о предоставлении вне очереди жилого помещения



Судья Соболева Ж.В.             гр. дело № 33-1218/2012

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

07 февраля 2012 года

судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:

председательствующего         Яковлевой В.В.

судей         Сорокиной Л.А., Сафоновой Л.А.

с участием прокурора         Шабановой И.Н.

при секретаре             Поваровой И.С.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Мэрии городского округа Тольятти на решение Центрального районного суда г.Тольятти Самарской области от 14 декабря 2011 года, которым постановлено:

«Иск удовлетворить.

Обязать мэрию городского округа Тольятти предоставить Решетникову Г.В. жилое помещение в г. Тольятти вне очереди на состав семьи один человек по установленным нормам, действующим на момент предоставления жилья».

Заслушав доклад судьи Самарского областного суда Сафоновой Л.А., заключение прокурора Шабановой И.Н., полагавшей решение оставить без изменения, судебная коллегия

У С Т А Н О В И Л А:

Прокурор Центрального района г.о. Тольятти обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать Мэрию городского округа Тольятти предоставить Решетникову Г.В. жилое помещение вне очереди. В обоснование заявленных требований прокурор указал, что Решетников Г.В. остался без попечения родителей. Мать Недугова Л.Г. и отец Недугов В.В. лишены родительских прав в отношении него. Закрепленного жилья не имеет. Распоряжением и.о. мэра г.о. Тольятти № 8272-р/4 от 02.08.2011 года Решетников Г.В. принят на учет нуждающихся в жилых помещений, однако до настоящего времени жильем не обеспечен.

Судом постановлено вышеизложенное решение.

В кассационной жалобе Мэрия городского округа Тольятти просит решение суда отменить и принять по делу новое решение. При этом ссылается на следующие обстоятельства.

Гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.

Абзац. 3 п. 1 ст. 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» предусматривает, в рамках реформирования системы социальной защиты граждан, полномочия субъектов Российской Федерации по установлению и реализации дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение.

Кроме этого, ст. 2 Закона Самарской области от 24.10.2006 № 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» установлено, что органы местного самоуправления при осуществлении переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять государственные полномочия Самарской области в пределах выделенных для этого финансовых средств и материальных ресурсов.

Однако, вопреки данным нормам права, суд фактически возложил на орган местного самоуправления реализацию дополнительных гарантий прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение.

Мэрия городского округа Тольятти осуществляет лишь полномочия по учету, формированию и направлению списков детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области для получения из областного бюджета субвенций и дальнейшее предоставление социальных выплат на приобретение жилья лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей за счет этих субвенций.

    Уполномоченные органы осуществляют расчет денежных средств на обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для каждого получателя отдельно.

Обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется путем предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований из областного бюджета на предоставление социальных выплат, на строительство или приобретение жилых помещений для дальнейшего предоставления этих жилых помещений по договору социального найма отдельным категориям граждан, признанным нуждающимися в жилых помещениях.

Таким образом, Мэрия городского округа Тольятти обладает полномочиями по предоставлению жилья данной категории граждан только лишь в пределах перечисленных из областного бюджета субвенций в порядке, установленном Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. №421. Надлежащим ответчиком по делу должно быть министерство экономического развития, инвестиций и торговли Самарской области.

Кроме того, полагают, что суд не учел требования ч.3,4 ст.49 ЖК РФ, согласно которой жилые помещения предоставляются по договорам соцнайма в порядке, установленном ЖК РФ, если иной порядок не предусмотрен федеральным законом. При удовлетворении исковых требований Решетников Г.В. должен быть поставлен в списке на получение жилого помещения на первое место, что нарушает очередь и права лиц, стоявших ранее в указанном списке, которые так же могут находиться в тяжелой жизненной ситуации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда 1 инстанции, считая его законным и обоснованным.

На основании ст. 6 Федерального закона РФ № 189 от 29.12.2004 г. «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» с 1 марта 2005 года принятие на учет граждан в целях последующего предоставления им по договорам социального найма жилых помещений в государственном или муниципальном жилищном фонде осуществляется по основаниям и в порядке, которые предусмотрены ЖК РФ.

В соответствии с п.2 ч.2, ч.3 ст. 57 ЖК РФ, вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе в учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы. Гражданам, состоявшим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, жилые помещения по договорам социального найма предоставляются на основании решений органа местного самоуправления. Решения о предоставлении жилых помещений по договорам социального найма выдаются или направляются гражданам, в отношении которых данные решения приняты, не позднее, чем за три рабочих дня со дня принятия данных решений. В силу ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.

В соответствии со ст. 5 Закона Самарской области от 07.07.2005г № 152 -ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не имеющим закрепленного за ними жилого помещения, по окончании их пребывания в образовательных и иных учреждениях, в том числе учреждениях социального обслуживания, в приемных семьях, детских домах семейного типа, при прекращении опеки (попечительства), а также по окончании службы в Вооруженных Силах Российской Федерации или по возвращении из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, предоставляется жилое помещение по договору социального найма или социальная выплата на приобретение жилого помещения в порядке, установленном Правительством Самарской области.

В соответствии с положениями п.3 ст. 2 Закона Самарской области от 11.07.2006 года № 87-ГД (в редакции от 23 марта 2010г.) «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, обеспечиваются вне очереди жилыми помещениями по договору социального найма по нормам предоставления общей площади жилого помещения, установленным статьей 5 настоящего Закона.

В соответствии с п.1 ч.1 Закона Самарской области от 24.10.2006 N 115-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории Самарской области отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти Самарской области, и отдельными государственными полномочиями Самарской области по обеспечению жилыми помещениями граждан, указанных в пунктах 1 - 4 части 2 статьи 2 Закона Самарской области от 11 июля 2006 года № 87-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории Самарской области», вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Постановлением Правительства Самарской области от 29.10.2008 г. № 421 утвержден Порядок обеспечения жилыми помещениями детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, согласно которому учет, формирование списков, обеспечение жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, осуществляется органами местного самоуправления, наделенными отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями указанной категории граждан.

Таким образом, обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жилыми помещениями либо предоставление им социальной выплаты, являются полномочиями органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в Самарской области, исполнение данных обязательств осуществляется за счет средств областного бюджета.

Материалами дела установлено, что Решетников Г.В., 1989 года рождения, относится к категории детей, оставшихся без попечения родителей: мать Недугова Л.Г. и отец Недугов В.В., решением Автозаводского районного суда г. Тольятти от 11.02.2004 года лишены родительских прав в отношении Недугова Г.В. Решением Центрального районного суда гор. Тольятти от 05.10.2006 года родители Недугова Г.В. признаны безвестно отсутствующими. Согласно свидетельства о перемене имени № I-EP 518844 Недугов Г.В. переменил фамилию на Решетников Г.В. В период до 30.06.2009 г. Решетников Г.В. обучался в АНО «Тольяттинский техникум экономики и права», откуда был отчислен в связи с окончанием обучения. Закрепленного жилья Решетников Г.В. не имеет, что подтверждается материалами дела и не оспаривается ответчиком.

Распоряжением и.о. заместителя мэра г.о. Тольятти № 8272-р/4 от 02.08.2011 года Решетников Г.В. был принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении с составом семьи один человек.

Судом установлено и не оспаривалось ответчиком, что у Решетникова Г.В. возникло право на получения жилого помещения, однако до настоящего времени ему жилое помещение либо социальная выплата на приобретение жилья не предоставлены.

Оценив собранные по делу доказательства в совокупности, суд пришел к обоснованному выводу о том, что Решетников Г.В.в установленном законом порядке признан нуждающимся в получении жилого помещения по договору социального найма во внеочередном порядке, является лицом, относящимся к детям, оставшимся без попечения родителей, соответственно в силу ст. 57 ЖК РФ имеет право на внеочередное получение жилья.

Доводы Мэрии г.о.Тольятти об отсутствии денежных средств на обеспечение жилыми помещениями, не могут быть приняты во внимание, так как обеспечение жилыми помещениями лиц данной категории не может быть поставлено в зависимость от каких-либо условий, в том числе и недостаточности материальных и финансовых ресурсов.

При таких обстоятельствах, судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом 1 инстанции определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка. Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено. Доводы кассационной жалобы являются небоснованными.

На основании изложенного, руководствуясь ст.360-361, 366-367 ГПК РФ, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Центрального районного суда г.Тольятти от 14 декабря 2011 года - оставить без изменения, кассационную жалобу ответчика Мэрии городского округа Тольятти – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи