Судья: Маркин А.В. гр.дело № 33-826/2012
О П Р Е Д Е Л Е Н И Е
26 января 2012 года судебная коллегия по гражданским делам Самарского областного суда в составе:
Председательствующего: Калинниковой О.А.,
Судей: Вачковой И.Г., Лазаревой М.А.,
при секретаре – Пряниковой Т.Н.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по кассационной жалобе Главного Управления МВД России по Самарской области на решение Октябрьского районного суда г.Самары от 05 декабря 2011 года, которым постановлено:
«Исковые требования Вороновой Т.Н. удовлетворить.
Обязать ГУ МВД РФ по Самарской области в выслугу лет Вороновой Т.Н. для назначения пенсии включить периоды ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие её службе в органах налоговой полиции:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина № 49 Куйбышевского Горпромторга, а с ДД.ММ.ГГГГ - Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;
-с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина №8 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина № 8 Городского розничного торгового объединения «Промтовары» (согласно письму Минтруда России от ДД.ММ.ГГГГ № 913 - 21 должность <данные изъяты> в соответствии с Перечнем наименований должностей служащих по классификационным группам относится к группе 7 - специалисты, занятые инженерно - техническими и экономическими работами);
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина № 821 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ТОО магазин «Шанс»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> финансового отдела Приволжского окружного управления материально - технического и военного снабжения МВД СССР».
Заслушав доклад по делу судьи Самарского областного суда Калинниковой О.А., объяснения представителя ГУ МВД РФ по Самарской области – Куркиной С.М. (по доверенности), поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения Вороновой Т.Н. и ее представителя Гафурова Р.В. (по ордеру), судебная коллегия
У С Т А Н О В И Л А:
Воронова Т.Н. обратилась в суд в иском к ГУ МВД России по Самарской области о включении в выслугу лет для назначения пенсии отдельных периодов работы.
В обоснование требований указала, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции РФ по Самарской области и имела специальное звание старшего лейтенанта. В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № она была уволена из органов ФСНП по пункту «е» ст. 45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции. При увольнении в выслугу лет необоснованно не были включены периоды ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие ее службе в органах налоговой полиции:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина № 49 Куйбышевского Горпромторга, а с ДД.ММ.ГГГГ - Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина №8 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина №8 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина №821 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ТОО магазин «Шанс»;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> финансового отдела Приволжского окружного управления материально-технического и военного снабжения МВД СССР.
Общий период работы на указанных должностях составил 12 лет 6 месяцев 3 дня. Полагает, что в связи с данными обстоятельствами было нарушено ее право на пенсионное обеспечение по нормам, предусмотренным Законом РФ от 12.02.1993 №4468 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей», действие которого было распространено на сотрудников налоговой полиции в соответствии со статьей 17 Закона РФ от 24.06.1993 № 5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции».
Ссылаясь на указанные обстоятельства, с учетом уточнения исковых требований, Воронова Т.Н. просила суд включить в выслугу лет для назначения пенсии вышеуказанные периоды ее работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, предшествующие ее службе в органах налоговой полиции.
Судом постановлено указанное выше решение.
В кассационной жалобе ГУ МВД РФ по Самарской области просит решение отменить, принять новое решение, отказав истице в удовлетворении исковых требований.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия не находит оснований для отмены решения суда, считает его правильным.
В силу ст. 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту.
Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
В соответствии с ч. 3 ст. 17 Закона Российской Федерации от 24.06.1993 г. №5238-1 «О федеральных органах налоговой полиции» пенсионное обеспечение сотрудников налоговой полиции и их семей производится по нормам и в порядке, которые установлены Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей».
Согласно ч.1 ст.13 Закона РФ № 5238-1 порядок прохождения службы в федеральных органах налоговой полиции регулируется Положением «О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации», утвержденным Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года.
В силу ст.11 Закона РФ от 12 февраля 1993 года N 4468-1, в редакции Федерального закона от 30.06.2003 N 86-ФЗ, пенсионное обеспечение лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции, осуществляется Министерством внутренних дел Российской Федерации.
Часть 3 ст. 50 названного выше Положения предусматривает, что лицам, имеющим специальные звания налоговой полиции, включается в выслугу лет помимо времени, предшествовавшего военной службе, время предшествовавшей службы в органах внутренних дел на должностях рядового и начальствующего состава, время работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации, а также засчитывается время учебы в высших и средних специальных учебных заведениях из расчета два месяца учебы за один.
Пунктом 6 Указа Президента РФ от 15.05.1996 года № 718 «Вопросы министерства Российской федерации по налогам и сборам» предписано: «Установить, что при исчислении стажа работы, дающего право на установление надбавки за выслугу лет работникам налоговых органов, учитываются периоды работы на должностях по финансово-экономическим, бухгалтерским и юридическим специальностям».
Из материалов дела следует, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Воронова Т.Н. проходила службу в Федеральной службе налоговой полиции РФ по Самарской области и имела специальное звание <данные изъяты>, что подтверждается записью в трудовой книжке.
В связи с упразднением Федеральной службы налоговой полиции РФ приказом Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ № Воронова Т.Н. уволена из органов ФСНП по п.«е» ст.45 (по сокращению штатов) Положения о прохождении службы в органах налоговой полиции.
Выслуга лет для назначения пенсии на ДД.ММ.ГГГГ по расчетам ГУ МВД России по Самарской области составила: календарная - 09 лет 03 месяца 27 дней, льготная - 01 год 03 месяца 15 дней, учеба - 02 года 04 месяца 28 дней, всего - 13 лет 00 месяцев 10 дней (л.д.9).
Установлено также, что до прохождения службы в органах налоговой полиции Воронова Т.Н. работала: с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> магазина № 49 Куйбышевского Горпромторга, а с ДД.ММ.ГГГГ - Городского розничного торгового объединения «Промтовары»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ – <данные изъяты> магазина №8 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина № 8 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> магазина №821 Городского розничного торгового объединения «Промтовары»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> ТОО магазин «Шанс»; с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ - <данные изъяты> финансового отдела Приволжского окружного управления материально-технического и военного снабжения МВД СССР.
Указанные периоды в расчет выслуги лет для назначения пенсии не включены.
Между тем, суд пришел к правильному выводу о том, что в оспариваемые периоды Воронова Т.Н. осуществляла трудовую деятельность на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям.
При этом, давая оценку исследованным доказательствам, суд правильно указал, что к данным видам работ относится и период работы истицы <данные изъяты> в магазине № 8 Городского розничного торгового объединения «Промтовары».
Согласно разъяснению Министерства труда и социального развития РФ от 10.06.2003 года № 913-21 должность <данные изъяты> в соответствии с Перечнем наименований должностей служащих по классификационным группам относится к группе 7 - специалисты, занятые инженерно-техническими и экономическими работами.
Как установлено судом в оспариваемый период истица, работая <данные изъяты>, осуществляла исключительно финансово-экономическую деятельность, ее работа была непосредственно связана с анализом финансово-экономических показателей магазина, планированием экономических показателей по издержкам и прибыли, расчетами приработка по заработной плате сотрудников предприятия по системе КТУ, участием в качестве ревизора в проведении инвентаризаций (л.д. 44-46), в связи с чем не может расцениваться как работа инженерно-технического состава.
Исковые требования Вороновой Т.Н. в части включения в выслугу лет для назначения пенсии периода ее работы с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> финансового отдела Приволжского окружного управления материально-технического и военного снабжения МВД СССР, представитель ГУ МВД России по Самарской области признал.
На момент исключения Вороновой Т.Н. из списков личного состава органов налоговой полиции, Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 1995 года N 155 на лиц, проходивших службу в федеральных органах налоговой полиции в качестве сотрудников, имеющих специальное звание, с учетом особенностей прохождения службы в этих органах, распространялось действие постановления Совета Министров Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 года N 941 "О порядке исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин либо службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации".
Кроме порядка пенсионного обеспечения сотрудников налоговой полиции, предусмотренного Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", и порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии по выслуге лет, предусмотренного постановлением Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года, действовал и дополнительный порядок для лиц, имеющих специальное звание налоговой полиции (часть 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции"), который предусматривал включение в выслугу лет для назначения пенсии по выслуге лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном для сотрудников Государственной налоговой службы Российской Федерации.
Исходя из хронологии принятия и содержания вышеприведенных нормативных правовых актов, на что правильно указал суд, следует, что они принимались позднее Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" для обеспечения реорганизации государственной налоговой службы в налоговую полицию Российской Федерации и не противоречат нормам данного Закона.
В части 3 статьи 50 Положения "О прохождении службы в органах налоговой полиции Российской Федерации", утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации N 4991-1 от 20 мая 1993 года (в ред. от 30.06.2002 г.) законодатель установил норму не только распространяющую на сотрудников налоговой службы, перешедших на службу в органы налоговой полиции, действие Закона Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших, военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", но прямо указал на то, что такие сотрудники при подсчете выслуги лет для получения пенсии по этому Закону сохраняют право на включение в выслугу лет времени работы на предприятиях, в учреждениях и организациях в порядке, предусмотренном законодательством для сотрудников государственной налоговой службы Российской Федерации.
Путем прямого распространения на лиц, проходивших службу в органах налоговой полиции, норм Закона Российской Федерации от 12 февраля 1993 года № 4468-1 и постановления Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 года с сохранением при этом для них прежнего порядка подсчета выслуги лет для целей пенсионного обеспечения была законодательно обеспечена стабильность правового положения сотрудников налоговой полиции в сфере пенсионного обеспечения.
Иное толковании указанных правовых норм свидетельствовало бы о нарушении законных прав бывших сотрудников налоговой полиции на пенсионное обеспечение по нормам Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Также обоснованно суд указал, что исходя из положений ч. 5 ст. 54 ФЗ № 86 (в редакции ФЗ от 22.07.2005 г. № 121-ФЗ), распространяющей свое действие на правоотношения, возникшие с 1 июля 2003 года, выслуга лет для сотрудников налоговой полиции должна быть исчислена в соответствии с Положением о прохождении службы в органах налоговой полиции РФ, то есть по нормам, установленным данным Положением, и только в этом случае она не подлежит перерасчету.
С учетом изложенного, суд пришел к правильному выводу о том, что требования Вороновой Т.Н. о включении в выслугу лет для назначения пенсии периодов работы на предприятиях, в учреждениях и организациях на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям, обоснованны, в связи с чем постановил законное и обоснованное решение об их удовлетворении.
Поскольку исковые требования Вороновой Т.Н., в данном случае, носят неимущественный характер, а в силу ст. 208 ГК РФ исковая давность не распространяется на требования о защите личных неимущественных прав, суд обоснованно отклонил заявление ответчика о применении к заявленным требованиям срока исковой давности.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе Главного Управления МВД России по Самарской области о том, что включение Вороновой Т.Н. в выслугу лет для назначения пенсии предшествующей службе в налоговой полиции работы на должностях по финансово-экономическим и бухгалтерским специальностям в учреждениях и организациях различных форм собственности без наличия у нее специального звания, чина или ранга является неправомерным, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, как основанные на неправильном толковании норм материального права.
Судебная коллегия полагает, что все обстоятельства, имеющие значение для дела, судом определены правильно, им дана надлежащая правовая оценка.
Нарушений норм материального и процессуального права, влекущих отмену принятого решения и предусмотренных ст. 362 ГПК РФ, судом не допущено.
Доводов, опровергающих правильность выводов суда, кассационная жалоба не содержит.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 360, 361 ГПК РФ, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Октябрьского районного суда г. Самары от 05 декабря 2011 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Главного Управления МВД России по Самарской области - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи: