение по договорам социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

Согласно положениям постановления Правительства Самарской области от 29.10.2008 № 421 «Об утверждении порядка обеспечения жилыми помещениями детей - сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей осуществляется путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Согласно указанному Порядку учет, формирование списков обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями.

В силу ст.ст.5, 6, 8 Закона № 77-ГД органы государственной власти Самарской области при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.

Органы государственной власти Самарской области передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.

Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления

государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в Законе Самарской области «Об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период».

Из материалов дела следует, что Попова Е.И., ДД.ММ.ГГГГ г.р., является лицом, оставшимся без попечения родителей в несовершеннолетнем возрасте.

На основании личного заявления Поповой Е.И. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.Самара, сформированный отделом по учету и распределению жилой площади администрации г.о.Самара.

Распоряжением первого заместителя главы г.о.Самара от ДД.ММ.ГГГГ. № был утвержден список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющих закрепленного жилого помещения, обладающих правом на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма по г.о.Самара.

Судом установлено и материалами дела подтверждается, что до настоящего времени Попова Е.И. жилое помещение по договору социального найма не предоставлено, социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области, ему не выделялась, какого – либо жилья за ним не закреплено.

При таких обстоятельствах, суд пришёл к правильному выводу и обоснованно обязал Главу г.о.Самара, Администрацию г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара предоставить Поповой Е.И. единовременную социальную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в черте г.Самара согласно действующему законодательству.

Доводы представителей Администрации г.о.Самара, Департамента управления имуществом г.о.Самара в судебном заседании суда первой инстанции о том, что они являются ненадлежащими ответчиками по делу, суд обоснованно не принял во внимание.

Из ч. 1 ст. 1 Закона Самарской области от 24.10.2006 №115- ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» полномочиями по обеспечению жилыми помещениями детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей наделяются органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Самарской области.

Согласно ст. 22 Устава г.о.Самара (в редакции решения Думы г.о.Самара от 06.08.2009) в структуру органов местного самоуправления г.о.Самара входит Дума г.о.Самара - представительный орган г.о.Самара; Глава г.о.Самара - высшее должностное лицо г.о.Самара, избираемое на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании на муниципальных выборах; администрация г.о.Самара - исполнительно-распорядительный орган г.о.Самара, возглавляемый Главой г.о.Самара; Департамент управления имуществом г.о.Самара и Департамент строительства и архитектуры г.о.Самара.

В соответствии с Уставом г.о.Самара органы местного самоуправления наделены соответствующей компетенцией.

При разрешении вопроса о предоставлении социальной выплаты для приобретения жилья из средств бюджета Самарской области детям - сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей задействованы в пределах своей компетенции Глава г.о.Самара, Администрация г.о.Самара и Департамент управления имуществом г.о.Самара.

При таких обстоятельствах, суд правомерно привлек Администрацию г.о.Самара, Главу г.о.Самара, Департамент управления имуществом г.о.Самара в качестве ответчиков по данному делу. Органы государственной власти субъекта - Правительство Самарской области и Министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области, в пределах своей компетенции являются органами, контролирующими использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения данной обязанности органов местного самоуправления.

Недостаточность средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, как правильно указал суд, не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований.

Доводы кассационной жалобы о незаконности решения суда, основаны на неправильном понимании норм материального права и потому не могут служить основанием к отмене решения суда.

Судебная коллегия считает, что нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст.362 ГПК РФ, судом не допущено.

На основании изложенного, и, руководствуясь ст.ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия,

О П Р Е Д Е Л И Л А :

Решение Ленинского районного суда г. Самары от 15.12.2011г. оставить без изменения, кассационную жалобу Департамента управления имуществом г.о.Самара – без удовлетворения.

Председательствующий:

Судьи